Оппозиция зашевелилась: выборы в местное самоуправление грядут. Вокруг них разворачивается активность, пока, впрочем, не особенно видимая обывательскому глазу. Хотя количественный показатель говорит сам за себя: сесть, например, в Бишкекский городской кенеш изъявили желание около 350 человек, а мест там чуть более 40. Упустив парламент большой, оппозиция надеется прорваться хотя бы в малый. Тезисность ее не нова и откровенно попахивает угрозами: конечно, нам не дадут, потому что будет применен административный ресурс, но мы все равно на выборы пойдем, а потом… будем устраивать акции протеста.
Ну что ж, осень-весна – самые для протестов сезоны. Столица уже заранее волнуется, все друг друга спрашивают: вы знаете, вы слышали, говорят скоро что-то будет? .. Слышали.
И знаем, что будет. Да нет, вовсе даже не то, что было осенью 2006-го или весной 2007-го. Мельче. Хотя бы уже потому, что оппозиция поиздержалась. Точнее, ей урезали финансирование. Потому как неэффективность прошлых ее выступлений оказалась очевидной. А нынче очевидна вся бесполезность выступлений будущих. И то, если по-честному, горожане собираются лишь на акции Максима Кулешова – поглазеть, потешиться от души. Он хоть и в одиночку, но спектакли свои ставит и исполняет талантливо, тоже с душой: разворачивает нечто откровенно эпатажное, затем его хватают, сажают или направляют, потом выпускают, а он вопит, что люди власти (поименно) запихивают неугодных в психушку и судится с этими властями – кстати, на удивление весьма результативно.
Прочие же, перечислять которых и не надо, все их и так знают, не в состоянии придумать даже зрелища. Их аргументы, некогда мощные, со временем запылились и измельчали. Да и, честно сказать, надоели… «Власть погрязла в коррупции!» – Это и так ясно, и дальше что?... «Вор должен сидеть в тюрьме!» - Ну посадят парочку, кому от этого легче станет?... «Бакиев кетсин!» - Щас, разбежался он!... Эта плакатность дополняется столь же поднадоевшим ораторством. «Народ устал… Народ больше не хочет так жить! «Народ требует, чтобы.. Но пресловутый народ больше не слушает пламенные речи о себе даже ради развлечения. Он занят: спешит затемно забиться по домам, чтобы веерные отключения не застали на улице, деловито запасается углем и керосином.. Народу не до выборов. Он смотрит дальше – в холодную, темную зиму. Которую, между прочим, не отменят и не спасут никакие выборы. Потому что сядь в горкенеш хоть все поголовно оппозиционеры, ничего от этого не изменится. Для народа.
Для самих оппозиционеров – может быть. А может, и нет. Смотря, кто рядом во власти окажется. Если какой-нибудь типа Усенова, - плевал он нагло на все кенеши вместе взятые. Если кто повежливей попадется, - плевать будет не нагло, а повежливей. Неужели эта очевидность так и не доходит до оппозиции – после «пролета» мимо парламента, после истории с Байболовой… Например, «Ар-Намыс» еще месяц назад заявил коротко и ясно: «партия не видит целесообразности широко участвовать» в местных выборах. Партия будет беречь силы и деньги - примерно это звучит подтекстом.
Лукавство сегодня неуместно: тот самый народ, которого таскают по лозунгам все, кому не лень, больше не верит оппозиции. Он устал. И каждый из народа знает только один лозунг – свой собственный: не хочешь так жить – не живи! Делай что-то. Но это что-то - ну никак не ор на площади. Он не поможет выживанию. Потому как нынче оппозиция даже не в состоянии, как прежде, оплачивать рабочие дни «стачкеров». Теперь уже не будет веселого юрточного городка, где можно бездельничать дни напролет, распивать компанией беленькую, гадить под носом «Белого дома» - (самый кайф!) – а потом затеять свару, получить по зубам и по печени милицейской дубинкой и утирая красные сопли рыдать в «обезьяннике»: «отдайте хоть наши вещи, раз не даете демократии!»
