Звучит банально, но истиной оказалось то, что время мудрее всех. По прошествии почти четырех лет после мартовских событий 2005 года наш взгляд на так называемые «акаянные» годы и дни почти вынужденно меняется. Грустно, конечно, что так получается, но действительно катимся туда, куда бы никому не хотелось. Главное, что в стране нет идеологии. Должность Госсекретаря, которую мы, кстати, некогда делали по образцу и подобию Штатов, превратилась в проходную. И как нeпарадоксально, последним идеологом страны, остается экс-госсеретарь Осмонакун Ибраимов. И как бы мы не относились к прежней власти, все чаще тоскуем по той низвергнутой, но так ничем и не замененной идеологией «Кыргызстан – наш общий дом!».
- Осмонакун Ибраимович, вы еще три года назад были уверены: ничего у новой власти не получится. Почему? Уже тогда были какие-то явные причины?
-Да, я так и думал и думал, если честно, с сожалением. Не потому, что мы ушли, что были так хороши. У мартовской «революции» были свои объяснимые предпосылки и вполне объективные причины. Но среди новых «лидеров»--старых аутсайдеров, уволенных вовсе не за «трудовые успехи»--было столько много злобных субъектов, людей с погрязшими руками и с корыстными планами, готовых наброситься на любое добро с жадностью хищников. И Курманбек Бакиев оказался совершенно не в состоянии как-то придержать, притормозить это. А начинать надо было с себя, со своих многочисленных братьев, родственников. Единственно адекватным и конструктивно мыслящим человеком оказался Феликс .Кулов, как бы его ни ругали его конкуренты и недоброжелатели. Это он захотел вернуться обратно в тюрьму и терпеливо ждать решение суда. И призвал не топтать законы и конституцию.
Первой и роковой кадровой ошибкой оказался Усен Сыдыков, назначенный руководителем администрации. А ведь на тот момент все прекрасно помнили огромную личную вину этой очень сомнительной личности в Ошской трагедии 1990 года, по сравнению с которой Аксыйские дела то же, что сравнивать большую гору с бугорком (более 300 человек погибших тогда и 6 человек в Аксы), хотя я ничуть не умаляю боль Кара-Суу и Боспиека. Еще предстоит выяснить, какую роль он сыграл с ограблением банков, захватом земель вокруг Бишкека, адресным ограблением торговых центров столицы. Эта ошибка Курманбеку Бакиеву действительно дорого обошлась. Затем последовала щедрая раздача должностей родственникам. То же самое начал делать Сыдыков. Круг начал расширяться с нешуточной быстротой. А новый передел собственности лишил людей всякой надежды на улучшение. Почти анекдотичным оказалось назначение послов, губернаторов. Началось разделение кадров на своих и чужих, белых и красных. Зато наступил настоящий пир для людей типа Мотуева и Акуна и т.д. И страна оказалась отброшенной далеко назад.
-И все-таки в чем была главная стратегическая, а не тактическая ошибка Президента Бакиева на ваш взгляд, если отбросить детали?
-Самая главная ошибка его--почти демонстративное игнорирование кадров с севера, которое продолжается по сей день. Я вам скажу, что и раньше, при Акаеве, до него при Усубалиеве тут не все было ахти как хорошо и гладко, и все же такого перегиба не было никогда. Это очень сложная материя, особенно если учесть, что именно вокруг этой темы строят свои догадки и политпрогнозы многочисленные кухонные болтуны и особенно журналисты, поэтому хрупкий региональный кадровый эквилиибриум нужно сохранить любой ценой. Все эти бакиевские кадровые перегибы привели к тому, что сегодня северяне шепчутся отдельно, матеря последними словами южан, обвиняя их во всех бедах, а те, в свою очередь, северян. А региональное разделение не падает с неба, а начинается тогда, когда закрывается доступ к «хлебным» должностям и ключевым государственным постам. Как, например, к руководству правоохранительных органов, таможни, налоговых дел, счетной палаты и т.д. Так же дело обстоит с бюджетными деньгами, ассигнованиями. Я уж не говорю о том, что приказала долго жить всякая идеологическая работа для сохранения единства народа. Никто и понятия не имеет, есть ли у нас хоть какая национальная политика. Потому что нет ее.
