В Кыргызстане идет подготовка к проведению в марте Курултая согласия как общенационального совещательного органа, инициированного президентом Курманбеком Бакиевым.
О необходимости создания такой диалоговой площадки в рамках реформы госуправления глава государства впервые заявил в прошлом году в Курсе президента на обновление страны. Более подробно свое видение целей и задач Курултая Бакиев изложил в своем недавнем телевизионном обращении к народу Кыргызстана. Параллельно с подготовкой к нему на медийном пространстве организовано обсуждение инициативы президента. Помимо дежурных "одобрямс" высказываются и критические отзывы, среди этой разноголосицы нечасто можно услышать взвешенную оценку.
Критики Курултая согласия сомневаются в его действенности, не верят, что он станет по-настоящему совещательной трибуной, способной обеспечить, как заявил президент, "гражданскую консолидацию и баланс интересов и возможностей при принятии решений государственной важности", что он действительно "объединит авторитетных членов общества". Оппоненты опасаются, что с Курултаем согласия может случиться так, что его делегаты пообсуждают и порассуждают на общие темы и разъедутся – до следующего года.
Профессор Бишкекского гуманитарного университета Ишенбай Абдуразаков в интервью Агентству "КАБАР" поделился своим пониманием целей и задач Курултая, механизма его работы.
КАБАР: Ишенбай Абдуразакович, есть ли необходимость в таком общенациональном совещательном органе, как Курултай согласия? Не станет ли он чисто декоративным органом, как о том высказываются его критики?
И.Абдуразаков: То, что сама идея Курултая согласия вызывает скепсис у некоторой части общества и одобрение – у другой, вполне естественно. Потому что если говорить с точки зрения современных политических институтов, то, казалось бы, необходимая структура уже существует в виде исполнительной, законодательной, судебной ветвей власти, СМИ и гражданского общества.
Но гражданское общество у нас, несмотря на количественное увеличение, в качественном отношении не набрало критическую массу, которая позволяла бы нашим гражданам затрагивать коренные вопросы устройства государства и общества. А таких вопросов накопилось много. Внешне кажется, что развитие идет без особых потрясений, но это только видимость, которую мы измеряем, исходя из только собственного прошлого и настоящего. А если рассматривать через призму мировых событий, мы должны признать, что все-таки переходный период порождает много серьезных проблем. И как эти проблемы решать?
Если Курултай задуман как какое-то институциональное дополнение к тому, что уже существует, с целью обсуждения судьбоносных, коренных вопросов государственного, общественного развития, тогда, конечно, можно на него возлагать какие-то надежды. Этот Курултай должен действительно отбирать самые главные вопросы, от решения которых зависит наше будущее. И если обсуждение будет идти объективно, исходя именно из будущего народа и государства, тогда его создание можно рассматривать как конструктивный шаг.
Чтобы поднять на Курултае такие серьезные вопросы, может быть, надо было предварительно провести мониторинг, некоторый анализ: почему у нас есть такие серьезные проблемы, где корень этих проблем, откуда они вырастают, а потом, взаимоувязав их в такой причинно-следственной связи и взаимоотношении, взяться за решение основных вопросов. Вот тогда, я думаю, этот Курултай будет работать.
КАБАР: Как можно решать такие важные проблемы, если Курултай будет собираться раз в год?
И.Абдуразаков: Действительно, поскольку он будет собираться один раз в год, пока неясно, кто будет определять повестку дня, готовить материалы и как будет проходить обсуждение. Может быть, над этим работает оргкомитет? Исходя из этого, многие высказывают некоторые сомнения и опасаются, не превратится ли Курултай со временем в орган по обсуждению предлагаемых властями проблем, чтобы дать им "добро" в духе существующей у нас традиции "одобрямс" и тем самым легализовать какие-то неожиданные государственные решения. То есть, не исключена возможность, что работа Курултая может пойти и в таком русле.
Фундаментальных вопросов, которые надо выносить на обсуждение, очень много. Первый блок вопросов связан с развитием общества и государства в целом. Как государство мы только встаем на ноги в полном смысле этого слова. Его главная функция заключается в том, чтобы обеспечить такие внутренние условия и порядок в стране, которые позволяют своим гражданам, пользуясь конституционными правами и свободами, самореализоваться и способствуют, в конечном счете, укреплению государства и повышению благосостояния общества. Если рассматривать в этом контексте, то у государства сейчас много проблем.
