В Кыргызстане, возможно, вновь затевается передел политического пространства. Немного отдохнув после президентских выборов, истеблишмент республики, похоже, начал неспешную подготовку к следующим. Второй срок правления Курманбека Бакиева, как ожидается, подтолкнет политические группы к более активной конкуренции.
Объединиться во имя...
Намерение усилить позиции для конкурентной борьбы обозначила оппозиция. СДПК и «Ата-Мекен» заявили о грядущем слиянии в попытке сделать оппозицию более сплоченной. Тем более у двух вышеуказанных партий объединяющим началом может быть схожесть платформ.
Для социал-демократов процесс объединения представляется выгодным. Их ряды изрядно потрепали выборы. По некоторым данным, партию покинуло несколько тысяч человек, не согласившихся с радикализацией позиций организации. Брешь пытаются залить социалистическим коктейлем. Но до сих пор непонятно, насколько выгодно слияние представителям «Ата-Мекена». Возможно, именно поэтому воссоединения пока не случилось.
В оппозиции утверждают, что это связано с сопротивлением отдельных партийных функционеров. Тем временем Объединенное народное движение пытается поправить подмоченный выборами имидж лидера СДПК Алмазбека Атамбаева. ОНД выбрало его своим лидером, а партию бывшего премьер-министра - ядром обновленного союза. Сможет ли экс-кандидат на высший политический пост оправдать очередной кредит доверия, неизвестно. Тем более в Кыргызстане может появиться конкурент ОНД - так называемая конструктивная оппозиция.
Страсти по СДПК
СДПК - одна из старейших оппозиционных партий независимого Кыргызстана. 19 октября ей исполнится 16 лет. С 1995 года социал-демократы представлены в парламенте немногочисленными группами, однако не пользовались в Жогорку Кенеше большим влиянием. В последнее время фракция СДПК практически расписалась в бессилии, не сумев отстоять соратника Кубанычбека Кадырова. Его недавно лишили депутатской неприкосновенности. Против законодателя заведено уголовное дело, а он сам предпочел скрыться.
Кубанычбек Кадыров - не единственный социал-демократ, помеченный УК КР. Таковых на сегодня десятки, включая столь известных деятелей, как заместитель руководителя парламентской фракции СДПК Иса Омуркулов и Эдиль Байсалов, который предпочел эмиграцию. Той же дорогой двинулся Бактыбек Бешимов. Его отъезд в США стал одним из главных политических событий последних недель.
Бактыбек Бешимов, в отличие от Кубанычбека Кадырова, хлопнул дверью громко. Уже находясь в США, он заявил, что ему угрожает физическое уничтожение. В чем косвенно обвинил не только официальный Бишкек, но и Кремль, поддерживающий, на взгляд социал-демократа, правящую власть в Кыргызстане.
Но СДПК известна не только политэмигрантами (кстати, у «Ар-Намыса» в свое время их было гораздо больше). Социал-демократы КР выпестовали немало чиновников. Даже в действующем кабинете министров сейчас вполне успешно работают два бывших члена СДПК - Омурбек Бабанов (ныне первый вице-премьер-министр) и Акылбек Жапаров (министр экономического развития и торговли).
Судя по активности сторонников СДПК и происходящим вокруг них событиям, на партию, как на костяк оппозиционного радикального движения, и будет возложена основная роль в борьбе за власть.
Оппозиция оппозиции
Народную партию «Ак Жол» многие продолжают считать искусственным образованием. Так, по крайней мере, легче всего объяснить то, как быстро она набрала «вес» и массовку. Очевидно, что в условиях Кыргызстана без поддержки административного ресурса партии не удалось бы в столь короткие сроки разрастись широким представительством на местах. Еще более сложно представить, как бы «Ак Жол» смог завоевать общенародную популярность и закрепить за собой контрольный пакет парламентских мандатов.
Благодаря искусственности рождения «Ак Жол» уже успела пережить один из кризисов становления - после очевидного раскола из нее в первой половине 2009 года «ушли» нескольких важных персон. Не исключено, что это не последняя чистка. Тем более что акжоловцы в парламенте продолжают сохранять единство только при принятии решений. В репликах же партийцы демонстрируют полную палитру мнений, суждений и предложений. Иногда противоречащих Конституции и весьма негативных для имиджа государства.
Одним из ярчайших примеров тому - набивший оскомину, но не ставший менее болезненным, вопрос о языке. Отдельные депутаты усиленно муссируют тему о едва ли не полном переходе на государственный, забывая, что за русским языком Основной закон закрепил статус официального. Впрочем, это не мешает нардепам сравнивать русскоязычных госслужащих с обезьянами, раздражая союзника и одного из своих основных экономических партнеров - Россию. Ведь «Ак Жол» представляет для постсоветского пространства партию власти, лидером которой считают президента Курманбека Бакиева.
