На дворе – лето. А это значит, совсем скоро в очередной раз начнут расти цены. Народ уже стонет. Многие живут впроголодь. Но даже чиновники признают: будет только хуже. Но чем они это объясняют?
Оказывается, причина не в них. Причина – в глобальном продовольственном кризисе.
Но это – наглая ложь. Кыргызстан в состоянии самостоятельно прокормить себя, не завися от импорта. Мешает власть, которая угробила сельское хозяйство республики, которая делает все для того, чтобы голод из страшных книг и фильмов перекочевал в нашу с вами реальность.
ДИАГНОЗ: ПРОФНЕПРИГОДНОСТЬ
Прежде для граждан нашей страны лето ассоциировалось с заслуженным отдыхом после года честной работы. Времена изменились. Тысячи людей не то что честной – никакой работой не обеспечены, вынуждены мыкаться в поисках куска хлеба. Человеческий отдых многим просто не по карману. Так что лето – такое же время пахоты, как и весь остальной год. А еще лето стало сезоном роста цен. В прошлом году они взметнулись в августе. Бархатный сезон для миллионов кыргызстанцев стал периодом настоящего шока, когда кошельки резко отощали, а будущее из неопределенного стало просто жутким.
Не будет исключением и год нынешний. На сколько процентов взлетят цены на сей раз, не знает никто. По-хорошему, должно знать правительство, тамошние чиновники и эксперты. Не задарма же на шее у бюджета сидят, обязаны ситуацию прогнозировать! Но нет! За окном – 21 век, а как был тысячу лет назад завтрашний день чем-то неизведанным и таинственным, так и остался. Впрочем, сам факт роста цен не отрицается на самом высшем уровне. Нам говорят: приготовьтесь, удорожание всего и вся будет продолжаться. Вот и руководитель Соцфонда, экс-спикер Марат Султанов в этом же духе высказался. Хоть на этом спасибо! Мерси за прямоту!
Правда, в остальном благодарить наших руководителей не за что. Потому что задача властей – не только и не столько предупреждать о негативном развитии событий, а предотвращать или хотя бы сглаживать это самое развитие. Вот с этим-то у нас туго. Если не выразиться крепче… Причем проблема заключается даже не в том, что руководство страны НЕ МОЖЕТ предотвратить рост цен. Оно элементарно НЕ ПОНИМАЕТ, отчего сложилась кризисная ситуация и НЕ ЗНАЕТ, что вообще можно сделать. А это уже диагноз. Диагноз «Профнепригодность».
Истоки продовольственного кризиса – не в объективных факторах окружающей действительности. Он – в головах наших чиновников. И решать проблему стоит именно с замены голов. Давно уже подмечено, что по нашим чиновникам плачут подмостки лучших театров мира. Подкупающе хлопая ясными глазками, они винят во всех бедах международный продовольственный кризис. И ведь многие верят! Как не верить таким жарким и, на первый взгляд, искренним объяснениям?!
Только это наглая и причем лежащая на поверхности ложь. Нам говорят: трудности с продовольствием испытывает далеко не только Кыргызстан. Поглядите мол, что творится в Сомали или в Бангладеш! Так что не мы (то бишь власти) виноваты, а суровые внешние условия. А мы же делаем все, что можем. Как можем, родному народу помогаем. Однако сравнение нашей республики с любой другой страной некорректно. Ну и что, что в Африке? Причем здесь Кыргызстан? Продовольственный кризис во многих азиатских и африканских странах действительно вызван объективными причинами. Пахотных земель мало, воды для орошения недостаточно, едоков – хоть отбавляй. Приходится закупать зерно за бугром. А мировые цены на это зерно растут. Вот вам и кризис, и рост цен на продукты питания. Таким образом, ссылки на внешнее происхождение кризиса справедливы только в одном случае: если сделано все возможное, если страна не в состоянии прокормить себя сама (ну хоть в лепешку разбейся!) и вынуждена (именно вынуждена, иного выхода нет!) ввозить продовольствие из-за рубежа.
ВОРОВСТВО ПЛЮС ТУПОСТЬ
А теперь подумаем, подходит ли под эту формулу Кыргызстан? Ответ будет отрицательным. Наша страна в состоянии обеспечить себя продовольствием и не зависеть от внешних факторов – скачков цен, импорта и проч. А коли так, объяснения чиновников разлетаются в пух и прах. Их объяснения – всего лишь лицемерное прикрытие собственной профнепригодности. Не природные условия, не качество и количество земли виновато в кризисе, а неспособность власти использовать и эти условия, и возможности наших земель.
