"Вал политических репрессий усугубляет сложную ситуацию в стране", - считает Нур Омаров. "Предположительное убийство Медета Садыркулова напоминает убийство Алтынбека Сарсенбаева", - мнение политолога.
Deutsche Welle: Нур Мэлсович, учитывая последние события в Киргизии, как бы Вы охарактеризовали нынешнюю политическую ситуацию?
Нур Омаров: Для оценки политической ситуации в Киргизии сейчас характерно такое определение, как "стабильная нестабильность". Разумного алгоритма взаимоотношений между властью и оппозицией до сих пор не найдено. И в этом плане, на мой взгляд, достаточно страшными и тяжелыми выглядят последние случаи. Это жестокое избиение журналиста, я думаю, что это не просто криминальное событие, а связано с его профессиональной деятельностью. Далее арест Аликбека Джекшенкулова, предположительное убийство бывшего главы администрации президента Медета Садыркулова.
Безусловно, нельзя во всем обвинять власть, потому что это не доказано. Тем не менее, тот же арест Джекшенкулова показывает тенденцию роста политических репрессий и преследований своих оппонентов со стороны власти. Что касается предположительной гибели Садыркулова, то в любом случае, был ли это Садыркулов или нет, - погибли три человека, это уже совершенно ясно. Это показывает тревожную тенденцию роста криминальных отношений в нашем обществе. И здесь можно провести определенное сравнение с тем, что происходило в соседнем Казахстане в 2005-2006 годах: убийство Заманбека Нуркадилова, потом убийство Алтынбека Сарсенбаева, которое произошло по сходному сценарию – несчастный случай далеко в горах, трое погибших, практически один к одному, как и в случае с Садыркуловым. Я думаю, это достаточно печальная тенденция.
- Оппозиция отказалась от диалога с властью и в одностороннем порядке прекратила переговоры. Стоило ли вообще чего-либо ожидать от этих переговоров, даже если бы они были продолжены?
- Я заранее скептически относился к такого рода переговорам. Потому что, когда оппозиция говорит и выставляет в качестве одного из основных предметов вопрос о политических репрессиях, то он бессмыслен. Власть ведь заведомо будет отрицать политические преследования, будет говорить исключительно об уголовном характере этих дел. Так все и получилось. Поэтому, я думаю, что прервавшиеся переговоры между властью и оппозицией не представляют большой трагедии. Было заведомо ясно, что они не приведут к серьезному успеху.
- Оппозиция объявила о том, что 27 марта начинает проведение бессрочных митингов с требованием досрочной отставки президента Курманбека Бакиева. По Вашему мнению, будут ли эти акции действительно масштабными?
- Здесь, разумеется, пока трудно говорить, насколько масштабными будут эти митинги, сколько дней они продлятся. По крайней мере, есть намерение оппозиции сделать их достаточно серьезными и все-таки попытаться продвинуть некоторые свои идеи, чтобы власть все-таки пошла на определенный диалог. Но чего-то такого серьезного и эпохального, на мой взгляд, ожидать пока не приходится.
- Как Вы считаете, осуществимо ли главное требование оппозиции о досрочной отставке президента Бакиева?
- Оно, практически, не реализуемо. Но здесь возникает другой вопрос, который муссировался уже в 2008 году - это физическое состояние самого президента Бакиева. Вот это может стать реальной основой для его отставки. А призывы оппозиции к досрочной отставке сами по себе выглядят не осуществимыми. Здесь нужно сказать, что президент на протяжении последних трех-четырех лет достаточно грамотно обыгрывал оппозицию. А очередная предвыборная кампания президента у нас, по сути дела, началась уже в конце прошлого года с заведения уголовных дел на его политических противников, в частности, Аликбека Джекшенкулова и Исмаила Исакова. Очевидно, что таким образом со стороны администрации президента просто силовым методом расчищается политическое пространство для "главного" кандидата.
- Если же оппозиция не отступит от своих требований, то каких действий стоит ожидать со стороны властей?
- Власть, к сожалению, не готова к какому-либо компромиссу. Я думаю, что власть будет идти по самому простому на ее взгляд пути – силовое подавление своих противников. Будут и дальше принимать разного рода меры в виде арестов, уголовных дел. Но это резко снижает авторитет самой власти. Ситуация и так сложная в стране, а этот вал политических репрессий усугубляет ее еще больше.
- Получается, что уголовное дела в отношении ряда лидеров оппозиции могут закончиться реальными обвинительными приговорами?
- Безусловно! Для чего тогда было сажать этих людей? Скорее всего, здесь повторится сценарий, который в свое время происходил с Куловым, когда его осудили на достаточно длительный срок. По-видимому, здесь будет происходить то же самое.
Беседовал: Александр Токмаков
Редактор: Наталья Позднякова
http://www.dw-world.de/dw/article/0,,4106826,00.html
17.03.2009
Недавние отзывы