Султан Раев, министр культуры и информации КР:
- Могу однозначно заявить: нет! Об этом, правда, говорят в народе, но просто люди привыкли, что так было при прежней власти, и сейчас просто продолжают мыслить теми же стереотипами.
Нур Омаров, профессор, председатель Союза политологов КР:
- Конечно! Есть даже определенные тарифы, которые, кстати, за последние три года, которые прошли с момента вступления на должность нынешнего президента, заметно возросли. Я вам даже могу назвать конкретные цифры. При Акаеве пост председателя Верховного суда стоил 300 тысяч долларов, сейчас – около миллиона. Чтобы стать рядовым таможенником, раньше было достаточно 5 тысяч долларов, сейчас это обойдется тысяч в 20–25. Начальники районных
отделов милиции купили свои «кресла» в среднем за 50 тысяч долларов. Раньше такая должность стоила 12 тысяч. Место министра, не важно чего, при прежней власти оценивалось приблизительно в 100 тысяч долларов, сейчас – от 300 до 400 тысяч. Хотите доказательств? Пожалуйста: помните, президент недавно устроил министрам разнос и даже пригрозил им увольнением? А знаете, почему они так и остались при своих должностях? Потому что их места куплены на определенный срок, раньше которого их не может снять даже глава государства.
------------------------------------------------------------------
В республике получила очень широкий резонанс публикация в центральной «Комсомолке», вышедшей 25 июля. Она называлась «Дмитрий Медведев: «Что самое отвратительное – должности продаются». В передовице речь шла о том, что президент РФ совершенно недоволен системой подготовки, продвижения и совершенствования управленческой верхушки федеральных и региональных властей в России. Механизм бюрократических перемещений не только остался в наследство от Советского Союза, но и стал еще более неэффективным и архаичным, что привело, по признанию Дмитрия Медведева, к кадровому голоду: «Мы каждый раз ломаем голову, как найти людей для замещения высших должностей в регионах».
Далее российский лидер уже откровенно поделился своим возмущением: «Решения о замещении должности порой принимаются по знакомству, по принципу личной преданности или, что самое отвратительное, - за деньги, то есть должности продаются». Буквально на следующий день тему вслед за президентом РФ подхватили VIP-персоны российской политики. А экстравагантный Владимир Жириновский дошел до того, что озвучил своеобразный прайс-лист на высокие должности. Так, по его утверждению, кресло губернатора стоит от 5 до 7 миллионов евро (от 275 миллионов до 386 миллионов сомов), должность сенатора в Совете федерации (верхняя законодательная палата) столько же, место главы какой-нибудь из федеральных служб 3-4 миллиона евро (165-220 миллионов сомов).
Кто нальет президенту?
А что же Кыргызстан, где, кажется, даже ребенок знает, за что и сколько нужно платить? На этот счет существует две полярные точки зрения. Первая – официальная, и чаще всего ее озвучивает сам президент, докладывая с высоких трибун, что на отдельно взятом «седьмом этаже» Дома правительства коррупции нет, но при этом она «ходит» где-то в народе. Курманбек Бакиев даже как-то «жаловался», что подчиненные ему и ста граммов не нальют, и словно в подтверждение своей правоты спрашивал у чиновников: «Брал у вас кто-нибудь деньги за ваше назначение?».
Конечно, хотелось бы верить президенту, да только есть, как мы уже говорили, и вторая версия на этот счет, которой почти стопроцентно придерживается простой люд Кыргызстана. Мнение народа однозначно: страна глубоко поражена коррупцией, и главной ее составляющей у нас ввиду относительной слабости экономики, где и взять-то по большому счету нечего, является именно торговля государственными должностями.
Надеюсь, читатели все поймут правильно и не будут слишком строги к вынужденной бездоказательности представленной нами картины. Ведь никто не станет же оспаривать, если я скажу, что, к примеру, океан прекрасен. При этом меня даже не спросят: а видел ли его я сам? Вот и с коррупцией так. Я, как и океана, ее тоже не видел, но я знаю, что она есть и что она безобразна.
Коррупционная система сегодня – это видоизмененная, мутировавшая калька с советской номенклатурщины: если ты однажды попадаешь в обойму, так ты в ней навсегда и остаешься. И если раньше демонстрация преданности идеалам марксизма-ленинизма тоже требовала подкрепления в виде денежной наличности, стекавшейся в ЦК КПСС со всей страны, то сейчас коррупционерам хоть «полегче» стало – не нужно просиживать штаны на многочасовых пленумах и съездах, штудировать классиков мировой революции.
Нынешнее же время просто поменяло Полное собрание сочинений Владимира Ленина на генеалогические карты тех, в чьих руках находятся бразды правления. И нет никакой разницы между «нашествием питерских» в России и «развитым кеминизмом», выстроенным Аскаром Акаевым. Пришел Курманбек Бакиев, и вновь создалась новая система уже с перекосом в сторону южных кланов. Все просто. И так было всегда, мало просто приходиться кому-то влиятельному родственником, нужно обязательно сделать щедрое подношение: узы узами, а положенное отдай! И народ прекрасно понимает, почему у нас все так стопорится. Ну не может чиновник работать на благо государства и общества, пока не «отобьет» свои «бабки». А даже когда и «отобьет», не может, потому что уже все – засосало. После элитной квартиры в центре Бишкека захочется особняк в парковой зоне, затем коттедж на Иссык-Куле, после – вилла в Испании, ну а потом и на недвижимость в Лондоне можно замахнуться.
