В Кыргызстане около ста тысяч человек ожидают своей очереди на оформление разрешения на переселение в Россию. Об этом 18 сентября на пресс-конференции в ИА «24.kg» сообщил доктор исторических наук Александр Князев.
По его словам, в представительство Федеральной миграционной службы (ФМС) России в Кыргызстане обратилось около ста тридцати тысяч человек, тридцать тысяч из них уже получили разрешения. Документы на переезд, оформляемые в представительстве ФМС, дают их обладателям право на налоговые и таможенные льготы при перевозе своего имущества в Россию, которые действуют в течение трех лет.
Князев отметил, что за семнадцать лет независимости Кыргызстана русская община в республике сократилась практически в три раза. Если в 1991 году русские составляли, по официальным данным, двадцать один процент от всех граждан Киргизии, то в 2008 году, по оценкам эксперта, их осталось менее восьми процентов.
При этом, по мнению политолога, «состояние русской общины в Кыргызстане не способствует ее успешному развитию». Одна из причин - разрозненность соотечественников, другая – взятый Кыргызстаном курс на этнократию и давление на русских в некоторых сферах жизни. Александр Князев заявил, что в республике пока не сложилось структурированного сообщества российских соотечественников. По его мнению, русские в Кыргызстане представляют собой не диаспору, а скорее – общину.
Он объясняет это тем, что последняя практически не поддерживается русскими или российскими бизнесменами.
Александр Князев отметил, что в Кыргызстане продолжает сужаться область применения русского языка. Он объясняет это продолжающейся эмиграцией, которая «вымывает» из страны русскоязычных граждан, а также ухудшением качества преподавания русского языка.
Для этнических русских, проживающих в стране, Кыргызстан является родиной. «Русские в Кыргызстане – не диаспора, а люди, живущие на своей родной земле, - подчеркнул Александр Князев. – Русские, живущие в Кыргызстане, никуда из России не уезжали. Это Россия отсюда уехала».
За последнее время, отмечает Князев, политика России в Центральной Азии и, в частности, в Кыргызстане стала более понятной для партнеров. «Россия уходит от деклараций, лозунгов, льгот и преференций в поставках стратегических товаров по ценам ниже мировых. Экономическая политика России в регионе становится более прагматичной и активной».
Князев убежден, что в скором времени Киргизии придется отказаться от многовекторности во внешней политике, в том числе в экономическом направлении. «Сейчас в Доме правительства Кыргызстана идет мучительная мыслительная работа – угадать правильный вектор, - полагает эксперт. – Еще более мучителен выбор для Астаны и Ташкента».
«История показывает, что не каждое государственное образование способно выжить в современном мире, - отметил Александр Князев.
– На постсоветском пространстве не могу назвать ни одной страны, кроме России, с большим историческим будущим. Если в Казахстане на место Нурсултана Назарбаева придет менее талантливый политик, страна рассыплется. Узбекистан не менее сложная в этом плане страна. Непростая ситуация и в Кыргызстане. Не факт, что независимость обретена надолго. СССР тоже когда-то казался незыблемым».
18.09.2008 13:34 msk
Фергана.Ру
http://www.ferghana.ru/news.php?id=10222&mode=snews&PHPSESSID=ae37a293f0711eda60bee9c2f85298fa
ПОСТАВИТ ЛИ КРЕМЛЬ НА ЧУДИНОВА?
Москва решает нынче важный вопрос: с кем из руководства страны ей договариваться и работать в Кыргызстане? Так, чтобы реально, не на уровне политических реверансов и пустых договоренностей, которые потом не срабатывают в силу множества причин. Нет, конечно, президент – всех главней, это понятно. Но Курманбек Бакиев – фигура представительская и официальная. А российскому руководству нужен человек «рабочий» . И слову своему верный – чтобы оно не расходилось с делом.
Не секрет, что в какой-то момент такой фигурой для официальной Москвы был Феликс Кулов. Именно при его активном участии были разработаны и готовы к работе несколько крупных экономических проектов - от строительству алюминиевого завода, теплоцентрали в Кара-Кече, до широкого инвестированию в энергетическую отрасль по разным направлениям, в первую очередь в строительство Камбаратинских ГЭС и модернизацию Токтогульской. Это были именно что реальные проекты, даже названы были их финансовые источники и непосредственные исполнители. Если бы эти проекты начали работать - уже сегодня страна не сидела бы при свечах, посчитывая убытки, возрастающие от мелких частных, к крупным, в масштабах ВВП. Но они встали. И виной тому оказалось вовсе не непостоянство российской стороны, - смена премьер-министра в Кыргызстане.
Проще и откровенней: то, что Москва готова была делать вместе с Куловым, она поостереглась делать в союзе с другими ключевыми фигурами власти. Вопрос даже не ставился : а кто он, новый премьер Атамбаев, и что от него ожидать? Слишком явно и быстро начали меняться действующие лица проектов с кыргызской стороны, а с ними и условия работы - в них появилось слишком много частных интересов. Договоренности на том и остановились.
Однако события последнего года и в Кыргызстане отдельно, и в Центральной Азии в целом российское руководство встревожили. Это не новость уже: Москва увидела вдруг, что, увлекшись другими внешнеполитическими направлениями, она серьезно запустила направление азиатское.
