Что такое парламент Кыргызстана? Полноценный государственный орган, без которого не обойтись? Или же недоразумение нашего демократического безвременья, декоративный элемент картины, где новый слой краски («независимость») неуклюже, с комками и мазками лег поверх остальных слоев – «советского периода» и «традиционного общества»? И какие чувства вызывает у народа депутатский корпус – уважение или же, наоборот, неприязнь и насмешки?
Задумав написать про Жогорку Кенеш, мы опросили с десяток знакомых. Не целенаправленно, а как бы кстати, между делом – разговорами о делах и о погоде. «Что вы думаете о нашем парламенте?». Результат получился любопытный. Тем более что нашими «респондентами» стал довольно обширный срез людей – и молодые, и пожилые, и интересующиеся политикой, и давно уже, простите, на нее «положившие». Ответы мы тщательно записали. Впрочем, все они сводятся к одному знаменателю. В принципе, этого мы и ожидали. Но чтоб такое единодушие…
«Собралась кучка … [далее следовало нецензурное выражение], просиживают свои … [еще одно не совсем приличное слово]. В общем, говорильня одна! Нам от их болтовни ни жарко ни холодно!» - быстро и раздраженно выпалил один. «Сами жируют, крутые иномарки себе выбивают, а треплются о благе народа!» - заявил второй. «Что им скажут, то и делают. Сборище продажных приспособленцев!» - хмыкнул третий. Ответы остальных в тех или иных вариациях повторяли уже приведенные нами фразы. Что можно сказать по этому поводу? Конечно же, наш «мини-опрос» не претендует на лавры социологического исследования. Но и он, и прежние наблюдения и беседы позволяют сделать неутешительный для наших народных избранников вывод: в целом отношение населения к парламенту негативное. В других странах опросы на тему доверия государственным институтам проводятся регулярно. У нас такого нет. Да, наверное, неслучайно. Слишком уж неприглядные бы всплыли результаты.
Но позвольте! Как же так? Ведь депутатов выбирали всенародно. Дружными рядами шли кыргызстанцы на избирательные участки в декабре 2007 года! Ведь было такое? Было. И голосовали мы, в том числе ваш покорный слуга, за приглянувшуюся партию… Только вот отличительная особенность наших выборов состоит в том, что главное – не то, как люди проголосовали. А то, как голоса эти подсчитали. В общем, переиначивая слова известной песенки, «Мы выбираем, в ЦИКе считают. Как это часто не совпадает!»…
Вспомните всю эту омерзительную и грустно-смешную историю с подсчетом голосов! Сначала нам объявили, что единственной партией в новом Жогорку Кенеше будет свет наш ясный, путь наш добрый – «Ак Жол». При том, что подсчитаны (как уверяли в Центризбиркоме) были уже почти все бюллетени. А через пару дней вдруг выясняется, что проходную планку преодолели еще две партии – социал-демократы и коммунисты. Причем их представители в неофициальных беседах особо и не скрывали, каким был этот путь к сладким креслам. Через постель… Тьфу, простите! Через белодомовские кабинеты. Для того, чтобы объяснить народу столь невероятные события, произошедшие в считанные часы, власть сильно мозги не напрягала. Вам приказано верить! Вот и весь разговор. А для самых упертых скептиков придумали душещипательную историю про эстонских хакеров и тому подобную белиберду.
Главное – как подсчитать… Исходя из этой неоспоримой в независимом Кыргызстане истины, новый состав Жогорку Кенеша начал свою работу. Депутаты официально стали членами законодательный ветви власти. Но, заметим, лишь официально. Легально. Что касается легитимности (то есть доверия в глазах народа), то ее у парламента нет. Большинство кыргызстанцев – голосовали ли они за три заседающие в нем партии, или нет – продолжают считать, что депутаты занимают свои места не по праву, а по договору. Даже у самого ярого приверженца нынешней власти где-то в глубине души сидит эдакий червь сомнения. И грызет потихоньку, мучает ночными кошмарами. Не говоря уже о тех, кто голосовал, к примеру, за «Ата-Мекен»…
И так будет продолжаться до тех самых пор, пока этот состав парламента не доработает свой срок. Там – видно будет. Но в том, что нынешним нардепам при всех их стараниях не добиться доверия и благорасположения народа – не вызывает сомнений. Оттого и относятся граждане к своим депутатам как какому-то недоразумению. Кто-то – со злостью, остальные – просто не всерьез…
Зададимся еще одним вопросом: отражает ли нынешний состав Жогорку Кенеша политические предпочтения нашего общества? Ведь, по своей сути, любой парламент должен быть представительным органом – то есть выражать настроения тех избирателей, которые, собственно, его и выбрали. В процентном соотношении это представительство выглядит так: «Ак Жол» обладает 79-ю процентами мандатов, у СДПК – 12 и у Партии коммунистов – 9. Насчет последних двух с некоторой натяжкой еще можно согласиться. А вот в то, что партию власти поддерживают четыре пятых населения Кыргызстана, верится с трудом. И это еще одно «слабое место» нашего парламента, причина, по которой люди не доверяют Жогорку Кенешу. Набор политических сил в нем абсолютно не выражает расклад предпочтений в самом обществе.
