Штаб партии

​720005, Кыргызстан, г.Бишкек,
улица Максима Горького 116

Контактные телефоны:
(+996 312) 45-28-33
(+996 557) 20-02-13

[email protected]
[email protected]

ЦИК наконец–то цыкнул. Комментарии Акылбека Сариева по поводу действий ВП

Казенного благолепия не получилось на состоявшемся 21 июля круглом столе по обсуждению избирательного законодательства, на основании которого пройдут осенью парламентские выборы. Имела место, пусть заочная, но едва ли не первая публичная и достаточно резкая полемика ЦИК по поводу действий временного правительства. Вечеркинцы, естественно, обратились за комментариями к председателю ЦИК Акылбеку САРИЕВУ.

— Своего рода сенсация: ЦИК подверг резкой критике недавние декреты временного правительства о частичном изменении Кодекса о выборах. В чем суть разногласий с ВП?
   
— Моя позиция: ни в коем случае не менять сейчас избирательное законодательство, ведь до парламентских выборов осталось меньше трех месяцев. Только так возможно исключить потенциальную угрозу будущих конфликтов, исключить обвинения, что ВП “в последний момент подгоняло законодательство под себя”.
   
Любое изменение Кодекса о выборах путем принятия декретов уже вызывает серьезные вопросы. В принятом недавним референдумом Законе “О введении в действие Конституции” законодательные полномочия каких–либо органов не предусмотрены. А в статье 70 Конституции говорится: “Порядок избрания депутатов ЖК, включая установление избирательного порога для прохождения в парламент, определяется конституционным законом”.

— Но такого конституционного закона пока нет.
   
— К сожалению. Ибо не оговорили, что выборы в ЖК 2010 года проводятся на основании действующего Кодекса о выборах. Еще одна правовая коллизия — после референдума Конституция имеет высшую юридическую силу, но в ней ВП не упоминается.

— Интересно, по каким вопросам ЦИК уже спорил с ВП?
   
— Прежде всего ЦИК удалось вскоре после 7 апреля отстоять свой постоянный, а не временный статус, на котором первоначально сильно настаивало временное правительство. Кроме того, скажем, спорили по инициативе ВП о проведении голосования вне помещения на референдуме 27 июня — на рынках, в крупных торговых центрах и т.д. Мы категорически возражали, и в итоге нам пришлось полностью аннулировать результаты голосования на трех таких участках в Бишкеке. Это говорит о том, что разногласия неизбежны, и разрешаются они достаточно демократически.

— О чем сегодня спорите с ВП?
   
— О том, по какому законодательству проводить приближающиеся парламентские выборы. Предлагается два варианта — указом президента, который у нас полностью легитимен, утвердить Положение о выборах ЖК, куда будут перенесены общая часть Кодекса о выборах и особенная часть, касающаяся выборов депутатов, с несущественными изменениями — это раз, и указом президента устанавливается, что выборы парламента проводятся на основании Кодекса о выборах при условии, что в него никакие изменения или дополнения не вносятся, — это два. Однако пока наше предложение не принято.

— Не пора ли срочно ликвидировать 50–процентный барьер явки? Ну сколько можно обманывать народ — никогда ведь в Бишкеке, например, не приходило на участки 50 процентов горожан, имеющих право голоса.
   
— 50–процентная норма сохраняется только для президентских выборов. Выборы в ЖК будут, согласно действующему законодательству, действительны при любой явке. Насильно никого тянуть на участки не придется.

— Чего греха таить: все предшествующие составы Центризбиркома рабски обслуживали “Белый дом”, выполняли заказ по процентам явки и количеству голосов “за”. По завершении выборов оставалось только решать вопрос, каким орденом председателя ЦИК наградить. А ему самому, получив орден, решать вопрос, в какую страну сбежать подальше от народного гнева или от преследований властей. Три ваших предшественника на посту председателя ЦИК бежали за границу. Вы первый председатель, которого само правительство всячески пытается позиционировать как независимого. Или все пойдет по прежней накатанной колее?
   
— И при Акаеве, и при Бакиеве будучи членом Центризбиркома, я лично не раз и не два выступал с критикой относительно принимаемых решений, которые устраивали вполне, быть может, властей предержащих. Так, при Акаеве в 2005–м я защищал интересы наших дипломатов, которых лишили права быть избранными в парламент. В 2007–м при Бакиеве выступал против официальных результатов парламентских выборов. Не то чтобы критиковал, а требовал, чтоб все было по закону.
   
Надо признать: при Акаеве и Бакиеве никто от имени властей меня не уговаривал и мне не угрожал, что давало уверенность в своих действиях. Надеюсь, и сейчас так будет, несмотря на достаточно неспокойную обстановку. А чтобы за рубеж не убегать, я просто стараюсь делать все строго по закону и заранее исключить возможные остроконфликтные ситуации при проведении выборов в ЖК. Ведь потерпевшие поражение партии либо непосредственно, либо через подставных лиц начнут судиться с ЦИК, а не с кем–нибудь еще.

