Штаб партии

​720005, Кыргызстан, г.Бишкек,
улица Максима Горького 116

Контактные телефоны:
(+996 312) 45-28-33
(+996 557) 20-02-13

[email protected]
[email protected]

Киргизский политик Феликс Кулов: Мне надоело сажать людей. Хочу сажать кукурузу

Что необходимо сделать в Киргизии за те три месяца, что остались до парламентских выборов? Почему мародеров необходимо расстреливать прямо на месте преступления? Как не допустить разворовывания бюджетных средств и международной помощи? Об этом и многом другом наш обозреватель побеседовал с авторитетным киргизским политиком, лидером партии "Ар-Намыс" ("Достоинство") Феликсом Куловым.

известия: Только что завершилась конференция, на которой вы стали одним из инициаторов создания форума народного доверия. Что это такое?

Феликс Кулов: Смысл форума в том, чтобы выработать четкие правила игры для всех партий. Своего рода - кодекс политчести. Главная цель - не допустить раскола страны.

и: То есть предложения касаются корректности ведения политборьбы?


Кулов: Совершенно правильно.

и: А если поподробнее...

Кулов: Приняли участие лидеры многих партий и неправительственных организаций - около 20. Правда, некоторые прислали своих представителей или наблюдателей. Были подписаны меморандум и другие документы, выработаны некоторые предложения по совершенствованию избирательного кодекса. Одним словом, был представлен достаточно большой срез гражданского общества.

и: Все эти общественные организации, надо полагать, стоят на конституционной платформе?

Кулов: Совершенно правильно.

и: А кто их отбирал? Или это те, кто захотел?

Кулов: Нет, это наиболее активные. Которые заметны, на слуху, на виду и так далее. Вот они все и были приглашены.

и: Есть ли у форума какое-то постоянное руководство?

Кулов: Руководителей нет. Его инициативно организовали несколько партий, чтобы обеспечивать многообразие взглядов и позиций по определенным важным вопросам для страны. И в последующем эта, как модно называть, площадка будет использоваться для других мероприятий аналогичного характера. В частности, было предложение о том, чтобы выработать более детальный, регламентированный кодекс поведения для тех партий, которые пойдут на парламентские выборы. Например, не воевать после подведения итогов голосования. Если захотят проводить митинги, то не на улице - люди болезненно реагируют и, не дай Бог, провокаторы будут, и это может привести к нехорошим вещам. Желательно в закрытых помещениях. Все вопросы через суд решаться должны. Тут есть недоверие к судам, поэтому попытаемся выработать какие-то рекомендации, чтобы процесс выборов был максимально прозрачный.

и: Есть ли какие-то заметные политические партии, которые не приняли участия в этом форуме?

Кулов: Практически все приняли. Не было, по-моему, представителя от СДПК (Социал-демократическая партия Киргизии. - "Известия"). Две партии, входившие в бывшее временное правительство, - "Ата Мекен" и "Акшумкар" - прислали лидеров своих молодежных крыльев.

и: На прошлой неделе вы озвучили некий план, что должно делать правительство до проведения парламентских выборов...

Кулов: Он направлен на сохранение управляемости страной, недопущение новых беспорядков. Там не было ни слова типа "активизировать, усилить, принять меры", а только конкретные предложения. В частности, для предупреждения возможного вторжения извне каких-либо бандформирований в лице Исламского движения Узбекистана или "Союза исламского джихада", или каких-то других экстремистских организаций подготовить и провести на Юге Киргизии антитеррористические учения с участием сил ОДКБ.

и: То есть показать, что есть силы, которые могут мобильно, оперативно взять ситуацию под контроль.

Кулов: Совершенно правильно.

и: Следующее предложение касалось ситуации, которая возникла в связи с фактами сдачи оружия и техники подразделениями МВД.

Кулов: Речь вот о чем идет. Были факты, когда приходили гражданские лица и требовали, чтобы им выдали оружие. Чтобы воевать против каких-то мифических банд.

и: Или, скажем, защищать себя.

Кулов: Да. Командиры некоторых войсковых подразделений - МВД, минобороны, погранвойск - отдали им оружие, чтобы избежать кровопролития. Я считаю, что они нарушили воинский устав, закон о вооруженных силах, где прямо предписывается охранять свое оружие вплоть до применения силы. Необходимо провести служебное расследование, виновных отдавать под военный трибунал.

и: Следующая тема связана с наведением порядка на Юге - в Ошской и Джалал-Абадской областях. Вы заявили, что там в первую очередь необходимо задержать зачинщиков?

Кулов: Совершенно правильно.

и: Речь шла об одном из братьев Бакиевых.

Кулов: По всем данным, организатором был Жаныш Бакиев. Сейчас он находится где-то на границе с Таджикистаном, в горах, где его трудно обнаружить и таджикским, и нашим пограничникам. Учитывая его обещание вести "точечную борьбу", Жаныша следует изолировать, чтобы он такими вещами не занимался. А это уже дело чести силовиков.

и: Пока мы исходим из того, что у киргизских силовиков не так много возможностей для активной работы на Юге страны. Сама же Роза Отунбаева признавала, что есть факты предательства в силовых структурах. Люди Бакиева заблаговременно узнают о проводимых операциях. Как быть?

Кулов: Центр, столичное руководство пока еще неэффективно воздействуют на местных силовиков. Раньше говорили, что они "сбрасывают" информацию семье Бакиевых. Но сейчас ситуация меняется. Уже многие начинают понимать, что после кровопролития вставать на сторону братьев Бакиевых - это уже преступление. Их надо задержать любой ценой.

