«... государство, перед тем как принимать решение по продаже таких стратегических объектов, должно представить все конкретные дивиденды, которые получит страна...»
«У правительства Кыргызстана нет никаких экономических оснований для продажи «Северэлектро», - заявляет эксперт, экс-заместитель главы отдела топливно-энергетического комплекса аппарата правительства КР, руководитель казахстанской энергетической компании Эрнест Карыбеков.
Кроме того, он считает, что в данном вопросе необходимо руководствоваться политическими мотивами, так как этот шаг скажется на ситуации во всей Центральной Азии.
Напомним, что в июне 2008 года на собрании акционеров «Северэлектро» принято решение о возможности продажи ценных бумаг этого предприятия. Парламент страны разрешил дополнительно продать столичную ТЭЦ и «Бишкектеплосеть». Ориентировочная цена теплоэлектроцентрали – $37 миллионов. За прошедший с тех пор месяц видимых движений в этом направлении пока не произошло.
По словам Эрнеста Карыбекова, «в принципе, продать можно все что угодно, раз есть на это полномочия». «Насколько я знаю, правительство КР выставляет на продажу не одну Бишкекскую ТЭЦ, а еще и два акционерных общества - «Северэлектро» и «Бишкектеплосеть» - одним пакетом. На первый взгляд очень хорошие условия для инвестора. Я бы на месте инвестора выдвинул именно такие. Сам произвожу товар (в данном случае это электроэнергия и тепло), сам транспортирую и сам же продаю. Для бизнеса самые лучшие условия. Но здесь ничего не меняется для создания рынка электроэнергии. Ведь целью приватизации должно стать создание конкуренции и оздоровление системы. Какой же здесь рынок?» - задается вопросом Эрнест Карыбеков.
По его словам, все потребители ОАО «Северэлектро» будут зависеть только от нового хозяина. «Раз нет рынка, нет конкуренции, то нет и улучшения самой энергосистемы», - подчеркивает эксперт.
Он приводит и другие доводы против целесообразности передачи в частные руки данных объектов энергетики. «Предположим, что инвестор купил «Северэлектро», ТЭЦ и БТС. ТЭЦ Бишкека максимально вырабатывает 1,5 миллиарда кВт/часов в год. Себестоимость ее электроэнергии - 1,5 сома за 1 кВт/час. Клиенты ОАО «Северэлектро» в год потребляют в среднем 5 миллиардов кВт/часов. Значит, эту нехватку в 3,5 миллиарда кВт/часов новый хозяин должен покрыть из других источников. Покупать электроэнергию из соседних государств - дорого. Остается только каскад Токтогульских ГЭС. Но там на сегодня существует нехватка воды, и ОАО «Электрические станции» не сможет выдать новому хозяину необходимые 3,5 миллиарда кВт/часов», - рассказывает Эрнест Карыбеков.
Он допускает, что новому хозяину Бишкекской ТЭЦ удалось купить у ОАО «Электрические станции» хотя бы 2 миллиарда кВт/часов по 20 тыйынов за единицу измерения. В этом случае, учитывая транзит по сетям ОАО «Национальные электрические сети» по 7 тыйынов, себестоимость 1 кВт/часа электроэнергии у входа в «Северэлектро» будет стоить 1 сом 40 тыйынов. «Если кыргызские энергетики смогут поставить недостающие 3,5 миллиарда кВт/часов, то себестоимость 1 кВт/часа на вышеупомянутых условиях составит 1 сом. Теперь нужно довести электроэнергию до потребителя, а это еще дополнительные 30 тыйынов», - продолжает подсчеты эксперт. (Эти данные использовались экспертом до вступления в силу новых тарифов на электроэнергию, которые, как известно, поднялись с 1 июля 2008 года на 12 процентов.)
