Недавно в СМИ промелькнули сообщения о намерении ряда зарубежных компаний принять участие в развитии в Кыргызстане малой энергетики. А каково вообще положение дел в данной отрасли и ее перспективы? На эти и другие вопросы мы попросили ответить директора Дирекции проекта по развитию малой и средней энергетики в КР Феликса Кулова.
— Представьте, пожалуйста, ваш проект.
— Несмотря на то что наша республика обладает огромными водноэнергетическими ресурсами, ее зависимость от импорта энергоносителей (природный газ, нефтепродукты) составляет более 50 процентов от общего энергопотребления. Многие государства начинают сейчас уделять большое внимание производству экологически чистых видов энергии. Для Кыргызстана этот вопрос также имеет важное значение.
Во–первых, испытывается острый дефицит электроэнергии; во–вторых, успешному преодолению энергетического кризиса может существенно помочь массовое строительство малых ГЭС. Ведь они требуют небольших сроков строительства и меньших финансовых затрат по сравнению с возведением крупных гидроэлектростанций. Поэтому данной проблеме руководство страны уделяет пристальное внимание.
В соответствии с указом президента Кыргызстана в мае 2008 года была создана структура с названием “Дирекция проекта по развитию малой и средней энергетики в КР”. Другим указом, подписанным в октябре того же года, утверждена программа по развитию этой энергетики на период до 2012 года, на нашу дирекцию возложена обязанность по реализации Национальной энергетической программы в этой части — на период до 2025 года. В рамках программы предусматривается строительство 41 малой ГЭС в различных регионах страны.
Ввиду того, что дирекция из государственного бюджета не берет ни одного сома, в том числе и на свое содержание, сооружение таких объектов полностью зависит от привлеченных инвестиционных средств. При этом места строительства не ограничиваются перечнем программы. И инвестор может возводить малую ГЭС в любой удобной местности при условии восполнения требований экологии.
— Какие надежды возлагаются в Кыргызстане на малую энергетику?
— Без развитой энергетики не может нормально функционировать, развиваться ни одна отрасль ни одной страны. При этом производство электроэнергии должно развиваться опережающими темпами, то есть в большем количестве, чем потребляешь. Наличие такой возможности простимулирует создание новых производственных мощностей во всех отраслях экономики, что приведет к росту ВВП и увеличению бюджета страны.
В Кыргызстане развитие малой энергетики способствует решению целого ряда очень важных проблем. Это общее увеличение выработки электроэнергии в стране, уменьшение зависимости электроснабжения конкретной местности от обеспечения электроэнергией, вырабатываемой на каскаде Токтогульских ГЭС, высвобождение нагрузок в высоковольтных сетях и сетях РЭК, сохранение дополнительных объемов воды в Токтогульском водохранилище, использование ее на производство электроэнергии для увеличения внутреннего, а также экспортного потенциала республики, снижение объема технических потерь, вследствие уменьшения расстояния по доставке электроэнергии до потребителя, и так далее.
Таким образом, частные владельцы малых ГЭС тоже внесут свой вклад в экономику страны и борьбу с энергетическим кризисом. А государство в ответ создает им условия для успешного ведения бизнеса (установление высокого тарифа, обеспечение гарантированного сбыта произведенной электроэнергии). Учитывая мнение различных экспертов, утверждающих, что малая гидроэнергетика может производить в стране до восьми миллиардов кВт.ч электроэнергии в год — а это почти годовая потребность всего населения Кыргызстана! — ее значение для республики трудно переоценить.
— Что уже сделано в рамках проекта?
— После учреждения нашей дирекции в мае прошлого года и прохождения организационного периода сразу же началась полномасштабная работа по налаживанию контактов с потенциальными инвесторами. Некоторые из них приезжали к нам, с другими мы переписывались, отправляя им для изучения документы. В то время компании трех стран изъявили желание инвестировать средства. Однако в конце лета 2008–го развитые страны стали испытывать влияние мирового финансового кризиса, и многими государствами были предприняты меры по ограничению вывоза капиталов за пределы своих территорий. Поэтому инвестиции, предназначенные для строительства малых ГЭС в нашей республике, оказались на время, по сути, заморожены.
На сегодняшний день полностью реализован пока лишь один проект из программы. Это Ысык–Атинская малая ГЭС, которая прошла реконструкцию и работает в рабочем режиме с осени прошлого года.
Сейчас, однако, мировая экономика начала потихоньку стабилизироваться и интерес к нашей стране проявляется с новой силой. Периодом выжидания для инвесторов стали президентские выборы в Кыргызстане. И, случись какие–либо эксцессы, то, безусловно, это их отпугнуло бы. Прогнозы некоторых политиков о возможности социальных потрясений после выборов, как и следовало ожидать, не оправдались. И ныне наблюдается активизация компаний, готовых к продолжению переговоров о строительстве малых и средних ГЭС.
Сегодня профинансировано проектирование нескольких таких гидроэлектростанций, строительство которых намечается уже на нынешнюю осень. В осенне–зимний период планируется осуществление проектных работ еще по нескольким станциям с тем, чтобы весной 2010 года появилась возможность взяться и за их возведение. Мы получили гарантийное письмо от руководителя Германского фонда зеленой энергии о том, что эта организация до 2012 года планирует профинансировать строительство станций в нашей стране на сумму свыше 190 миллионов долларов.
— Недавно Министерство промышленности, энергетики и топливных ресурсов также приняло программу по развитию малой энергетики в Кыргызской Республике. Значит ли это, что одноименная программа, утвержденная президентом республики, теряет свое действие?
