Равшан Джaенбеков, магистр школы менеджмента Массачусетского Технологического Института, зампредседателя оппозиционной партии Кыргызстана «Ата Мекен» («Отечество»), в прошлом посол Киргизии в Малайзии и министр госимущества Кыргызстана, в интервью «Голосу Америки» сказал, что киргизская оппозиция сохранит доверие населения страны.
Инна Дубинская:Здравствуйте, Равшан.Как один из лидеров оппозиции Кыргызстана, Вы, конечно, прекрасно понимаете, что задача консолидации - это не единственная задача, которая стоит перед Вами. Для того чтобы Вас поддержал народ Кыргызстана, оппозиции предстоит решить целый ряд задач. В первую очередь, обеспечить безопасность и стабильность в своей стране. Как Вы это планируете это сделать, и в чем Вы видите роль Соединенных Штатов, ведь Кыргызстан – суверенное, независимое государство?
Равшан Джаенбеков:Я абсолютно с Вами согласен. Сегодня наша первая проблема – это завоевать доверие нашего населения. Я считаю одной из ведущих партий в стране – партию «Ата Мекен». Она обладает определенным доверием нашего населения. Лидер партии «Ата Мекен» Омурбек Текебаев, как показывают все социологические опросы на сегодня, завоевал достаточно сильную веру со стороны нашего населения. Конечно, с приходом новой власти придется решать очень много проблем, особенно, когда страна находится в системном кризисе. Это не только политический кризис, это кризис всего социально-экономического положения страны. Поэтому я согласен, что нам предстоит очень упорная, последовательная работа в будущем. Конечно, в этом вопросе, вопросе продвижения борьбы с коррупцией, поднятии уровня благосостояния нашего населения, создания последовательной и устойчивой политической системы мы будем опираться на индустриально развитые страны, такие как Соединенные Штаты Америки, Европу и, конечно же, Россию.
И.Д.: В чем могут Вам помочь такие страны как Соединенные Штаты и Россия, которая очень ревниво относится к любым инициативам и действиям Америки на территории региона Центральной Азии?
Р.Д.:Вы задали очень интересный и, в тоже время, спорный вопрос. Хотим ли мы этого или нет, 70 лет мы были в составе Советского Союза. У нас очень тесные социально-экономические, нравственные и культурные связи. Если мы даже захотим сегодня, мы не сможет от этого уйти. Почему мы делаем упор на Соединенные Штаты и Европу? Я - человек, который получил образование в Массачусетском Технологическом Университете, и я могу сказать, что есть много вещей, которым нам надо научиться в Соединенных Штатах Америки. Например, это борьба с коррупцией и продвижение демократических принципов. Ведь именно продвижение демократических принципов, таких как права человека, свобода слова, создание сильных политических, экономических и социальных институтов, могут решить наши проблемы в будущем.
И.Д.: Говоря о коррупции, только что опубликован доклад «Транспэренси Интернэшенл», который присваивает рейтинг коррумпированности странам мира. Лидерами оказались Россия, Индия и Китай. Ваша страна в списке на 167 месте. Вы сейчас здесь находитесь в то время, когда широко освещается скандал вокруг обвинений в коррупции губернатора штата Иллинойс Рода Благоевича, близкого партийного соратника ныне избранного президента Барака Обамы. Обама говорит, что он не имел никакого отношения к махинациям Благоевича. Какие выводы Вы делаете для себя в том, как освещается этот скандал, и в том, как расследуется это дело? Ведь коррупция есть везде, на самом деле. Люди везде одинаковые, будь то Америка, Кыргызстан, Россия или любая другая страна.
Р.Д.:Вы знаете, это как раз сила четвертой власти, средств массовой информации. Если мы будем создавать свободные средства массовой информации и дадим возможность свободе слова расти и укрепляться, мы можем, в какой-то мере, победить или снизить уровень коррупции. Безсвободы слова мы не сможем бороться с коррупцией. Пример этого то, что мы сегодня находимся на 167 месте, а это статистика хуже, чем, например, в прошлые годы. Раньше у нас положение было лучше. С каждым днем уровень коррупции в Кыргызстане растет. Я могу просто представить факты: недавно сняли с занимаемой должностиСапарбека Балкибекова, министра промышленности, энергетики и топливных ресурсов. И что в результате? Человека, которого критикует лично президент и решением правительства снимают с должности за его недостатки в работе, на следующий день назначают на работу в одну из ключевых отраслей энергетического сектора страны.
И.Д.: Власть, как известно, портит. Где гарантия, что оппозиция, оказавшаяся у власти, не поведет себя точно таким же образом?
Р.Д.:Абсолютно правильно. Мы все люди. У нас у всех есть недостатки. Но поэтому мы сегодня и создаем четкую систему политического развития нашей страны, под которой подписались все ведущие оппозиционные силы, оппозиционные политики и партии. Мы заранее берем на себя ответственность, что тот человек, который придет к власти, не будет менять систему или страну по своему личному желанию, как это сделал наш сегодняшний президент Курманбек Бакиев. Поэтому мы заранее должны сказать обществу, по какому пути страна будет развиваться. Люди должны знать, какую страну мы собираемся строить. Те люди, которые сегодня находятся в партии «Ата Мекен», те люди, которые сегодня находятся в оппозиции, хотят построить парламентскую форму правления в нашей стране. Мы заранее людям говорим, что будет у нас такая страна. Мы говорим о своем будущем и мне очень приятно, что мы находим сегодня поддержку и у себя в обществе, и за пределами нашей страны.
И.Д.: Система сдержек и балансов – это то, что в системе демократии гарантирует соблюдение законности и выполнение данных обещаний. В Соединенных Штатах, во всяком случае, это – три независимыеветви власти. Как Вы планируете обеспечить эту систему сдержек и балансов?
Р.Д.:Это – основной козырь в нашей новой политической системе: искусственно создать политическую, экономическую и идейную конкуренцию. Политическую конкуренцию мы, прежде всего, хотим создать после того, как оппозиция придет к власти. Это – парламент, где власть может взять только 60% депутатских мандатов, но не больше. Остальные 40%, даже если про-властные партии выиграют 100%, мы будем передавать оппозиции. Это – искусственное создание конкуренции, потому что в центрально-азиатских странах, где развиты родственные клановые связи, очень легко манипулировать управлением государством в своих целях. Поэтому мы заранее берем на себя обязательство, что мы будем искусственно создавать конкуренцию в стране, до того, когда наше общественное сознание будет готово.
И.Д.:Находит ли эта идея искусственного создания демократического баланса власти поддержку в Соединенных Штатах? Ведь здесь в системе демократии нет ничего искусственного.
Р.Д.:Вы знаете, когда демократия устойчивая, когда институты демократии, такие как парламент, президентская исполнительная и судебная власти сильные, это не работает. Но тогда, когда общество только находится в транзитном периоде и только начинает развиваться, мы должны создавать такие искусственные институты.
И.Д.:Нам с Вами, наверное, предстоит стать свидетелями большого социально-политического эксперимента в Киргизстане?
Р.Д.:Да, мы считаем, что это, в какой-то мере, наши взгляды. Наши оппоненты могут сказать, чтоэто эксперимент. Система, которую мы предлагаем, лучше, чем сегодняшняя существующая система в Кыргызстане. В любом случае, оппозиция сегодня пытается что-то делать по-другому.
Инна Дубинская
11.12.2008
http://www.voanews.com/russian/2008-12-11-voa28.cfm
Недавние отзывы