Во-первых, мы еще не добились верховенства закона. Мы объявили приоритет всех основных прав и свобод человека и граждан, но они не всегда выполняются. Бывает так, что выборочно идет реализация законов: кому-то их можно обойти, кому-то - нет. Во-вторых, когда мы говорим о верховенстве закона, мы не придаем значения тому, что прежде всего надо совершенствовать сами эти законы и они обязательно должны выполняться, иначе ничего не будет, - и государства не будет.
Из-за этого у нас слишком много правонарушений, включая коррупцию. Даже те люди, которым поручено бороться с коррупцией, открыто говорят иногда странные, парадоксальные вещи: коррупция была, есть, и не только у нас, а и во всем мире, и будет, а значит, с ней как бы бесполезно бороться. При такой постановке вопроса цель теряет свой смысл, и борьба с коррупцией в каком-то смысле бесполезна. Конечно, во всем мире была и есть коррупция, но задача состоит в том, чтобы ее сокращать, снижать ее уровень. А для этого надо как следует применять законы и наказывать в назидание другим – чтобы неповадно было.
Коррупция – это очень серьезная проблема, которой многие до сих пор не придают должного значения. А почему это серьезно и опасно? Потому что коррупция развращает общество, тем более, – в маленькой стране, где если наверху есть случаи коррупции, они моментально доходят до низов и люди берут с них пример.
Есть также блок вопросов, связанных с экономикой, но это отдельная тема, там есть своя логика. Самое главное, на мой взгляд, надо изучать иностранный опыт. Многие передовые государства в течение исторически короткого времени добились серьезных успехов благодаря тому, что они у себя в стране применили лучший мировой опыт. Решение многих проблем зависит от экономических возможностей страны. Если экономика будет развиваться, мы решим социальные вопросы, а они формируют психологию общества, и тогда создается благоприятная атмосфера для продвижения вперед.
Другой очень серьезный блок вопросов, которые нуждаются в обсуждении на Курултае – это нравственное состояние общества, это духовная, точнее – его ценностная ориентация. В связи с переходом в другую систему многие наши представления начинают размываться, люди ориентируются не на совесть, не на порядочность, а на насилие, достижение и приобретение богатств любой ценой – путем обмана, грабежа и так далее.
И такой настрой, к сожалению, проникает в глубины нашего общества. Сегодня рэкетир становится героем, молодежь начинает брать с таких пример, а местная власть даже заигрывает с ними, симпатизирует им. В то же время падает авторитет той интеллигенции, которая создавалась в течение длительного советского периода. Посмотрите, в каком положении сегодня находится сельская интеллигенция – врачи, учителя… Смещение ценностей не может не вызывать серьезную тревогу. Это надо исправлять.
КАБАР: Как, Ишенбай Абдуразакович? Власть денег сегодня сильнее всего остального. Под силу ли будет Курултаю решать такие вещи?
И.Абдуразаков: Это может исправить государство посредством такого совещательного органа, как Курултай согласия. Конечно, опираясь на общество, в первую очередь – интеллигенцию. Но первым и главным игроком должно выступать государство. Мы должны возродить, создать (в хорошем смысле этого слова, – мне, правда, это слово не очень нравится, но другое не подберешь) прослойку порядочных людей или, как мы иногда называем иначе – элиту, сливки настоящего высокого общества.
Элита – это не только политическая, экономическая, культурная элита, прежде всего это – творчески, критически мыслящие и порядочные люди, которые считают главным смыслом и целью своей жизни не только личное благополучие, но и благополучие всего общества. Я думаю, любому человеку гораздо приятнее жить в благополучном обществе, чем быть благополучным в нищем, преступном мире.
Поэтому надо менять его ценностную ориентацию, опираясь на Курултай согласия. А что значит согласие в условиях демократии и плюрализма, и можно ли вообще добиться согласия? По основным вопросам добиться какого-то консенсуса можно. А консенсус всегда создается на основе справедливости, когда учитываются интересы всех сторон. Мы – многоэтническая и поликонфессиональная страна. Кроме того, у нас, к сожалению, развиты клановость, землячество, проявляются остатки родоплеменной и феодальной психологии. Все это существует, это – реальность, которую мы не можем отрицать. Но если мы при обсуждении фундаментальных вопросов сможем поднять их на национальный уровень, это будет достижением. По мере накопления опыта будем двигаться дальше и глубже, обязательно ориентируясь не на прошлое, а на будущее, в то же время сохраняя все то ценное, что накопилось в национальной казне.
