Вашингтон за считанные дни до инаугурации избранного президента США Барака Обамы, похоже, столкнется с неприятным сюрпризом. Руководство Киргизии готовится официально расторгнуть соглашение с Соединенными Штатами о дислоцировании американской военной базы «Ганси» на территории бишкекского аэропорта «Манас». По сведениям, полученным «Временем новостей» из осведомленных источников в Бишкеке, киргизский президент Курманбек Бакиев собирается подписать указ об этом накануне своего визита в Москву в конце этой недели. Согласно полученным «ВН» сведениям, в этом указе будет указан срок предположительно в шесть месяцев, в течение которого функционирование базы «Ганси» должно быть прекращено и все соответствующие инфраструктуры выведены из Киргизии.
Так что американское военное присутствие в этой республике, начало которому было положено в конце 2001 года в результате присоединения Киргизии к созданной США после событий 11 сентября антитеррористической коалиции, будет завершено до конца нынешнего года. Очевидно, что это решение Бишкека, если оно будет принято, станет весьма благоприятным фоном для достижения главной цели визита президента Бакиева в Москву: подписания соглашений о предоставлении Киргизии финансовой помощи со стороны России в два миллиарда долларов.
Готовность оказать такую помощь была подтверждена в конце 2008 года Владимиром Путиным на встрече в Москве с киргизским коллегой Игорем Чудиновым. Речь идет о предоставлении кредита в 300 млн долл. и инвестициях в 1,7 млрд долл. При этом 300-миллионный кредит является жизненно важным, если не сказать, спасительным для киргизской экономики. Предоставляемый на льготных условиях, он позволит срочно заткнуть дыры в бюджете республики на текущий год, который трещит по швам из-за резкого увеличения расходов в связи с повышением цены на поставляемый из Узбекистана газ с 145 до 240 долл. за тысячу кубометров. Кроме того, как утверждают в Бишкеке, одним из условий предоставления кредита может стать реструктуризация киргизского долга России, который с учетом процентов уже достиг около 180 млн долл. Это также должно облегчить бремя, отягощающее бюджет республики.
Сумма в 1,7 млрд долл. --это инвестиции, выделяемые под достаточно серьезный коммерческий процент для строительства Камбаратинской ГЭС-1. Однако отношение к этому в Киргизии, в отличие от льготного кредита, выглядит не столь однозначным. Значительная часть киргизских политиков и экспертов считают инвестиционные условия кабальными для страны, увеличивающими почти вдвое внешний долг Киргизии, который составляет сейчас около двух миллиардов долларов. В Жогорку кенеше (киргизском парламенте) депутаты от оппозиции не раз призывали обсудить вопросы, связанные с предоставлением российских «энергетических» инвестиций, но это предложение не нашло поддержки проправительственного большинства.
С проблемами выплаты внешнего долга Киргизии связаны и другие аргументы киргизских критиков «пакетных» договоренностей Москвы и Бишкека: вывод американской базы в обмен на российские кредиты. По мнению критиков, часть западных инвесторов, работающих ныне в Киргизии, воспримет решение Бишкека свернуть деятельность американской базы «Ганси» как свидетельство резкого разворота во внешней политике этой центральноазиатской страны. Подобный тренд может подорвать доверие к Бишкеку и привести к уменьшению иностранных инвестиций в Киргизии.
С другой стороны, нельзя не признать, что семилетнее пребывание американских военных в республике уже давно перестало связываться с надеждами на получение щедрой заокеанской помощи и повышением жизненного уровня в Киргизии. Многочисленные инциденты с участием военнослужащих США, в том числе с трагическими последствиями для киргизских граждан, привели в последние годы к росту антиамериканских настроений в республике. В такой атмосфере решительность президента Бакиева вряд ли встретит серьезное противодействие внутри страны. Как заметил на днях в интервью бишкекскому пресс-клубу влиятельный киргизский политолог, бывший директор Института стратегических исследований Валентин Богатырев, «поскольку значительная часть киргизских оппозиционеров позиционирует себя сторонниками России, не думаю, что с их стороны будет серьезная критика». Политолог, правда, имел в виду получение российских кредитов, а не свертывание военной базы США. Последнее обстоятельство сегодня больше волнует ту часть киргизской элиты, которая видит за этим шагом опасность сворачивания демократических свобод в стране и тенденцию к насаждению авторитарного режима.
Некоторые киргизские аналитики считают, что цели руководства Киргизии, вынужденного идти на сближение с Москвой, выглядят исключительно тактическими и направлены на укрепление собственных властных позиций в преддверии волны народных протестов, которые по уже сложившейся традиции предсказывают в стране в конце марта. С этой точки зрения знаковой выглядит отставка 8 января со своего поста руководителя администрации президента Киргизии Медета Садыркулова. Этой отставки влиятельного и самого эффективного менеджера в окружении Курманбека Бакиева требовали многочисленные противники высокопоставленного чиновника, объединенные в противостоящий Садыркулову властный клан. Теперь фактор «негативной консолидации» вокруг фигуры Садыркулова, угрожавший президенту выступлениями оппозиции, устранен.
Впрочем, уже дважды бывший руководитель президентской администрации (в первый раз при президенте Акаеве) 55-летний г-н Садыркулов остается в команде Бакиева. По сведениям «ВН», уже в конце января ему будет предложен новый пост. Не исключено, что это окажется кресло министра иностранных дел Киргизии. В таком случае ему придется проводить в жизнь решения, которые будут приниматься без его участия через пару дней в Москве, что предоставит ему известную свободу маневра, в том числе в отношениях с «обиженным» Вашингтоном.
12.01.2009
Аркадий ДУБНОВ
http://www.vremya.ru/2009/1/5/220649.html
Недавние отзывы