История с воспитанием патриотизма тоже стала предметом для иронии не только в Кыргызстане, но и в мире. Соотечественникам не понятно, что значит «административная ответственность», которую будут нести граждане, нарушающие установленный парламентом порядок гимнопочитания. За рубежом откровенно потешаются над тем, как кыргызские законодатели взялись регламентировать гимнопение с обязательным прикладыванием обязательно правой руки обязательно к левой стороне груди. Ведь очевидно, что попытки заставить любить Родину из-под палки обычно приводят к обратному эффекту.
Партия масти
«Ак Жол», как и любую партию власти, вряд ли можно назвать устойчивой. Продолжительность существования подобных организаций, свидетельствует история, зависит от того, как долго остаются бразды правления у ее основателя. На примерах Советской Киргизии и «Алга, Кыргызстан!» понятно: немалая часть партийцев «Ак Жола» привлечена в силу номенклатурных интересов.
Будущее «Ак Жола» в силу этих причин остается неясным. Оппозиция уже наметила провести чистку собственных Авгиевых конюшен. В подобной санитарной обработке, очевидно, нуждается и партия власти. Ей явно необходимо избавляться от попутчиков и так называемых оборотней, чтобы укрепить идеологическую составляющую. В противном случае «Ак Жол» так и останется инструментом для продвижения президентских и правительственных инициатив в парламенте.
Впрочем, если вспомнить причины создания «Ак Жола», вполне понятно, что пока в реформах эта организация особо и не нуждается. Она вполне соответствует своим целям и задачам. Однако, если версии оппозиции верны, то в течение ближайших трех лет все может измениться.
Сообразят на троих
Как ожидается, на сцене может появиться третья сила - так называемая конструктивная оппозиция. Ранее ее роль играла СДПК, озвучивавшая позиции через парламентскую площадку. Но с некоторых пор социал-демократы вышли за обозначенные рамки. Освободившуюся нишу готовятся занять те, кто решил отойти от СДПК.
Партий, не нашедших себя ни во власти, ни в «объединенной оппозиции», в Кыргызстане достаточно. Их несколько десятков. Причем ожидается, что среди них появятся и новые организации.
«Между радикальной оппозицией и властями сегодня образовался вакуум, который должен заполниться свежими здоровыми силами, - заявил по этому поводу радио «Азаттык» экс-секретарь Совета безопасности КР Мирослав Ниязов. - У нас есть в стране немало людей с хорошей репутацией, пользующихся авторитетом у народа, истинных патриотов. Они обладают уникальным опытом. Сегодня происходит консолидация этих сил».
Сам Мирослав Ниязов не исключает того, что тоже возьмется за партийное строительство. Бывшие коллеги по «объединенной оппозиции» уже узрели в его действиях коварный план. Экс-секретарь Совбеза, полагает один из лидеров ОНД, может быть исполнителем планов властей. «Думаю, так президент расчищает себе путь, - говорит Топчубек Тургуналиев. - Когда закончится второй срок его полномочий или он по какой-либо причине уйдет с поста раньше, президент попытается оставить преемника».
Операция «Преемник»
Имя предполагаемого преемника, если таковой на данный момент и есть, держится в секрете. В оппозиции не исключают, что руководство Кыргызстана попытается воспользоваться азербайджанским сценарием передачи власти.
Будущую «конструктивную оппозицию» в ОНД уже окрестили «придворной». Причем, как предполагается, в нее могут войти бывший советник президента Усен Сыдыков с партией «Жаны Кыргызстан» и его единомышленники. Если так и произойдет, то радикальное крыло оппозиции либо окончательно сметут с политической карты республики, либо просто лишат каких-либо шансов на вхождение во власть в ближайшем будущем.
Впрочем, заявку на нишу конструктивной оппозиции в Кыргызстане могут сделать и другие партии, включая «Ар-Намыс» или «Ак-Шумкар». Лидер последней - Темир Сариев - позиционирует себя как самостоятельного политика, достойного президентского кабинета, и вполне вероятно, что он не откажется от этих планов и в будущем. Так что, очевидно, и он будет рассматриваться в штабе ОНД в качестве конкурента.
«Оппозиция день ото дня будет тише и тише, она неспособна влиять на важные политические и иные процессы, происходящие в государстве», - заявил эксперт, директор регионального филиала Института стран СНГ, доктор исторических наук Александр Князев. Он полагает, что политические противники президента вскоре станут напоминать коллег из Таджикистана, «с которыми считаются все менее и менее». Оппоненты власти с этим не согласны. Однако в неофициальных беседах многие из них все-таки полагают, что будущего у радикальной оппозиции в республике практически нет. По крайней мере, в том виде, в котором она существует сейчас.
07/10 10:53, Бишкек – ИА «24.kg», Данияр КАРИМОВ
URL: http://24.kg/politic/33976-2008/04/10/81603.html
Недавние отзывы