И при этом без всякого колебания соглашаться принимать и внедрять мировой положительный современный опыт. Тогда это будет в какой-то мере содействовать взращиванию молодого поколения – более активного, целеустремленного, и, самое главное, – созидательного. Это чрезвычайно важно. Отсюда всплывают проблемы образования, здравоохранения, нравственных целеустановок. Конечно, все их сразу не решишь, но можно задать тон, дать направление. Вот где наш путь. И если Курултай будет в состоянии поднимать эти вопросы и принимать по ним правильные решения, то это надо по-настоящему пропагандировать и внедрять в сознание, давать народу направление.
Курултай мог бы вести эту работу по нравственной переориентации общества, но при поддержке государственной машины. В первую очередь должны очиститься чиновники, начиная с высшего звена и заканчивая айыл окмоту. На это надо ориентировать и духовенство. Сегодня они больше занимаются второстепенными вопросами, внешними проявлениями веры, а их главной заботой должен быть внутренний мир человека.
Самое главное – власть должна сама показать пример, чтобы люди могли равняться на вышестоящих. Когда нет справедливости и справедливого ведения дел, это создает благодатную почву и возможности разным экстремистским группировкам для переманивания людей в свои ряды и манипулирования их сознанием. Например, чем берут хизб-ут-тахрировцы? Они говорят, что раньше при Халифате была справедливая власть, хотя это не так, но люди к ним тянутся потому, что ищут и хотят справедливости. Это заложено в природе человека – искать спасение в справедливости. И надо переориентировать духовенство на эти ценности.
КАБАР: На Курултае согласия должны быть представлены чистые делами и помыслами люди, которые могли бы стать нравственными авторитетами. Это возможно?
И.Абдуразаков: К сожалению, есть у нас такая привычка – подтягивать своих людей – родственников, друзей, братьев-сватов. Есть опасность, что процесс выдвижения делегатов на Курултай чиновники на местах могут превратить в кампанейщину, продвинуть, как вы, журналисты, любите писать, "дежурных аксакалов" или себя.
А достойных людей у нас очень много, они должны быть представлены на Курултае, тогда он будет говорить только правду. И все должны говорить правду. В Коране есть хорошие слова: "Богу ненавистны те, которые не делают того, о чем говорят", то есть речь идет о расхождении между словом и делом. У нас все говорят хорошие вещи, а поступают по-другому. Они должны понимать, что тем самым они Богу ненавистны.
КАБАР: Если Курултай будет созываться раз в год, на Ваш взгляд, кто должен заниматься реализацией принятых на нем рекомендаций, решений, кто должен это отслеживать, прорабатывать вопросы следующего диалога?
И.Абдуразаков: Наверное, без рабочего аппарата Курултаю не обойтись. Если эти вопросы перепоручить институтам президента или правительству, это будет только полумерой. Нужен небольшой компактный аппарат, состоящий из достаточно профессиональных людей. Они и должны после каждой встречи отслеживать выполнение рекомендаций, а если они пробуксовывают, искать причины этого и стараться их устранить.
Работа должна идти при соучастии властных структур. То есть должна идти повседневная, последовательная логическая работа. На следующем Курултае обязательно должен делаться отчет о проделанной работе: что сделано, что – нет, почему, кто виноват? Если есть виновные, наказывать, вплоть до снятия с должностей ответственных чиновников, и поощрять тех, кто что-то такое сделал.
И, конечно, каждый делегат Курултая должен в меру своих возможностей проводить работу на своем участке, доносить до людей идеи принятых на встрече решений, стараться реализовать их. Это не значит, что они должны "комиссарствовать" и лезть туда, в чем не разбираются, это даже опасно. Надо только добиваться тех решений, по которым на Курултае было достигнуто согласие.
БИШКЕК, 4 февраля 2010 года
Жылдыз Турусбекова.
Источник - Кабар
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1265437980
Недавние отзывы