По его словам, сегодня правительство КР установило цену на электроэнергию для населения в 70 тыйынов за 1 кВт/час. «Таким образом, гипотетический инвестор уже не вписывается в эти рамки. При условиях, что теоретическому владельцу «Северэлектро» потребуется закупать только 1,5 миллиарда кВт/часов, цена у конечного потребителя получается 1,7 сома, а при отсутствии дефицита воды – 1,3 сома. Отсюда видно, что для инвестора логично меньше вырабатывать дорогую электроэнергию на ТЭЦ Бишкека, а больше покупать дешевую энергию, выработанную на Токтогульских ГЭС. Следовательно, инвестировать в ТЭЦ Бишкека в данных условиях новый хозяин не будет. И ни о каком оздоровлении этого энергообъекта уже не приходится говорить.
Есть и другой вариант: инвестор должен требовать от правительства страны тариф на электроэнергию равный цифрам указанным выше. Поэтому я считаю, что предпосылок для продажи данных объектов нет. Это подтверждают расчеты», - подчеркивает Эрнест Карыбеков.
На его взгляд, и правительству нет смысла продавать эти объекты. «Рынок электроэнергии не создается. Ровно половина потребителей республики перейдет в чужие руки. В таком случае можно говорить, что власти пытаются уйти от ответственности. О нашей энергосистеме всем все известно», - говорит Эрнест Карыбеков.
Он допускает, что так называемый инвестор все знает и намеренно идет на подобный шаг, думая о последующей перепродаже этих объектов обратно государству, но только вдвое дороже. «Или инвестор ошибся в расчетах и не знает уникальности энергосистемы республики», - рассуждает эксперт.
На взгляд Эрнеста Карыбекова, необходимо учитывать и политические факторы. «Понятно, что продажа столичной ТЭЦ не даст ожидаемых результатов. И правительству в таком случае на доступных примерах придется обосновать целесообразность продажи данных объектов энергетики. А этого нет. К тому же ТЭЦ Бишкека не только генерирующая станция, но и системообразующий объект в Центральной Азии. От заданной мощности и работоспособности столичной теплоэлектроцентрали зависит эффективность работы объединенной энергосистемы Центральной Азии. От работы ТЭЦ зависит и уровень воды в Токтогульском водохранилище и режим сброса влаги. Следовательно, зависит и экспорт кыргызской электроэнергии – одной из основ экономического благополучия нашей республики. Если по какой-то причине ТЭЦ Бишкека зимой не будет нести нужной нагрузки, это повысит аварийность всей энергосистемы республики», - отмечает Эрнест Карыбеков.
Поэтому он считает, что государство, перед тем как принимать решение по продаже таких стратегических объектов, должно представить все конкретные дивиденды, которые получит страна.
«Далее о цене. ТЭЦ Бишкека не может стоить $37 миллионов. В мире принято, что 1 кВт мощности стоит $1 тысячу. Мощность Бишкекской теплоэлектроцентрали - порядка 1200 мВт (электрической и тепловой), и поэтому цена ТЭЦ - $1 миллиард 200 миллионов. Отнимем из этой суммы расходы на амортизацию оборудования. Но и в таком случае ее стоимость в разы превысит $37 миллионов», - считает Эрнест Карыбеков.
«Предположим, что власти продали эти три объекта – «Северэлектро», ТЭЦ и БТС – за $100 миллионов. Данная сумма составит всего 10 процентов бюджета республики. На что этого хватит? Качество работы в энергетике улучшится? Может быть, государству стоит все-таки выкупить все акции в энергетических компаниях и поменять условия работы менеджмента, а не продавать стратегические объекты?» - предлагает Эрнест Карыбеков.
Кроме того, он считает, что требуется уточнить разницу между инвестором и обычным покупателем. Обществу необходимо знать и условия, которые взаимно выдвигают друг другу правительство и инвестор. «Инвесторам следует предлагать другие интересные и прорывные проекты. Например, строительство тепловой электростанции на одном из угольных месторождений страны. Убежден, что данный проект будет интересен и государству и инвесторам», - считает Эрнест Карыбеков.
Жылдызбек ИБРАЛИЕВ
30/07/2008, ИА «24.kg»
http://www.tazar.kg/news.php?i=9081
Недавние отзывы