Всего этого больше не будет. Нынче оппозиционеры, призывая к ним в сторонники, пытаются давить на совесть, патриотизм и гражданскую активность. Активность, повторюсь, направлена на выживание. А патриотизм остался двух видов: умолкнувший – у тех, кто отъезжает в Россию, и воинствующий - у тех, кто пишет новые лозунги – «Кыргызстан - только для кыргызов»!». Последний крепчает. У него много лиц, много направлений и много же призывов – от безобидного, казалось бы, даже парламентски узаконенного «Вода только наша!» до оголтелого хизбутахрировского «Смерть неверным!»
Что же касается совести – так порой именно оппозиции хочется про нее напомнить. Ну, некрасиво уже прикрываться лозунгами о благе народе людям, которые не в состоянии что-либо предпринять для этого блага. Ну, бессовестно это: пытаться поджечь людей, пытаться послать их на акции протеста, чтобы только напомнить о себе, как о еще живых политических фигурах… Что такое оппозиция в эпоху «самоуправления» правящей партии? Бесформенное и беспомощное нечто, - давайте уж честно! Подпольщик Бекназаров, невнятный Общественный парламент, который если где-то и собирается «сам на сам», так только чтобы душу отвести заклеймительскими речами. Привычка. Потребность… Не на результат нацелены господа оппозиционеры, - на проявление себя.
И уже никто – ни власти, ни народ, ни внешние «группы поддержки» - не видит в них ни малейшей силы, способной что-то изменить… И так называемые лидеры оппозиции в этом виноваты сами. Свой былой авторитет они растеряли именно вот этим петушливым измельчанием – этим самым никому не нужным, кроме них самих общественным сборищем, этими мелкими акциями протеста, которые власти выбросили на задворки города. И как последний аргумент еще раздаются редкие голоса «сочувствующих»: хоть какая-то, да оппозиция… пусть лучше хоть такая… Пусть лучше никакая! Чем та, которая подменяет понятия и чья гражданская позиция сводится к крикам «Вставай народ!»...
Да, с властью и парламентом давно все ясно. Даже сами депутаты на днях вынуждены были констатировать: журналисты даже уже перестали ходить в Жогорку Кенеш, им там неинтересно. Потому что все ясно, исход и результат известен заранее. Их, этих депутатов даже уже критиковать неинтересно - зачем? Они просто партийцы, просто солдаты, просто пешки. От них не требуется думать, им положено только волю партии исполнять.. Один из очень высоких госмужей поделился горьким своим заключением: у большинства депутатов – ну, ни какого самого элементарного понятия об экономике или юриспуденции не имеется, разговаривать с ними, что-то им объяснять, - все равно, что со стенкой или стогом сена….Но УБРАТЬ этих людей от власти и убрать самою эту власть сегодня невозможно. Но ни копейки не стоит в этой ситуации главный выклик: «нельзя опускать руки, надо бороться!»
Не опускают люди, и борются. Правда, кто как может. Мы, например, тоже стараемся, хотя, возможно, не всегда получается - это трудно: быть честным и поступать по совести. Но мы стараемся. И поэтому никогда не будем с оппозицией – и не надо нас туда зазывать, на совесть давить! Потому что, если по совести, на вопрос за КОГО и для ЧЕГО борется оппозиция, несмотря на ее лозунге о народе, мы давно уже имеет вполне ясный ответ. Для СЕБЯ она борется.