Очередь за креслами
Обычно считается, что всеми решениями о кадровых назначениях и предшествующих им финансовых вопросов у нас в Кыргызстане занимаются руководители администрации президента. Но это правило далеко не универсально. Случается так, что закулисными торгами занимаются далеко не первые чиновники, если судить по табели о рангах. «Кошельки» могут занимать и вовсе неприметные должности, подтверждая истинность поговорки, что не место красит человека, а человек – место.
Самым одиозным «разводящим» в современной истории нашей страны называют Муратбека Малабаева, который, как упорно говорят, мало что контролировал всю кыргызскую таможню, но и держал в руках нити карьерных продвижений, определяя по подсказке свыше, кто, сколько и за что должен заплатить.
И все же, как мы знаем, сколько людей, столько и мнений. А потому мы решили, дабы не навязывать свою точку зрения на проблему, представить вашему вниманию блиц-опрос, составленный с помощью выбранных нами респондентов. Единственное, что хотелось бы отметить: опрошенных нами людей совсем не смущала затронутая нами тема. Наоборот, они живо и с интересом обсуждали предложенный вопрос. И это уже хорошо само по себе, значит, свобода слова и мнений у нас есть или, по крайней мере, наши граждане верят в нее. А если мы в состоянии открыто обсуждать непростые вещи, это дает шанс на то, что рано или поздно нам удастся хоть в чем-то улучшить ситуацию. Просто нужно быть честным…
Азамат ТЫНАЕВ — 30.07.2008
http://www.kp.kg/daily/24138/356761/print/
Можно ли в Кыргызстане купить высокую должность? Единого мнения по этому вопросу «Комсомолка» не услышала
Так есть ли все-таки в верхах коррупция? Каким образом чиновники получают свои портфели? Эти вопросы разделили наших респондентов на два лагеря, стоящих на диаметрально противоположных позициях. Небольшое наблюдение: на том, что у нас в стране все чисто, честно и прозрачно, настаивают именно действующие чиновники.
Марат Кайыпов, министр юстиции КР:
- Я думаю, что говорить о других было бы некорректно, поэтому скажу только про себя. За три года меня четырежды назначали на должность министра юстиции, и за все это время я не заплатил ни одной копейки.
Темир Сариев, лидер партии «Ак Шумкар»:
- У нас коррупция имеет очень разветвленную и обширную сеть. В том числе продаются и государственные должности. Быть чиновником сейчас означает быть бизнесменом, и чтобы попасть на такое выгодное место, люди готовы отдать большие деньги. Например, чтобы попасть в список партии «Ак Жол», нужно было заплатить от 500 000 до миллиона долларов. И многие из тех, кто сейчас сидит в парламенте, так и сделали. То же самое происходит и на других уровнях власти: один бывший депутат, сейчас – чиновник в одном из регионов, сам мне рассказывал, как к нему приходят люди с просьбой занять им денег – до 10 тысяч долларов. Говорят, что им предложили хорошее место, но за него нужно заплатить.
Мелис Эшимканов, генеральный директор Государственной телерадиокомпании:
- Я даже слухов таких не слышал! У нас это просто невозможно. Может быть, такое имеет место в России, которая при своем богатстве может себе это позволить. Но откуда у наших чиновников такие деньги?! Это раз. И потом: даже делая попытку купить или продать высокий пост, у нас, в маленьком Кыргызстане, человек обрек бы себя на то, что его имя моментально прозвучало бы в соответствующем контексте на всю страну!
Султан Раев, министр культуры и информации КР:
- Могу однозначно заявить: нет! Об этом, правда, говорят в народе, но просто люди привыкли, что так было при прежней власти, и сейчас просто продолжают мыслить теми же стереотипами.
Нур Омаров, профессор, председатель Союза политологов КР:
- Конечно! Есть даже определенные тарифы, которые, кстати, за последние три года, которые прошли с момента вступления на должность нынешнего президента, заметно возросли. Я вам даже могу назвать конкретные цифры. При Акаеве пост председателя Верховного суда стоил 300 тысяч долларов, сейчас – около миллиона. Чтобы стать рядовым таможенником, раньше было достаточно 5 тысяч долларов, сейчас это обойдется тысяч в 20–25. Начальники районных отделов милиции купили свои «кресла» в среднем за 50 тысяч долларов. Раньше такая должность стоила 12 тысяч. Место министра, не важно чего, при прежней власти оценивалось приблизительно в 100 тысяч долларов, сейчас – от 300 до 400 тысяч. Хотите доказательств? Пожалуйста: помните, президент недавно устроил министрам разнос и даже пригрозил им увольнением? А знаете, почему они так и остались при своих должностях? Потому что их места куплены на определенный срок, раньше которого их не может снять даже глава государства.
