БИШКЕК (АКИpress) - Экс-посол Кыргызстана в США и Канаде Бактыбек Абдрисаев 20 февраля 2009 года в «Вашингтон Пост» дал свой комментарий в связи с принятием руководством страны о выводе авиабазы «Манас»:
Последний полет из Кыргызстана
Как США потеряли жизненно важную базу
В течение двух недель борьба Америки за то, чтобы удержать последнюю базу в Центральной Азий находится в заголовках газет и голосование вчера в Парламенте по вопросу закрытия военно-воздушной базы «Манас» вызовет еще большее освещение в СМИ. Эксперты наперегонки пытаются изобразить этот вопрос как новую шахматную партию между возродившейся Российской Федерацией и перекалиброванными Соединенными Штатами; именно в тот момент, когда новый американский президент стремится к тому, чтобы усилить присутствие США в Афганистане, принципиальный наземный коридор из Пакистана прерывается вследствие взрыва моста, и возможное закрытие авиабазы угрожает планам администрации Обамы. Упрощенное, но часто повторяющееся объяснение сводится к тому, что давление со стороны Кремля является причиной существующей дилеммы Вашингтона.
Будучи послом Кыргызстана в Соединенных Штатах с 1997 по 2005 годы, я знаю много о том, как база была открыта и той борьбе, чтобы удержать ее на том месте. Верно, что наши друзья в Москве никогда не были счастливы решением открыть базу и что они оказывали давление, чтобы ее закрыть. Но решение страны предложить территорию другу в военных целях связано с множеством других сложных моментов. Соглашение по базе опирается на общих интересах как страны-хозяйки, так и страны, посылающей войска или грузы через нее.
Когда база была открыта, мой народ принял решение на основе многих причин: кыргызы были глубоко тронуты и опечалены тем, что случилось 11 сентября 2001 года и мы были полны решимости показать нашу поддержку нашим американским друзьям. Кроме того, у нас были общий противник и общая боль: пятьдесят наших военнослужащих были убиты с 1999 по 2001 годы в перестрелках с Исламским Движением Узбекистана, которое формально было связано с Аль-Каидой и действовало с баз, которые оно установило при поддержке "Аль-Каиды" и "Талибана" в Афганистане. Приверженность США прекратить их деятельность совпало с интересами национальной безопасности моей страны. Кыргызстан также надеялся получить экономическую пользу от базы, и это является фактом, который никогда не скрывался.
Нет сомнения в том, что моя страна извлекла пользу от наличия "Манас" на своей территории. Для нас наиболее важным результатом было то, что ИДУ был нанесен сокрушительный удар союзными войсками. Но ситуация не развивалась так, как мы надеялись. С одной стороны, экономические отношения, связанные с базой, всегда были скрытыми и занятость и отношения поддержки, которые как многие надеялись добиться, не осуществились. Несколько очень беспокоящих инцидентов, включая гибель вследствие огнестрельного ранения кыргызстанского гражданина поставили под сомнение многих в Кыргызстане касательно искренности американских официальных лиц и их отношения к своим центрально-азиатским партнерам.
У любых отношений есть свои пики и падения. Но одна проблема постоянно беспокоила меня в отношениях Соединенных Штатов с моей страной. Как только база была установлена, я увидел довольно радикальную перемену в американских отношениях. Раньше Америка последовательно жонглировала рядом приоритетов в своей повестке дня с нами - вообще говоря, среди них были вопросы безопасности, экономики и защиты прав человека и демократии. С размещением базы, стало ясно, что, в то время как другие проблемы могли бы время от времени высказываться, только одна из них действительно имела значение: авиабаза. В конце концов такое изменение [в отношениях] не отвечало ничьим интересам.
Кыргызстан был сценой популярной революции в 2005 году, которая подпитывалась жалобами о коррупции и надеждами на большее развитие демократии. Надежды наших людей улетучились, как только страна [начала] устойчиво становиться все более авторитарной. Кыргызстан может все еще быть наиболее демократическим государством Центральной Азии, но различия его с намного более авторитарными соседями устойчиво стираются. Миллионы кыргызов мечтают о лучшем, более демократическом будущем. Они всегда принимали близко к сердцу критические замечания, которые были высказаны Америкой в отношени авторитарных режимов; они черпали вдохновение в твердом наставлении о том, чтобы оставаться на трудном пути к демократии. Это был голос истинного друга. Но с момента открытия воздушной базы тот голос был утерян.
Наша конституция была многократно изменена с тем, чтобы позволить новым автократам консолидировать свою власть. Против политической оппозиции были заведены уголовные дела и коррупция стала еще более широко распространенной и очевидной. Неумелое руководство экономикой страны в последний раз проявило себя в энергетическом кризисе — в стране, когда-то ожидавшей стать гигантом в производстве гидроэлектроэнергии и экспортером ее на весь регион, получающем чистую прибыль от этого.
Мне будет печально видеть американцев покидающими "Манас". Но если закрытие базы приведет к тому, что США вновь восстановит свой критический голос и опять с серьезностью отнесется к защите демократии и прав человека, то это будет «лучом света в темном царстве» в этой разочаровывающей истории. Это будет означать Америку, которая ценит долгосрочную стабильность своих союзников гораздо выше в сравнении с единственной военной базой – и это может оказаться гораздо лучшим вложением в безопасное будущее для всех нас.
Бактыбек Абдрисаев - автор, приглашенный профессор истории и политических наук в Университете Долины Юты, был послом Кыргызстана в США и Канаде с 1997 по 2005 годы.
«Вашингтон Пост»
Перевод – Zpress.kg
http://kg.akipress.org/news/67543
Недавние отзывы