— Что на практике означает самостоятельность Центризбиркома? Может быть, всем членам ЦИК имеет смысл не переступать порог правительственных зданий до 10 октября? А правительственным чиновникам запретить пока вход в здание ЦИК? А то доходит до смешного — вскоре после 7 апреля аппаратчики временного правительства забрали себе трибуну для выступлений из вашего зала заседаний.
  
 — Поймите нас, членов ЦИК, правильно. Если мы по долгу службы бываем в правительственных офисах, от этого суть нашей работы не меняется. Мне в рамках служебных обязанностей приходится каждые день–два бывать во временном правительстве, спорить там, объяснять, что делать можно, а что категорически нельзя. Если кто–то преподносит так, что я каждый день в правительстве консультируюсь, то это неправда. Каждый раз излагаю свое собственное мнение, и меня слушают внимательно. По телефону просто невозможно все решить. А насчет трибуны согласен. В неразберихе первых послереволюционных дней до моего прихода в председатели трибуну забрали и пока еще не вернули. Не нашли, что ли. Надеюсь, найдут и вернут.

— А не пора ли выселить из вашего здания Агентство по делам госслужбы? Позорно было, когда до 2005 года ЦИК обретался на втором этаже “Белого дома”, но и нынешнее непосредственное соседство с госструктурой независимости ЦИК не прибавляет.
   
— Вы правы, по закону Центризбирком должен располагаться в отдельном здании. К сожалению, в 2005–м вопрос решили так, как решили, — из–за нехватки служебных помещений. Когда освободилось недавно здание Конституционного суда, я просил, чтобы ЦИК перебазировали туда. Хотя бы для того, чтобы многочисленные демонстрации и пикеты у соседнего с нами восточного подъезда здания Жогорку Кенеша не заблокировали случайно и нашу работу. Однако, как мы все знаем, в том здании КС разместили часть сотрудников Генпрокуратуры, хотя им там места все равно не хватает, они работают еще в двух помещениях в других районах столицы. А нам бы хватило как раз. Увы, кто власть имеет, тот своим структурам и забирает здания.

— Член временного правительства Эльмира Ибраимова пыталась перед референдумом заступиться за школьных учителей, чтобы тех не тягали в избирательные комиссии. Ничего не вышло. Неужели на парламентских выборах опять будут руками педагогов дела делать, угодные председателям и секретарям участковых комиссий (как правило, директорам и завучам школ)?
   
— Извините, но вопрос об учителях надо бы задать самой Эльмире Ибраимовой, которая в 2007 году на парламентских выборах фактически курировала выборные вопросы партии “Ак Жол” при ЦИК. А почему учителя по сей день широко привлекаются к работе участковых и других комиссий? Да потому, что они представляют когорту наиболее грамотных и ответственных сограждан. И оттого, что участки, как правило, расположены в школьных зданиях. Просто, чтобы ничего не пропало, кто лучше самих педагогов обеспечит сохранность своего здания и оборудования? Лично я в отношении педагогов могу только подчеркнуть: настоящее геройство соглашаться безвозмездно работать в избирательных комиссиях и тщательно составлять списки избирателей.

— Почему вы придаете такое значение спискам избирателей именно на парламентских выборах–2010?

   
— Правильность списков важна всегда, но сейчас — в особенности. Потому что каждая партия, чтобы пройти в парламент, должна набрать не меньше 0,5 процента голосов избирателей, включенных в списки избирателей в каждом регионе, и 5 процентов голосов избирателей, включенных в списки избирателей по республике.

— Накануне выборов с какими словами вы лично хотели бы обратиться к руководителям на местах от глав айыл окмоту до мэров и акимов? Они все прошли горнило выборов, и что от них всех требуется сейчас, чтобы выборы прошли честно? Как добиться, чтобы местные власти были принципиально нейтральны до выборов, в день голосования и при подведении итогов?
   
— Мое главное пожелание — разрешать все потенциально конфликтные вопросы до выборов прямо сейчас. Местным руководителям надо исполнять свои обязанности, установленные избирательным законодательством, и принимать соответствующие решения, но не более того.

— На ваш взгляд, что грозит Кыргызстану, если выборы в парламент, не дай бог, закончатся провалом? Как нам всем избежать наихудшего сценария — всеобщего хаоса?
   
— Угрозы вполне реальные. Вплоть до действительно полномасштабного хаоса. Но мы все вместе должны угрозы предотвратить. И путь у нас один — проведение честных и прозрачных выборов.

23.07.10 14:54  "Вечерний Бишкек» Александр ТУЗОВ
http://atamekenkg.com/index.php?option=com_content&view=article&id=6072:2010-07-23-09-58-05&catid=99:politic&Itemid=29

Отзывы

Добавить отзыв