Свеженькие примеры. Одного главного редактора оппозиционной газеты арестовали - другие тут же подхватывают публичными заявлениями: Нас тоже хотят посадить! Это политическое преследование!.. И тут же заявления «правозащитных организаций», тут же призывы устроить митинг в защиту… Такое впечатление – был бы повод. Только в том, чтобы опубликовать в газете не доказанные факты, а пошлые слухи и сплетни, заранее зная, чем это может закончится, - мало патриотизма, принципиальности и честности. И столько же мало свободы слова. Это скорее трезвый политический расчет: мы оппозиция, нас будут преследовать, - мы будем протестовать, будем требовать свободы слова и демократии. Заграница нам поможет.... Бекназаров требует освободить из СИЗО Кадырбекова – он-де кандидат в депутаты горкенеша. Вот вам и цель, и средство: выбраться, чтобы выбраться. Ничего общего с борьбой за благо народа…
Сегодня я, пожалуй, снова оценю позицию Феликса Кулова. Орать бесполезно довольно. Надо хоть что-то делать. Хоть нем немножко, пусть малые ГЭСы строить, - все не на ветер зарубежные вливания, не на тупые, провокационные-пьяные митинги. Одна малая, вторая - одно село получит свет и тепло, второе… Это борьба за благо народа или не борьба? Кто-то крикнет «нет!» А я думаю – «да!» .. Но Кулов почему-то не рвется в местный кенеш…
Елена АВДЕЕВА
http://www.parus.kg/index.php?option=com_content&task=view&id=3915&Itemid=2
КОМУ ДОСТАНЕТСЯ СТОЛИЦА? Скоро мы узнаем ответ на этот вопрос
Политический сезон, несмотря на окончание лета, в республике еще не стартовал. По-настоящему он начнется только в октябре, когда пройдут выборы депутатов местных кенешей Кыргызстана.
Считается, что на таких выборах не стоит акцентировать внимание. Так думают обыватели. И они ошибаются. Выборы в местные кенеши – это первое звено в цепочке под общим названием «демократическое управление государством». Это как бы разведка боем, в ходе которой политики оценивают свои силы и присматриваются друг к другу.
Предстоящие 5 октября выборы, по официальной информации, бьют все рекорды по количеству кандидатов. Всего в них участвуют около 15 тысяч человек. Самая высокая концентрация желающих стать обладателями депутатских мандатов – в Бишкеке. В столице на 44 места в горкенеше претендуют 370 граждан Кыргызстана. Среди них есть и самовыдвиженцы – напомним, что исключительно по партийным спискам проходят выборы в Жогорку Кенеш, – и представители политических объединений. Как оппозиционных (например, «Ата-Мекен»), так и провластных («Ак-Жол»). Президент уже дал указание провести эти выборы строго в рамках закона. «Они должны быть честными и справедливыми», - сказал он.
Вне всякого сомнения, наиболее ожесточенная борьба за мандаты развернется именно в Бишкеке. И дело тут не совсем в политике. Городской кенеш – это все-таки законодательный орган, в котором депутаты обязаны больше заниматься решением социально-экономических проблем столицы и ее жителей. Согласно Конституции и другим законам, местные кенеши: утверждают местные бюджеты, контролируют их исполнение, а также решают иные вопросы местного значения; утверждают программы социально-экономического развития местного сообщества и социальной защиты населения; в соответствии с законом вводят местные налоги и сборы, а также в случаях и порядке, предусмотренных законом, устанавливают льготы по ним.
Если вы не знали, то за этими общими определениями скрываются интересные нюансы. Например, такой: городской кенеш обладает правом распоряжения городскими землями. В частности, по Закону «О статусе столицы», принимает решения по организации земельно-хозяйственного устройства Бишкека, утверждает генеральные проекты и схемы городского землеустройства. Это, а также многое другое, - «золотое дно»!
Впрочем, без политики все равно не обойтись. Иначе не было бы весной этого года скандальной отставки спикера Бишкекского горкенеша Нуржамал Байболовой и ее конфликта с тогдашним мэром столицы Данияром Усеновым. Тот возмутительный случай наглядно показал, что терпеть «чужих» людей на такой должности власть не намерена. Поэтому наверняка она на предстоящих выборах изо всех сил постарается протащить в городской кенеш как можно больше «своих» депутатов.
Выборы, напомним, должны состояться 5 октября.
Артем ПЕТРОВ
http://www.parus.kg/index.php?option=com_content&task=view&id=3923&Itemid=2
Недавние отзывы