Вторая его ошибка, как это ни парадоксально звучит, чрезмерная лояльность к сыновьям и родственникам, которые почувствовали себя как медведи в пасеке, и между которых буквально началась борьба за влияние, открытое соперничество. Верно люди говорят:если у Акаева его дети включились в политику в последние годы, то у Бакиева--с самых первых дней.
-Хорошо, а что вы бы сказали о детях и не менее многочисленных родственниках прежней первой семьи страны? Те были чище, ангелы, агнцы божие?
- Акаева оправдала сама прокуратура. Я видел претензии к детям: смешно и неубедительно. Совсем уже нелепы уголовные дела по «Мээрим». Бывшие руководители ведь не увезли с собой прекрасные здания и новейшее медицинское оборудование. Почему все это не работает – ради наших детей! – неважно, под чьим теперь руководством? Все эти ценности стоят, теперь уже разграбленные и бесхозные. Но история говорит о том, что именно близкие, родственники, потерявшие чувство меры и совесть, способны загнать главу первой семьи в настоящий оцинкованный политический гроб, забив огромными гвоздями и обвинив в этом кого угодно, но только не себя.. Боюсь, что закончится нынешний балаган гораздо хуже….Бишкек стал сосредоточием бомжей. А нувориши, окопавшиеся в Белом доме, думают, что в Кыргызстане все живут, как они. Эту же мысль они внушают, уверен, и Президенту. Сегодня страна в глубоком энергетическом и финансовом кризисе, но всю эту правду до конца мало кто понимает.
-Давайте поговорим об идеологии. Что сейчас происходит в Кыргызстане? Что случилось с нашим Общим домом?
-Происходит сплошная глупость, извините за выражение. Бакиевский режим, видимо, решил управлять страной, плюя на конституционные нормы. Взята на вооружение известная идеологическая позиция Мадумарова: «Кыргызстан не общий для всех дом, а дом только киргизов, а все остальные--квартиранты». Это все знают, тем более опубликовано в печати и я цитирую буквально. Видимо, это очень понравилось новой власти. Иначе его не назначили бы главным идеологом страны. Парадокс состоит в том, что теперь именно его объявили главным стражем национальной безопасности. Смех и издевка только. А новый товарищ, именуемый Государственным секретарем, элементарно не ведает, чем бы вообще ему заняться. Вот такая картинка.
-Чем это грозит Кыргызстану как государству? Вообще как страна будет дальше жить?
-Трудно прогнозировать. Но я категорически отвергаю те пессимистически мысли, что нагнетают оппозиционные СМИ: мол, уже распадается государство, все погибает и т.д. Это, к счастью, не так. Это истерика. Да, кругом кризис, стало намного труднее жить, нет света больше половины суток, люди проклинают властей, и все же… Думаю, это мы переживем. Самое главное, люди стали… ну, намного мудрее что ли. Время крикунов и истеричных «заступников» народа постепенно проходит. Это хороший знак. Это меня настраивает на более оптимистический лад.
-Хотите сказать, что именно поэтому вторая «цветная» революция, о необходимости которой все время говорят отдельные радикальные политики, никак не разгорается в Кыргызстане?
-Нет, возможность новой «революции» или иной другой смены власти, даже хаоса при такой жизни реально существует, но я имею в виду другое. Я хочу сказать, что народ наш стал более внимательно прислушиваться и приглядываться к популизму в целом и их традиционным носителям, в частности. Это, повторяю, положительный знак. Следовательно, мы становимся более зрелым народом, учимся различать в этой пестрой толпе политиков, среди которых значительное большинство аутсайдеры, самозванцы, либо просто бездельники, кто есть кто или кто есть ху. А раньше стоило кому-нибудь громче всех наорать, что вон какая плохая власть и ату ее, тот становился чуть ли национальным героем.
Сегодня этого уже нет. Люди учатся различать истинное от фальшивого, пустозвонов от настоящих управленцев, а «умные» фото всяких «лидеров» на всех мыслимых газетах, как это сегодня происходит, уже не дает желаемого эффекта. Наконец, начали ценить в политиках профессионализм, хорошее образование, опыт, моральный облик и т.д. Орать на площадях одно, для чего нужно всего лишь крепкое горло, иное дело управлять страной и вести за собой народ. Тут нужны, извините, мозги.