Омурбек Текебаев, лидер партии «Ата-Мекен»:
- Я подозреваю, что нынешние чиновники оказались на своих высоких постах в обмен на оказание каких-то услуг либо за определенную денежную сумму. Посмотрите хотя бы на мэров – в течение последних трех лет ими становятся весьма состоятельные люди. Это наводит на определенные мысли. Но я не зря сказал и про услуги – ведь должности не продаются, как на базаре, по принципу «кто больше даст». При больших назначениях учитываются еще и личное доверие к кандидату, и возможные перспективы поддержки с его стороны какого-либо проекта, и, возможно, какие-то еще соображения.
Орзубек Назаров, депутат Жогорку Кенеша:
- Думаю, у нас сейчас уже никто этим не занимается. В последнее время на высоких постах стоят настоящие профессионалы, их назначают именно по этому критерию, так что отдавать деньги им просто незачем.
Акин Токталиев, председатель Общественного объединения «Комитет по защите чести и достоинства народа Кыргызстана»:
- Конечно, официально об этом никто не говорит, но фактически все это, к сожалению, у нас есть. Да, все продается и все покупается, на хорошие места идут не по знаниям, а по блату. Вы обратили внимание, что у нас образование чиновников не совпадает со сферой их деятельности? Вот, например, физик Марат Султанов возглавляет Соцфонд. Строго говоря, оставаясь в науке, он принес бы больше пользы, но там у него не было никаких финансовых перспектив. Или певец Бек Борбиев. Почему он вдруг пошел в таможню? И таких примеров – масса! Могу сказать и про себя лично: по первому образованию я – инженер-экономист, но ни в налоговую инспекцию, ни в другую подобную организацию меня, несмотря на мои неплохие знания в этой сфере, не пустят, если я не заплачу за это большие деньги.
Аскарбек Бакеев, заместитель комиссара Национального агентства КР по предупреждению коррупции:
- Знаете, как говорится, не пойман – не вор. Лично я за руку никого не ловил, и наш президент тоже не знает наверняка, есть ли у нас в стране такое. Но я чувствую, что мы еще до конца не побороли этот недостаток нашего общества. Однако последнее выступление президента дает все основания полагать, что скоро мы искореним коррупцию.
Николай Тихонов, мастер цеха кузовных и малярных работ:
- Скорее всего, высокие должности у нас продаются за большие деньги или же распределяются по принципу родственных связей.
Мария ПОСТНИКОВА — 30.07.2008
http://www.kp.kg/daily/24138/356764/
К.Бакиев: По всей республике к борьбе с коррупцией должно привлекаться местное население
30-07-2008
13:39
БИШКЕК (АКИpress) - По всей республике, на общественных началах, к борьбе с коррупцией должно привлекаться местное население, заявил Президент Кыргызстана Курманбек Бакиев сегодня, 30 июля 2008 года, во время встречи с комиссаром Национального агентства по предупреждению коррупции Садыра Жапарова.
Как сообщает пресс-служба президента, в ходе встречи С.Жапаров проинформировал главу государства о предпринятых мерах по усилению работы агентства. В частности он сообщил, что разработана новая структура агентства, где руководящий состав сокращен с 36% до 25% от общего количества сотрудников, а также разработано новое положение о Национальном совете КР по борьбе с коррупцией и разрабатывается законопроект о Национальном агентстве по борьбе с коррупцией.
Комиссар также проинформировал о взаимодействии Агентства с международными организациями в работе по реализации стратегии борьбы с коррупцией.
Президент К.Бакиев особое внимание обратил на то, что в борьбе с коррупцией главной опорой Национального агентства должно стать активное участие в этой борьбе представителей гражданского общества, и общества в целом. «По всей республике, на общественных началах, к борьбе с коррупцией должно привлекаться местное население, так как никто лучше него не знает о том, кто из представителей местных органов власти замешан в коррупционных явлениях. Поэтому они должны стать вашей главной опорой на местах», - приводит слова главы государства пресс-служба.
Как было отмечено далее, в задачи Агентства также входит активная работа по предупреждению коррупционных явлений на среднем и низшем уровнях, особенно в вузах. «На высшем уровне коррупция уже изжита, больше нет назначений на должности за деньги. Такая же работа должна быть проведена на среднем и низшем уровнях», - цитирует президента пресс-служба.
По его словам, для эффективного предупреждения и пресечения коррупционных явлений Агентство должно активизировать само население, гражданское общество, и столь же активно привлекать к этому процессу средств массовой информации. Также должны быть приняты комплексные меры, чтобы изжить случаи, когда студенты сдают экзамены и получают положительные оценки с помощью денег. Эту порочную практику нужно прекратить, подчеркнул он.
Для тех кто ещё не знает. Народная мудрость и истина: “ Если в низах воруют и берут взятки - значит в верхах воруют и берут по-крупному”
Недавние отзывы