На деле же получается так, что партия, которую на выборах (даже на наших – псевдо-демократических выборах!) поддержало менее половины избирателей, распоряжается судьбами страны и всех нас! Но – распоряжается ли? За время работы этого созыва Жогорку Кенеша нас старательно отучают от мысли, что парламент должен быть площадкой для настоящего обсуждения тех или иных программ развития страны, выработки решений, которые удовлетворяли бы стремления и чаяния всего народа. В реальной действительности мы видим то, что депутатский корпус удовлетворяет стремления и чаяния исключительно самой власти. Парламент в его современном состоянии – всего лишь послушный и податливый придаток власти исполнительной. Ни о какой самостоятельности речи быть не может! И тем более о том, чтобы диктовать свое мнение правительству и президенту.
Сама фигура депутата превратилась в простой винтик этого механизма. Который нажимает на кнопочки «да» и «нет» так, как скажет ему руководитель фракции. Ну а руководитель фракции поступает, как велит ему руководство палаты. Которое, в свою очередь, слушает приказы из «Белого дома». Цепь замкнулась. Обратной связи нет. Парламент штампует законы, которые сначала одобряют в исполнительных органах власти. Хотя должно быть наоборот.
Ну а того, кто вдруг осмеливается поставить под сомнение это строгое правило, быстро приводят в чувство. Не хочешь проблем? Хочешь сохранить за собой мягкое депутатское кресло и связанные с ним привилегии и возможности? Не высовывайся без разрешения! Подавляющее большинство эти правила игры приняли. Их, собственно, и набирали, исходя из этого принципа. Вольнолюбивым и независимым в парламенте не место.
По-настоящему ярких депутатов в сегодняшнем составе Жогорку Кенеша практически нет. Они и не нужны. Потому как опасны, потому как непредсказуемы. Вместо них депутатские кабинеты и кресла занимают послушные посредственности. Если не хуже… Вот и получается, что в перерывах между привычным «одобрямсом» народные избранники с целью хоть как-то себя выразить предлагают законопроекты, которые только усиливают негативное и пренебрежительное впечатление граждан от нашего парламента. Например, закон, согласно которому болтик не должен протыкать изображение государственного флага на автомобильных номерах. Или то, что при исполнении гимна нужно обязательно подпевать.
Вы бы, уважаемые законодатели, боролись за то, чтобы не законы, а сама жизнь вызывала уважение к флагу, гимну и стране – поднимали экономику, искореняли бедность, развивали культуру! Но нет, благие пожелания повисают в воздухе. Их в парламенте почти не слышно. Зато любой намек «сверху» вызывает прямо-таки феноменальное обострение слуха и лихорадочное желание одобрять, одобрять, одобрять…
В последнее время все чаще задумываюсь над такой мыслью: а нужен ли вообще Кыргызстану парламент? Если выразиться точнее – не законодательная власть в целом, а парламент в том исполнении, которое внедрили у нас. В его западном варианте. Может быть, это чужеродный имплантат, который на нашей почве, состоящей из традиционно-клановых и советских слоев, только и может принять столь уродливую форму? Может, не наше это – конкуренция политических партий, которая превращается в конкуренцию родов и племен, не наше – полная независимость законодательной ветви власти, на деле оборачивающаяся в торг с президентом и правительством?.. Вот и сидит такая непонятная птица на обглоданной и сухой законодательной ветви – тело вроде родное – белого сокола, ак шумкара (того самого, что изображен на гербе). А голова и крылья – от американского кондора. Ни взлететь такая птаха не может, ни клекотать грозно…
Вот такой у нас парламент. Действительно НЕЗАВИСИМУЮ ветвь власти он напоминает очень отдаленно. Лишь формой и кичливостью депутатов. А коли так – не стоит удивляться тому, что среди простых людей Жогорку Кенеш (в том виде, какой он представляет сейчас) вызывает и будет вызывать смесь отторжения и насмешки.
Автор: Сергей Кожемякин. 14.10.2009 11:34
http://www.paruskg.info/?p=15674#more-15674
Недавние отзывы