Вместе с тем, всем потенциальным революционерам необходимо помнить, что, как говорил Достоевский (хотя это имя им ни о чем не говорит), любая революция не стоит даже одной слезинки ребенка, или, упаси боже, гибели ни в чем не повинных людей. Это, во-первых. Во-вторых, история показывает, что одно и то же событие никогда не повторяется дважды в одном и том же виде или форме. Так получилось с французским термидором. И с 18-м брюмера тоже. Будет либо кровь, либо позор. Так получалось всегда. Это как тот праздник марадорев, крушивших Бишкек с благословения лидеров «тюльпановой» революции 2005 года.. Но нужно помнить и о другом. Что скажут о нас в мире, если каждый политический сезон закончится революцией, а власть поделят по принципу: кто сколько вложил денег. Беда в том, что он, лидер, как показала практика, эти свои деньги потом восполнит, причем, тысячекратно за счет кармана людей, присвоением чужого добра и т.д.
-Значит вы за то, чтобы ничто не омрачило царствование Курманбек аке Бакиева и его сотоварищей столько, сколько они пожелают? Так? Потому что считаете, что повторится тот же сценарий, который уже был?
-Лена, спасибо за прекрасный вопрос! Курманбек Салиевич, конечно же, восполнил те миллионы в общий котел «революции», о сумме которой однажды печатно проговорилась Роза Отунбаева. Но во сколько крат, я не могу сказать. Судя по данным печати, доля Максима Курманбековича в общем с прибалтийским другом Белоконем бизнесе еще в 2006 году приближалась к внушительной даже по европейским меркам сумме, помните? Так писала газета «Дело №», цитируя слова этого самого Белоконя. Значит, все закрутилось и завертелось просто сказочно! Я представляю, как могла эта доля вырасти к настоящему времени, если учесть ее столь стремительный рост еще тогда. Жаль только, что этот бизнес зарегистрирован за рубежом и плоды пожинает далекая Прибалтика.
- Если все так обстоит, как вы описываете, то почему вы остаетесь оптимистом?
- Вы не поверите, но я все-таки я весьма благодарен Курманбеку Бакиеву за то, что он и его дружки сотворили эту «революцию». Хотя бы за то, что есть с чем сравнивать нашу работу. Сейчас люди сравнивают, кто как работал и как люди жили при той власти и как живут сейчас. Рядовые люди думают не силлогизмами, а очень просто, и их логика убийственна. На совести этого режима и гибель политиков, и убийства, почти полный запрет на политические акции, похищение и исчезновение людей, бесконечные уголовные дела на политиков и т.д. И видя все это, вспоминают нас. И учатся мыслить трезво. Именно в этом я вижу источник нашего всеобщего созревания и осознания неких горьких, но спасительных истин. Истина состоит в том, что люди ненавидят эту власть, но я не могу утверждать, что они обожают и оппозицию. Поэтому считаю, что нас излечит только правда—правда и о новой власти, и о старой, о которой, кстати, я никогда не скажу, что она была такой хорошей. Но теперь видно, что, несмотря на все значительные недостатки, она была несравнимо человечной, гуманной и цивилизованной.
-А вы как, кого любите и кого ненавидите?
-Вы, конечно, не поверите, но у меня нет никакой ненависти. Ненависть, как известно, разрушает человека, а добро поднимает. Ненависть - низменное чувство. Я знаю двух женщин--политиков немолодого возраста, людей неглупых, но заработавших репутацию самых озлобленных тетушек кыргызской политики из-за неуемной, неконтролируемой ненависти, обиды за то, что когда-то их сняли с работы или чего-то недодали. Мы должны критиковать друг друга, указывать на ошибки и это очень нужно, но не должны затуманить мозги ненавистью… Это наша страна, это действительно наш общий дом и родной очаг, и все равно нам придется жить вместе. Как-то раз Феликс Кулов очень хорошо сказал, что наша взаимная вражда из-за политики может перекинуться нашим детям, от них к их детям, что это очень опасно. Я полностью согласен с ним. Я, как отец троих детей, никак не хотел бы этого.
Трезвый и дальновидный политик, тем более Президент, по определению должен быть мудрым, а не злобным. Он должен думать о том, что власть, как оказалась, не вечна и преходяща. И коли так, нужно делать все, чтобы никто когда-нибудь не преследовал бы и его детей, родственников, близких и т.д. И показать личный пример. Я, например, хочу, чтобы так и было. Как страна будет выглядеть, если все президенты станут беженцами, а их дети персонами нон грата? Будет стыдно… Я уже не говорю о великодушии, которое завещано самим Манасом, нашим прародителем и основателем нашего народа. Это черта настоящих кыргызов. Наш Президент должен знать об этом. В конце концов, это так элементарно!