И это не просто умозрительное предположение. Совсем недавно, в советские годы, продукция сельскохозяйственной отрасли республики производилась в таком объеме, что Кыргызстан не то что сам себя мог обеспечивать – и соседям помогать. Вот они – наши истинные возможности! Причем не окончательные, поскольку объемы производства росли с каждым годом. Но от этих возможностей сознательно отказались, ввергли агропромышленный комплекс в глубокую трясину. А теперь слезно сетуют: зерна и мяса не хватает, закупаем за рубежом, а их цены кусаются! Ну не подлость ли? Сами набедокурили, а вину сваливают на туманный глобальный кризис! В росте цен на 100 процентов виновато руководство страны. Виновато, потому что:
Первое. Допустило резкое снижение сбора зерновых культур. Достигавший в 1970-80-е годы полутора миллионов тонн и более, нынче сбор не дотягивает до 1 млн., что явно недостаточно для обеспечения потребностей населения (примерно 1200 тыс. тонн). Только за последние 7 лет посевные площади пшеницы в республике сократились на 120 тыс.га, а урожайность (даже по официальным, явно заниженным данным) снизилась на 5 ц\га. Почему это происходит? У нас на одного жителя приходится 20 соток земель сельскохозяйственного назначения. В Японии – 4.
Между тем «Страна восходящего солнца» почти на 100 процентов обеспечивает себя собственной сельхозпродукцией. Все дело в неграмотной сельскохозяйственной политике руководства страны. В 90-е годы оно распустило колхозы и раздало земли фермерам, тем самым снизив эффективность аграрного сектора (где действует универсальный принцип – чем крупнее, тем лучше). А само от решения проблем отрасли самоустранилось. Чего может добиться фермер на своих трех с половиной гектарах (именно столько составляет средний размер участка)? Как правило, урожая хватает только на личное потребление. Удобрений нет, техники нет… С азами почвоведения и т.д. многие фермеры также не знакомы, в результате чего получают продукции намного меньше, чем могли бы.
Между тем планирование сельскохозяйственного производства и научное прогнозирование ликвидированы напрочь. Ну не может частник вытащить на своих плечах сельское хозяйство! Нет у него денег, чтобы приобрести технику. А та, что осталась, дышит на ладан. Как признают в самом Министерстве сельского, водного хозяйства и перерабатывающей промышленности (документ «Об итогах работы агропромышленного комплекса за 2007 год и задачах в 2008 году»), «с каждым годом из-за недостатка в составе машинно-тракторного парка необходимого количества тракторов, комбайнов и других сельскохозяйственных машин выполнять полевые и уборочные работы в оптимальные агротехнические сроки становится все труднее. Обеспеченность техникой в крестьянских, фермерских и в других хозяйствах республики не превышают 60-70 процентов от потребности. Анализ состояния техники показал, что из имеющихся машин более 95 процентов эксплуатируются свыше 15 лет, т.е. изношены физически до предела». Так и есть. При максимальных амортизационных сроках эксплуатации в 8-10 лет, большая часть техники имеет возраст 20 лет и более. При этом нагрузка на один трактор среднем составляет 250 гектаров, или в два раза превышает нормативы. Тех 24 тысяч тракторов и 3300 зерноуборочных комбайнов, что есть в Кыргызстане, абсолютно не хватает. Но даже из этого количества техники реально работает не более 60 процентов. Ремонтные мастерские же практически уничтожены.
К чему это приводит? Фермерам нечем обрабатывать землю, следовательно, рентабельность аграрного производства близка к нулю. В результате крестьяне забрасывают землю и стекаются в города, а то огромное количество пашни, которое могло бы (при нормальной политике) приносить хорошие урожаи, просто не засеивается и зарастает бурьяном. Из 1300 тыс. га пашни не засеивается примерно 180 тыс. га, причем размеры этой бесполезной земли растут с каждым годом (только за 2007 год – на 4 тыс. га). Из 940 тыс. га орошаемых земель в крайне неудовлетворительном мелиоративном состоянии находится 107 тыс. га. Для их восстановления ежегодно требуется как минимум 160 миллионов сомов. Однако в бюджете такая сумма не предусмотрена, а самим фермерам ремонтно-восстановительные работы на ирригационных системах не по карману.
Сколько сказано-пересказано про катастрофическую необеспеченность аграрников семенным материалом! Но кто в этом виноват? Опять-таки власть! За последние три года у семхозов органами местного самоуправления и исполнительной власти было изъято 21,7 тыс. га пахотных земель. Особенно сильно от произвола чиновников пострадали семхозы Таласской (лишившиеся 2/3 угодий), Баткенской и Джалал-Абадской (более половины земли), Чуйской областей. Это воровство (по-иному назвать нельзя) крайне отрицательно сказалось не обеспеченности сельских производителей семенами. Особенно показательно и возмутительно изъятие орошаемых земель у важнейшего в стратегическом отношении Экспериментального хозяйства НИИ земледелия (располагается оно в Сокулукском районе). На сегодня в ведении хозяйства осталось лишь 109 из ранее имевшихся более 1200 га земли. В результате половина фермерских хозяйств вынуждены засеивать поля обычным товарным зерном, которое не обладает нормальными урожайными свойствами. В любой мало-мальски уважающей себя стране виновные давно бы уже оказались на скамье подсудимых. Но только не у нас. У нас они по-прежнему сидят в чиновничьих креслах и… по-прежнему воруют.