Три фактора, сошлись в одной точке: США прочно и угрожающе уже окопались в Кыргызстане, до крайности обострились отношения Кыргызстана и Узбекистана, а экономика Казахстана вошла в черную полосу. В таком неблагоприятном стечении обстоятельств Кремлю срочно потребовалось пересмотреть прежнюю вялотекущую политику в азиатском регионе. Однако…
Если бы не война в Южной Осетии, может быть, Россия повела бы себя в регионе более активно. Но тут она столкнулась с еще одним неприятным моментом: Ни Казахстан, ни Узбекистан не поспешили ей аплодировать. А Кыргызстан - это до сих пор остается известным у нас, зато в Москве узнали тотчас - вообще едва не поддержал Грузию. Москва принялась менять тактику: политический напор, которым занялся было Дмитрий Медведев, пришлось отменить и вытаскивать беспроигрышный экономический козырь. С ним на регион начал заход Владимир Путин…
Здесь надо сказать вот что: к настоящему моменту внутренние некоторые противоречия и неопределенности, вызванные сменой главы государства в Кремле закончились. Некоторое время тайны и явные оппоненты Путина еще пытались подбить к излишней самостоятельности Медведева, его провоцировали на более жесткую позицию по отношению к премьер-министру. Теперь убедились: бесполезно. Работа вошла в устойчивую колею - с оглядкой на Владимира Владимировича. Он дал добро на мощное проникновение российского капитала в казахскую экономику - все самые крупные промышленные активы страны сейчас активно скупаются, он достаточно быстро договорился с Ташкентом - совместные с «Газпромом» проекты оказались очень привлекательными для быстро растущей узбекской экономики. Однако буквально до последнего момента не было ясности: что же делать с Кыргызстаном. Представители деловых и около политических кругов конфиденциально сообщали нам: ситуация тупиковая. Никто не решается действовать самостоятельно, без отмашки Путина, а он ждет, когда кто-либо инициативный предложит ему варианты работы с Кыргызстаном.
По сути россияне вернулись все к той же проблемы, от которой они ушли два года назад: с КЕМ работать? Только теперь она стоит перед ними намного острей: выжидание ничего не дало, внутренняя политика Кыргызстана изменилась лишь в худшую сторону. И если полгода спустя после отставки Кулова симпатизирующие ему российские влиятельные персоны еще верили в его обещания мирного реформирования власти и всей системы управления, то время показало, что теперь уже это невозможно. И, грубо говоря, надо как-то сотрудничать с теми, кто есть, с действующей властью, которая совершенно не собирается себя совершенствовать. Или вообще не сотрудничать.
«Вообще» длилось почти два года. Но дальше тянуть нельзя. Кыргызстан уже стал не просто своею собственной, но проблемой всего региона Жесточайший энергетический кризис, о котором тщетно предупреждали кыргызских энергетиков, наступил. Дефицит воды грозит обернуться серьезными приграничными конфликтами. Пора снимать напряженность. Москва готова проекты возобновить. Хотя там прекрасно понимают: приток капитала в экономику Кыргызстана лишь дипломатично называется инвестированием, а фактически это будут вливания без возврата. Кредиты.
Именно кредиты просил Курманбек Бакиев у тандема Медведев-Путин месяц назад. Это где-то и честность, а где-то и привычка к терминам: первичное накопление капитала в стране за счет невозврата кредитов, очевидно, еще осталось в памяти бывшего премьера-хозяйственника, экс-губернатора и партийно-советского деятеля в прошлом. Инвестиции же предполагают отдачу, а также долевое участие в распределении прибыли. Кыргызстан при новой власти решительно отказывается от такой тактики, заклеймив ее позорным акаевским наследием. Это Узбекистан нацелен на взаимовыгодное партнерство, это Казахстан спокойно и молча отдает активы. Кыргызстан чуть подложи долевое участие, - тут же раскричится: страну разворовывают!
Парадокс, который, однако есть наша экономическая реальность: у нас нижайше выпрашивают разрешения что-то простроить в стране, а мы подозрительно косимся: хотят за наш счет навариться, вражины! Нас уговаривают взять деньги, а мы прикидываем: сколько из этих денег можно будет положить в карман полу-официально, да еще украсть по-тихому в процессе? И эти подсчеты становятся решающими: пускаем инвестора или не пускаем. Если частным интересам мало что обломится - о таких инвесторах говорят, что они нас хотят обмануть.
И вот настал едва ли не решающий момент. Многочисленные свидетельства того, насколько тепло принимали на днях в Кремле премьер-министра Кыргызстана Игоря Чудинова, заставляют задаться вопросом: станет ли нынешний глава правительства той самой трудно искомой фигурой, на которую Москва сможет рассчитывать? С одной стороны, законодательные отношения «президент- парламент-премьер» вроде бы говорят, что глава правительства в нашей стране не однозначно самостоятельная фигура. Но с другой - многое зависит от воли и влиятельности самой конкретной персоны. Это очень тонкий и сложный момент, но целом он сводится к одному: к доверию.
Очевидно, что отношения Кыргызстана и России – экономические в первую очередь, а через них и политические – будут зависеть теперь от того, как Кремль решит для себя вопрос: тот ли премьер Чудинов человек, с которым можно устойчиво работать… Предварительные прогнозы кремлевских кругов благоприятны.
Елена АВДЕЕВА
http://www.parus.kg/index.php?option=com_content&task=view&id=3976&Itemid=2
Недавние отзывы