На здравоохранение в Кыргызстане расходуется столько же денег, сколько Мексика тратит на содержание бездомных собак, Монголия - на содержание автомобильных дорог, и Центрально-африканская республика - на поддержание чистоты воды в Тихом океане. То есть практически ничего. Президентская бухгалтерия социальную сферу называет не иначе, как "расходной". Если в развитых странах охрана здоровья нации - первостепенная задача, куда направляются "вложения и инвестиции" на сохранение и развитие генофонда, то в нашей стране - это обуза для государственного бюджета, которую год от года стараются если уж и не скинуть полностью, то сбросить по частям. Сброшенное с плеч правительства бремя в полном соответствии с законами киргизского политического тяготения, падает на народные плечи. К середине 2009 года Кыргызстан вышел практически со стопроцентно хозрасчетной медициной.
Оставшиеся государственные клиники дышат, что называется, на ладан. От ничтожно мизерной зарплаты, врачи вынуждены заниматься собирательством. Государственный стоматолог, к примеру, во время осмотра, начинает рассказывать, как сложно работать на старом оборудовании, на новое нет денег, шприцы, лекарства, зубопротезные материалы приходится покупать на свои кровные. Участковые врачи жалуются на дороговизну транспорта и на большое количество вызовов "на дом". Стол терапевта завален рекламными буклетами от различных производителей лекарственных препаратов. Он подрабатывает дилером и имеет свой процент от продаж. Их можно понять - на нищенскую подачку, называемую зарплатой, прожить невозможно. Вот они и крутятся, как могут, виновато намекая пациентам на тяжелые условия работы.
На это самое "как могут" и рассчитывает правительство республики, поставившее одну из самых интеллигентных и уважаемых профессий в один ряд с дворниками и наемными разнорабочими.
Помимо помощи врачам, приходится покупать дорогостоящие лекарства. Если заболевание тяжелое и не лечится ампициллином или анальгином, то можно подбирать себе место на кладбище. Диабет, бронхиальная астма, заболевание почек, сердца, печени, требующие постоянного приема препаратов, в нашем крае считаются смертельными. Инсулин стоит недешево, и жизнь киргизского диабетика превращается в эстафету от комы до комы. Длится это долго не может, да, собственно, и не длится.
И если изобретательность врачей еще можно понять, то, как можно объяснить такое отношение руководства страны?
Напрашивается три варианта. Первый - правительство решило приобщить кыргызстанцев к западной системе оказания медицинских услуг, основанных на частном секторе. Но здесь есть существенное "но". На Западе существует масса самых разнообразных видов социальной поддержки населения, развито медицинское страхование, минимальный размер заработной платы выше киргизского в сотню раз. А ведь цены на лекарства точно такие же. За бугром потребности и возможности населения в медицине изучались на протяжении десятилетий. И медицинское страхование - именно те недостающие средства, которые государство вкладывает, создавая для каждого возможность получения нормального медицинского обслуживания.
У нас же треугольник "государство - эскулапы - народ" в режиме шоковой терапии преобразовали в обычный двухконечный отрезок, без участия государства. Качество сильно упало, цены взлетели. Болезнь превратилась в роскошь, угрожающую летальным исходом.
Вариант второй - нынешнему президенту начхать на здоровье нации. Такой вариант возможен, если учесть, что живем мы как на вулкане, и кто будет хозяйничать в крае завтра - неизвестно. Стоит ли тратить деньги "впустую", когда их можно пустить на взаимовыгодные проекты?
И, наконец, третий вариант - целенаправленная политика по уничтожению, то есть созданию непригодных для жизни условий для неполноценных людей, имеющих серьезные физические отклонения или заболевания. С точки зрения политики, эти люди не приносят никакой пользы стране, зато их содержание ложится на плечи каждого налогоплательщика. Чем таких граждан будет меньше, тем страна богаче. История знает немало примеров, когда в целях создания сильного и здорового народа, слабые и больные дети и взрослые уничтожались. Древняя Спарта, майя, некоторые из зулусских племен, уничтожая слабых своих собратьев, думали о будущем могуществе своего народа. Адольф Гитлер, провозгласивший идеологию национал-социализма в Германии, стал последней царствовавшей личностью, открыто внедривший практику уничтожения слабых и неполноценных людей ради "очищения" арийской нации. С тех пор прошло восемьдесят лет. После победы над фашизмом была провозглашена Декларация о правах человека. Право на жизнь, труд, свободу совести, социальную защиту закреплены в конституциях всех цивилизованных государств. Вещи назвали своими именами. Физическое уничтожение людей по отличным признакам стали называть геноцидом и объявили уголовно преследуемым преступлением.
В нашей республике, похоже, изменились лишь формулировки и методы. Результаты же, проводимых в крае реформ показывают, что мы, по количеству загубленных душ, превзошли спартанцев и индейцев вместе взятых. Наше правительство не убивает избравший его народ грубым насилием. Цивилизация, все-таки, внесла свой вклад. Наше "цивилизованное" правительство не тратит пуль, оно "закручивает гайки" и "закрывает глаза". Отдали все в частный сектор, внедрили систему лицензирования и забыли, что есть такая отрасль - здравоохранение. Намеренная "забывчивость" нашего правительства уже привели к смерти диабетиков, сердечников, почечников и прочих тяжело больных кыргызстанцев, из-за нищеты и дорогостоящих медикаментов и медицинской помощи, отказывающих себе в самом необходимом. Всем причастным хотелось бы посоветовать почитать Уголовный Кодекс Кыргызстана, где черным по белому расписана ответственность "за бездействие, повлекшее смерть двух или более человек".
Жалалбек Байсаров
12:14 04.01.2010
Источник - ЦентрАзия
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1262596440
Недавние отзывы