и: Четвертый раздел плана связан с вашим опытом работы премьер-министром. Речь идет о том, что не только на Юге, но и во всей Киргизии необходимо срочно принимать меры, связанные с подготовкой к осенне-зимнему отопительному сезону, восстанавливать объекты жизнеобеспечения. В Бишкеке только-только закончилась международная конференция. Было принято решение о выделении значительной помощи со стороны международных финансовых институтов - до 1,2 миллиарда долларов. Есть ли у вас ощущение, что эти средства, во-первых, поступят вовремя и, во-вторых, будут расходованы рационально, не разворованы?

Кулов: Эта помощь поступит реально только после того, когда будут сформированы новые парламент и правительство. В новом парламенте должны рассмотреть и выработать механизм, как эта помощь будет использована.

и: А как прожить ближайшие три месяца?

Кулов: Есть какой-то запас в бюджете. Другое дело, что к получению средств тоже необходимо подготовиться. Даже если бы международная помощь в сферу, предположим, строительства поступила прямо сейчас, освоить эти деньги нашими силами невозможно. Просто чудес не бывает, чтобы сразу столько строителей, техники нашлось. Поэтому надо решить задачу временного жилья, чтобы перезимовать. А уже потом затевать какую-то масштабную акцию для того, чтобы мощно начинать строительство уже со следующего года.

и: Есть мнение, что вы - великолепный антикризисный менеджер, уверенно чувствуете себя, как силовик с огромным опытом, в ситуации бунта, кризиса. А вот когда дело доходит до созидательных тем, то здесь ваш талант не столь ярко проявляется. Что вы могли бы об этом сказать?

Кулов: Во-первых, спасибо, что хоть за что-то похвалили. Это хорошо. Когда я ушел в конце 1990-х годов со службы в силовых структурах, то сказал президенту Аскару Акаеву: надоело мне сажать людей, хочу сажать кукурузу. С опытом начинаешь понимать: для того чтобы поднять страну и победить преступность, надо сначала решить экономические проблемы. Поэтому я организовал партию, мы поставили созидательную задачу - строить.

и: Вас упорно называют представителем Севера Киргизии... Как сохранить единство страны, если это разъединение на "север-юг" существует даже в политической элите?

Кулов: Вы правильно заметили: в основном - в политической элите. Но я приведу один пример. Три года назад наша партия участвовала в выборах и на Юге получила второе место. А третье было у партии, которую возглавлял южанин. На Севере я ему проиграл. Самое главное, что простые люди не делили нас на "север-юг".

и: Я читал прогнозы, что вашу партию на предстоящих парламентских выборах на Юге готовы поддержать не представители титульной нации, а узбеки.

Кулов: В Киргизии около 200 партий. И в основном политизирована киргизская часть населения. Киргизский электорат сильно делится, понимаете. А вот другие нации не так политизированы. Если мы доходчиво объясним им наши цели и задачи, они нас поддержат.

и: Вас однозначно позиционируют как "человека сильной руки". Вы считаете, что сильная рука сейчас нужна Киргизии?


Кулов: Я считаю, что это должна быть рука, которая может править на основе закона. Не жестокая, а прежде всего жестко исполняющая закон.

и: Какой закон? Конституция в Киргизии за последние годы несколько раз переписывалась. То есть законодательная база приводилась в соответствие с требованиями новых политических элит. Чему же следовать?

Кулов: В целом, как общий посыл, вы правильно сказали. Но если мы говорим о каких-то конкретных ситуациях, то там закон не менялся. В частности, о необходимости применения оружия против мародеров.

и: Я вычитал в интернете удививший меня эпизод: во время президентской кампании вы отказались проходить тест на знание киргизского языка. С чем это было связано?

Кулов: Скажу честно: русский я знаю лучше, чем киргизский. И потом: вопросы задавались такие, которые абсолютно не связаны со знанием языка, а рассчитаны на то, чтобы скомпрометировать кандидатов в президенты. Экзамен, например, не прошли люди, которые закончили школы на киргизском языке.

и: Какую тему вы хотели бы особо заострить напоследок?

Кулов: Мы - представители киргизской политической элиты - можем ругаться сколько угодно, но при многообразии мнений должен быть единый взгляд на сохранение целостности страны и народа. Вопрос стоит просто о чести нации.

СПРАВКА "ИЗВЕСТИЙ"

У Феликса Кулова, которому в октябре исполнится 62 года, на родине есть два красноречивых прозвища - Железный Феликс и Народный генерал. Он родился в городе Фрунзе (ныне Бишкек). Окончил знаменитую Омскую высшую школу МВД СССР. Прошел путь от простого милиционера до руководителя республиканского МВД, был министром национальной безопасности Киргизии (1997-1998 годы). И при Аскаре Акаеве, и при Курманбеке Бакиеве он занимал высокие посты, но не смог сработаться с этими президентами. Более того, был обвинен в коррупции и несколько лет провел в заключении. Однако затем был полностью реабилитирован. Благодаря "революции тюльпанов" вышел из тюрьмы. Тогда Кулову удалось невозможное: всего за три дня он сумел железной рукой пресечь беспорядки в Бишкеке. При Бакиеве был премьер-министром (2005-2007 годы). Сейчас - председатель партии "Ар-Намыс" ("Достоинство").

Игорь Являнский
09:13 30.07.10
http://www.izvestia.ru/world/article3144383/

Добавить отзыв