РАЗРУХА В ГОЛОВАХ
Второе. Привело к упадку прежде развитое животноводство республики. В советское время страна обеспечивала мясом полсоюза. В наследство независимому Кыргызстану досталось более 10 млн. голов овец. И что же сделали с этим наследством? Бездарно просадили! В 1996 году от МВФ на реформирование овцеводства был получен кредит в 10,6 млн. долларов. В результате чего поголовье… снизилось до 3,6 млн. Из-за ухудшения условий содержания и питания на 20 процентов снизился средний удой молока от одной коровы, на 30 с лишним процентов – яйценоскость кур. Что касается объемов товарного вылова рыбы, то он и вовсе упал более чем в 10 раз.
Третье. В удручающем положении находится переработка сельскохозяйственной продукции. Вернемся к докладу Министерства: «Морально и физически устаревшее оборудование ограничивает возможности производства высококачественной продукции и повышения экспортного потенциала продукции пищевой и перерабатывающей промышленности». Например, использование производственных мощностей на крупных предприятиях кондитерской отрасли не превышает 5-10 процентов. Уничтожены мясокомбинаты, простаивают сахарные заводы. Ликвидирован госзаказ, а частных агрофирм, на которых бы осуществлялась переработка сельхозпродукции, созданы единицы. Да и те мучаются от непомерных налогов и ненасытных чиновников. Везде царит перекупщик, по своему усмотрению увеличивающий цены. Необработанная продукция в огромных количествах вывозится за границу. В основном, в Казахстан. Это, кстати, тоже одна из важных причин продовольственного кризиса в Кыргызстане. И виновна в том опять-таки власть. Сколько зерна, так необходимого нам самим, вывезено и продолжает вывозиться за бугор! По-хорошему, тут нужны жесткие меры: закрыть границы, наказать виновных. Но самое радикальное, на что пошли чиновники – повышение таможенных пошлин. Ситуацию это не изменит. Да и наплевать на это чиновникам. Многие из них нагревают руки на этом бизнесе, бьющем по интересам родной страны.
Четвертое. В зачаточном состоянии остается кооперирование крестьянских хозяйств. Призывы президента – одно. Конкретные дела – совсем другое. Два раза принимался Закон о кооперативах. Не работает ни один. Минсельхоз, по существу, являет собой бесполезную контору. Он только констатирует ситуацию, ничего практически не делая для ее улучшения. Не обеспечивает ремонт техники, не занимается вопросами механизации и электрификации сельского хозяйства, кооперирования, страхования крестьянских хозяйств. Полностью отсутствует планирование и прогнозирование сельхозпроизводства. Между тем сельское хозяйство – это не «где что хочу, там то и посею». В прежние годы, по словам эксперта Алексея Исаева, было проведено научно-обоснованное деление сельхозугодий республики на 7 зон с преобладанием посевов хлопка, табака, зерновых культур и т.д. Сейчас все перечеркнуто. А страдаем в итоге все мы. Процентные ставки за пользование кредитами в коммерческих банках составляют 41,2 процента, что делает их недоступными для большинства аграриев. В «Айыл Банке» они ниже (14,4 процента), однако приватизация банка в скором времени может перекрыть и этот ручеек. В целом, по оценкам специалистов, потребность сельскохозяйственной отрасли в бюджетных средствах в одном только 2008 году составляла 1956,3 млн. сомов. Несмотря на это, в бюджете выделено средств в 3 раза меньше – 667,0 млн. сомов.
Это далеко не полный расклад ситуации в аграрной сфере. Но даже он позволяет увидеть: сельское хозяйство находится в глубоком кризисе. Несмотря на прошлогодний урок, никаких выводов для себя руководство страны так и не сделало. В итоге ситуация с ростом цен повторится. Причем, очевидно, в еще более удручающих масштабах. Громогласные призывы резко увеличить посевные площади пшеницы ни к чему не привели, оказались обыкновенным популизмом. Нам снова не хватает более 30 процентов зерна. Его придется закупать. А денег в казне нет. Нет денег и у народа. Больше половины населения находится за чертой бедности, и очередной взлет цен поставит на грань выживания сотни тысяч людей.
Но власти на это наплевать. Даже в таких благополучных странах, как Австрия, Норвегия, Греция, Япония и др., существуют законы, не дающие расти ценам на основные продукты питания в случае кризиса и незапланированной инфляции. Кыргызстану такой закон нужен как воздух, без него многие из нас просто могут не пережить будущую зиму. Но молчит исполнительная власть, молчат депутаты, молчит оппозиция. Потому что они сыты. А сытый, как известно, голодного не разумеет…
Кризис можно было бы предотвратить. Потому что его причина – не в международных колебаниях цен. Причина – в неспособности руководства Кыргызстана проводить грамотную аграрную политику, причина – в воровстве и тупости. Поэтому, когда вас пытаются успокоить, дескать, чиновники не причем, не верьте! Мы можем обеспечить собственную продовольственную безопасность. Но только не с этой властью. Которая может лишь воровать и лгать.
Сергей КОЖЕМЯКИН
http://www.parus.kg/index.php?option=com_content&task=view&id=2642&Itemid=2
Недавние отзывы