— Программа, утвержденная Минпромэнерго в июле этого года, — наверное, единственный программный документ, который не предусматривает сроков действия, а значит, ее исполнение невозможно контролировать. Согласно ей, областным госадминистрациям поручено совместно с Минпромэнерго разработать и реализовать план по выделению земельных участков, который должен предусматривать перечень малых ГЭС и время их сооружения. Можно предположить, что в перечень войдут те участки со строительством малых гидроэлектростанций, которые перечислены в упомянутой программе. На территории республики есть десятки мест, которые могут быть интересны инвесторам, имеется возможность строительства таких объектов, которые, однако, не попали в список программы, а значит, и плана. Как быть с инвесторами в этом случае, не давать им строить?
Возможно другое: инвестор захочет возводить предусмотренную планом малую ГЭС, но окажется, что ее строительство запланировано не в этом году, а года через два. Будет ли инвестор ждать? Вряд ли. Кроме того, в соответствии с недавно утвержденным Положением о порядке строительства, приемке и технологическом присоединении малых ГЭС к электрическим сетям предполагается проведение тендеров на строительство этих гидроэлектростанций, так как других условий в данном положении не указано. Инвестор, прождав те же два года, что маловероятно, вынужден будет еще и участвовать в тендере. Участвовать, как вы понимаете, это еще не значит выиграть. Что станет с другими потенциальными партнерами, желающими вкладывать свои средства в нашу энергетику, но проигравшими тендер?
Получается замкнутый круг из искусственно создаваемых ограничений. И однозначно, это не скажется положительно на инвестиционной привлекательности страны, в частности, на развитии отрасли, о которой мы с вами ведем речь.
Программа, утвержденная указом президента страны, по статусу выше ведомственной программы. А факт принятия последней, полагаю, способен привести к непониманию политики государства в области малой энергетики, где для решения одной задачи создается две программы. К сожалению, специально образованная главой государства структура в лице нашей дирекции и отвечающая за развитие данной отрасли, не участвовала в разработке документов, принятых Минпромэнерго.
— Как технологически станет обеспечиваться интеграция энергии, вырабатываемой малыми ГЭС, в общую энергосистему республики?
— После окончания строительства эти гидроэлектростанции будут подключаться к национальным электрическим сетям в соответствии с уже упоминавшимся мною положением. Этот документ является одним из важнейших для малой энергетики, он разрабатывается госэнергоинспекцией при Минпромэнерго и утверждается постановлением правительства. В нем прописаны порядок ведения строительства малых ГЭС, правила безопасного подключения их к национальным сетям.
Данные предписания должны строго соблюдаться компаниями, желающими возводить у нас такие объекты. Именно потому подход к разработке таких правил должен быть сбалансирован — с тем, чтобы, с одной стороны, обеспечивалась такая безопасность, с другой — не чинились излишние препятствия естественными монополистами и чиновниками.
Регулированием потоков электроэнергии малых ГЭС, поставляемой в общую национальную сеть, занимается специальная диспетчерская служба распредкомпаний, которая согласует действия с центральным диспетчерским управлением.
— Себестоимость такой энергии будет выше, не скажется ли это на ее покупательной способности?
— Во всех странах с целью привлечения капиталов в малую энергетику инвесторам создают благоприятную среду путем установления высоких тарифов на электроэнергию, вырабатываемую малыми станциями, обеспечения гарантий ее реализации, других преференций законодательного характера. В отечественном Законе “О возобновляемых источниках энергии” предусматривается, что такую электроэнергию в обязательном порядке приобретают энергетические компании по цене, установленной департаментом по энергетике при Минпромэнерго. В результате регулирования им внутриотраслевых тарифов конечный потребитель, например население, станет получать ее по действующему тарифу. Учитывая огромный объем электроэнергии, производимой ОАО “Электрические станции” и небольшую долю в ней электроэнергии малых ГЭС, дотация на последнюю не окажет ощутимого влияния на экономику, так как будет незначительной.
— Какие предусмотрены формы участия инвесторов в проекте?
— Зарубежные партнеры, с которыми у нас сложились деловые отношения, дали согласие на строительство ряда малых ГЭС в Кыргызстане. При этом формы сотрудничества с ними могут быть различными, их основные варианты прописаны в известной программе, утвержденной указом президента республики.
Речь идет не только о полностью частных ГЭС, но и о гидроэлектростанциях, возведенных на таких принципах, как: “строительство — эксплуатация — передача”, “строительство — владение — эксплуатация”, “строительство — владение — эксплуатация — передача”. Иными словами, инвестор строит на собственные средства ГЭС, эксплуатирует ее и после того, как вернет свои затраты и получит прибыль, данный объект переходит обратно в управление государством. Надо отметить, что при этом собственность остается у государства, и она в период управления инвестором не переходит даже временно к третьему лицу.
Интерес к строительству малых и средних ГЭС в Кыргызстане проявляют многие зарубежные компании, которые внимательно изучают все условия, созданные государством для привлечения их капитала в данный бизнес. В свою очередь мы признаем многообразие форм сотрудничества и готовы рассматривать совместно с инвесторами любые из них.
— Поможет этот проект в энергообеспечении республики уже в грядущую и последующие зимы?
— Эффект от его реализации не сможет ощутиться сразу, все станет происходить поэтапно. Ведь речь не о крупной ГЭС, которая при запуске способна выдать сразу миллионы кВт.ч электроэнергии. По мере строительства малых гидроэлектростанций будет происходить постепенное увеличение объемов выработки электроэнергии. И первыми смогут почувствовать благоприятные изменения жители местности, где эта ГЭС появится.
Но предстоит еще утрясти некоторые законодательные и технические вопросы. Одним словом, работы немало.
Евгений ДЕНИСЕНКО.
Недавние отзывы