В Алматы завершился саммит, посвященный судьбе Аральского моря, не принеся ощутимого прогресса в вопросе спасения исчезающего водоема. Пожалуй, единственное, что удалось достичь в ходе встречи – это спровоцировать ожесточенные дебаты среди ее участников по проблеме водопользования.
28 апреля президенты пяти центральноазиатских стран собрались в коммерческой столице Казахстана Алматы на саммит Международного фонда спасения Арала (МФСА), учрежденного центральноазиатскими лидерами в 1993 году и возглавляемого ныне Казахстаном. Это была одна из редких встреч руководителей всех пяти стран региона, отношения между которыми зачастую бывают отмечены противоречиями политического и личного порядка. Они собрались, чтобы обсудить пути спасения Аральского моря, которое, несмотря на некоторый прогресс в северной его части на территории Казахстана, продолжает сокращаться. Трагедия Арала "признана мировым сообществом одной из крупнейших катастроф XX века", отметил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.
Главы государств без труда сошлись во мнении относительно причин, вызывающих обмеление моря – это расточительное водопотребление на нужды ирригации из основных рек, питающих море, Амударьи и Сырдарьи. Они придерживаются общего взгляда, что исчезновение моря представляют угрозу для здоровья 40 миллионов человек, проживающих в бассейне Аральского моря. "Море гибнет на глазах всего человечества", – сказал президент Узбекистана Ислам Каримов. Только за последние десять лет Ташкент затратил на реализацию программ по спасению моря и улучшению условий жизни на его берегах 1 млрд. долларов, в том числе полученных по линии иностранных займов, добавил он.
Несмотря на все разговоры о необходимости совместных усилий, согласованные действия и рациональное использование водных ресурсов, несходные интересы стран вновь помешали им выработать совместный план действий. Страны, расположенные в верховьях рек, а именно Таджикистан и Кыргызстан, намерены реализовать амбициозные гидротехнические проекты, которые, по словам стран нижнего течения, негативно повлияют на трансграничные реки и приведут к еще большему дефициту воды, чем тот, с которым этим странам приходится сталкиваться на сегодняшний день.
По словам расположенных в верховьях рек стран, сооружение гидроэлектростанций – Камбаратинской в Кыргызстане и Рогунской в Таджикистане – необходимо для решения острейшего дефицита электроэнергии, в результате которого население их стран дрожит зимой от холода в кромешной тьме.
Президент Кыргызстана, Курманбек Бакиев, выступил с горячей речью в защиту строительства ГЭС его страной. Он привел цифры, которые, по его словам, доказывают, что реализуемые в верховьях рек проекты не повлияют на сток трансграничных рек. "Наше государство должно делать особый упор на развитие гидроэнергетики", – заявил Бакиев, которому предстоит в июле переизбираться на новый срок. [Для получения дополнительной информации см. архив рубрики "Взгляд на Евразию"].
Упорство Бакиева в вопросе строительства гидроэлектростанций явно не понравилось Каримову, который категорически возражал против планов возведения Камбаратинской ГЭС, на которое Россия обещала выделить кредит в размере 1,7 млрд. долларов. "Третьи страны, которые очень бы хотели участвовать в этих дискуссиях, они также преследуют свои цели", – отметил Каримов. По мнению обозревателей, этот тонко завуалированный намек был адресован именно Москве.
Каримов выступил на саммите единым фронтом с президентом Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедовым. Оба лидера вновь призвали подключить к экспертизе строительства гидротехнических проектов в регионе международные структуры, такие как ООН.
Бердымухаммедов также призвал создать единую энергосистему региона, финансируемую международными организациями, обязавшись со своей стороны поставлять соседям газ и электроэнергию. Астана выступает за создание гидроэнергетического консорциума, который бы занялся решением острейших вопросов использования природных ресурсов региона, однако несовпадающие интересы стран пока мешают осуществлению этой инициативы Казахстана.
В своем выступлении на саммите Назарбаев подтвердил, что несмотря на испытываемые Казахстаном финансовые трудности, его страна намерена продолжить работы над второй фазой проекта по частичному возрождению Северного Арала, в восьмидесятых годах отделившегося от южной части моря. После сооружения в 2005 году плотины Северный Арал начал заполняться водой. Правительство Казахстана и Всемирный банк в настоящее время изучают ТЭО второй очереди проекта, включающей в себя строительство еще одной перемычки и канала от реки Сырдарья для дальнейшего расширения северной части моря.
Перспективы возрождения южного Арала крайне незначительны, признал Каримов. "Мы в Узбекистане понимаем, что спасти Аральское море в полном смысле этого слова вряд ли практически возможно", – отметил он. По его мнению, необходимо осуществить программу мер по улучшению условий жизни проживающего в бассейне Аральского моря населения.
Уже под занавес участники саммита вступили в полемику по поводу подписания совместной декларации. Кыргызстан и Туркменистан выразили озабоченность в связи с одним из ее пунктов, у Таджикистана тоже возникли некоторые оговорки.
В результате главы государств подписали итоговый документ, в котором обязались предпринять необходимые меры по повышению статуса МФСА и проведению в 2010 году в Казахстане конференции доноров. В заключение стороны подтвердили свою "заинтересованность в выработке взаимоприемлемого механизма по комплексному использованию водных ресурсов и охране окружающей среды в Центральной Азии с учетом интересов всех государств региона". Правда, выработка подобного механизма в нынешней ситуации вряд ли является делом ближайшего времени.
Джоанна Лиллис
29.IV.2009 © Eurasianet
http://www.eurasianet.org
Недавние отзывы