В последнее время в Кыргызстане участились попытки пересмотреть не только историю народа, но даже всемирную историю — в угоду "идеологическим заказчикам". Одновременно под видом национальной идеологии внедряются некие "обоснования" централизации власти. Ниже мы приводим мнение на этот счет известного политолога Токтогула КАКЧЕКЕЕВА. Соглашаться или нет — личное дело каждого. Однако заметим, что сегодня далеко не все воспринимают слово "национальный" в смысле "государственный", как было еще двадцать лет назад. "Узкая" трактовка этого понятия на руку многим политикам, но наш собеседник прав хотя бы в том, что идеи таких людей не отражают интересов всего населения страны.
— Можно ли сказать, что сегодня в Кыргызстане есть государственная идеология?
— В период правления Аскара Акаева предпринималось несколько попыток ее формирования — он давал соответствующие поручения госсекретарям. Даже вышел некий документ, в котором были прописаны "параметры" национальной идеологии — весьма сумбурный симбиоз понятий из учебников по научному коммунизму и других дисциплин марксистско-ленинской науки. Как видите, ничего из этого не получилось. Наши государственные секретари занимались не идеологией, а вопросами из серии "подай-поднеси" и пиар-компаниями президентов. Наверное, поэтому данную должность и упразднили. А идеологию, кстати, нельзя придумать — она должна быть выстрадана.
Долгое время мы пытались реанимировать старые идеологические принципы, которые в общем-то уже не работают: другое время, другой социальный уклад... Поэтому наметились три направления государственной идеологии: националистическое (оно всецело опирается на фольклор — идейное, духовное наследие Манаса и других эпических героев), интернациональное (потому что Кыргызстан — многонациональная страна) и капиталистическое (защищает интересы бизнес-структур).
— Можете коротко охарактеризовать каждое из этих направлений?
— Первое еще, так сказать, не оперилось. Его сторонники делают ставку на чисто национальные, этнические аспекты, выступают за полную самостийность во всем, ратуют за упрочение позиций кыргызского языка. Например, некоторые депутаты из фракции "Ак Жол" предложили уволить тех заместителей министров, которые не знают государственного языка: парламентарии не считают этих людей патриотами и не нуждаются в их услугах. Своеобразным "катализатором" национальной идеологии они делают 1916 год, говорят о геноциде со стороны России, о национально-освободительном движении, хотя на самом деле все было далеко не так однозначно…
Интернациональное крыло представлено в Ассамблее народа Кыргызстана, к созданию которой приложили усилия неправительственные организации. Эту идею поддержали верховный комиссар ОНН по делам национальностей, Аскар Акаев и покойный Чингиз Айтматов. А сегодня вся республика — в "заплатках" диаспор…
— Разве это плохо?
— Скажем так, не очень хорошо. Я считаю, разделение общества на диаспоры чревато последствиями, поскольку сегодня в диаспоральное движение внедряются экстремисты. Цели и задачи самих диаспор вполне благие, но могут начаться конфронтации, потому что в Ассамблее народа Кыргызстана не представлено кыргызское сообщество. Сама ассамблея, стремление объединяться в диаспоры (или делиться на них?) — это скорее дань моде, чем насущная необходимость.
— А капиталистическая идеология?
— Ее смысл можно выразить очень коротко: все, что плохо лежит, надо прибрать к рукам. Это видно по результатам приватизации, по тому, сколько рейдерских захватов собственности происходит в стране. Насаждается сама идеология рейдерства, в которой Кыргызстан рассматривается как товар, как некий экономический проект для инвесторов, но не как страна.
— Значит, национальной, государственной идеологии у нас с такими подходами нет и не будет?
— Сегодня в Кыргызстане внедряется идеология укрепления централизованной власти. А вообще наша идеология могла бы быть выстроена наподобие филиппинской или малазийской. В этих странах тоже проживают представители многих национальностей, поэтому между различными этносами заключается некий социальный договор о том, кому какой кусок общего пирога достанется — все пропорционально численности самих этносов.
К сожалению, государственную идеологию в Кыргызстане пока определяет многовекторная внешняя политика: действует принцип "кто больше даст, тот и хозяин", то есть кто сделает больше инвестиций, с тем мы и дружим. Ни к чему хорошему это не приведет. Такая политика была апробирована пионерами Старого света во время завоевания света Нового, когда индейцы отдавали свои территории за сломанные мушкеты и стеклянные бусы. Итог известен — все они оказались в резервациях…
— А какой лично вам видится национальная идеология в КР?
— Я рассматриваю нашу идеологию как благо, приобретенное с момента подписания Екатериной II указа о присоединении кыргызских территорий к Российской империи, и "подтвержденное" в советское время. Мы обрели свою государственность именно в составе Советского Союза. К тому же исконные территории наших предков — Алтай, Хакасия, Тува, Красноярский край, а нынешнюю территорию мы для себя завоевали. Но мы всегда смотрим на Россию как на источник благоденствия. Так что по-настоящему наша идеология заключается в том, чтобы сохранить общую историю и дальше развиваться вместе. Думаю, в этом со мной согласится больше половины населения Кыргызстана.
Беседовала Оксана ПОЛЯКОВА.
http://www.mk.kg/index.php?option=com_content&task=view&id=2591
Недавние отзывы