-Что предлагаете? Мир, христианское всепрощение? Что?
-Предлагаю следующее. Если говорить о политике, то и властям, и оппозиции пора научиться действовать и играть по строгим правилам. Каждая сторона четко должна знать и чувствовать те лимиты и границы, переступать за пределы которых категорически нельзя. Срочно нужен Диалог. Мы же люди, в конце концов. Да, угодить всем участникам политического процесса всегда тяжело. Но надо бы помнить, что мартовский переворот произошел не в последнюю очередь из-за того, что именно мы, тогдашняя власть, не захотели договариваться, сесть за стол для обычного разговора. Слишком уже много стало ненависти и вражды в нашем обществе, это опасно, господа и товарищи. Опомнитесь. Мы не можем постоянно балансировать на краю пропасти и все время испытать свою судьбу. И жить ненавистью и во вражде.
-А какая была сегодня ваша идеологическая программа? Вообще, что такое идеология в принципк, как быть с этой идеологией, нужна ли она вообще?
-Конечно, нужна. Но не бумага, а настоящие, выработанные с учетом общенациональных приоритетов, некие ценности. Или система ценностей. Моя программа— Хартия Будущего— давно опубликована, поддержана даже оппозицией тогдашней и все вы жили с нею все предыдущие годы. Она перепечатана в моей книге «Испытание историей», которая издана в Москве... Кстати, первая глава Хартии Будущего так и называлась: «Освобождение от иллюзий».
-Ну и освободились, наконец?
-Освобождаемся. Но освободить бы Кыргызстан от тех, кто туда же, в трясину иллюзий, вновь нас загоняет... Потому что иллюзия —это своеобразная болезнь, детскость сознания и чем скорее от нее избавишься, тем легче жить и решать проблемы. Мы сможем устроить свою жизнь и обустроить страну только сами и только сами. Надо трудиться и учиться. Так звучала, кстати, вторая глава моей идеологической программы.
-Но при прежней власти вас ругали и за семь заветов Манаса, так ведь?
-Что же делать, если эти люди не читали ни «Манаса», ни Айтматова и думают, что все придумал Осмонакун.
- Вопрос на злобу дня, так сказать. Как вы отнеслись к выводу американской военной базы из Манаса?
- С настороженностью. Дело не в том, что мы с Россией укрепляем союзнические отношения, какие сложились исторически, и никто не против этого. А в том, что, укрепляя эти отношения, мы фактически отрекаемся, причем, совершенно в неподобающей форме, от других партнеров, которые так же важны, как и Россия.
Я никогда не был приверженцем американской политики в эпоху Дж.Буша-младшего, вызывало и вызывает возмущение и неприязнь то, что они натворили в Ираке. Но президенты приходят и уходят, а народы остаются.. Сам факт присутствия этой базы, ровно как и российской базы в Канте, символизировал наше желание сотрудничать со всеми, кто нам нужен для укрепления нашего суверенитета и экономики.
А главное - меня поразили неуклюжесть и комедиантство, каким было обставлено данное решение. Если даже мы решили попросить американцев покинуть нас, то надо было это сделать в рамках дипломатического приличия и заявить об этом более или менее пристойно. Мы должны были преподнести это как исключительно наше национальное решение и тщательно аргументировать это, а не заявить о своем решении в Москве. По-моему, над нами смеялись даже сами россияне и имели на это полное право. Уверен, что россияне все равно поправят отношения с Америкой и с Западом в целом, потому что это жизненно важно, прежде всего, для самой России. И для Запада тоже. Посмешищем будем только мы, кыргызы.
Хуже быть марионеткой в чьих-то руках, хуже заработать недобрую славу и потерять уважение других. Но нет ничего дороже, чем достоинство, самоуважение, чем национальная честь. Все это старо как мир и вечен, как силуэт священного Хан-Тенгри.
- Осмонакун Ибраимович, а вы где сейчас работаете, чем занимаетесь?
-Профессорствую в нескольких вузах. Пишу. Готовлю второе, доработанное издание книги «Испытание историей». Она будет называться «Киргизская одиссея: до и после советской империи».
Осмонакун ИБРАИМОВ
http://www.paruskg.info/
http://parus-kg.livejournal.com/
Недавние отзывы