Одной из наиболее важных проблем нашего общества является преступность. Эта та самая болезнь, не излечив которой, сложно вообще говорить о нормальной жизнедеятельности всего организма. То есть государства. Но прежде чем лечить, нужно поставить правильный диагноз, выяснить причины болезни. Без этого выздоровление может обернуться осложнениями, вам любой врач скажет. Ознакомлена ли с этим диагнозом власть? Или она сама, как врач-убийца, только провоцирует болезнь?
ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ
То, что после 1991 года в Кыргызстане начался разгул преступности и криминалитета, не станет спорить, наверное, никто. Здесь вам и обыденные наблюдения, и данные статистики. Насчет всего остального сложнее. Каковы причины того, что преступность буквально проникла во все поры нашего общества? И что сделать, чтобы это исправить? Мнения самые разные. Но ответ более чем очевиден. И многие из тех, от кого непосредственно зависят судьбы страны, его знают. Однако они предпочитают отмалчиваться, оставлять все как есть. Потому что… А вот и выясним, почему.
Преступность существовала всегда. В том числе и в советское время. Однако по сравнению с той эпохой день сегодняшний отличается разительно. И дело не просто в возросшем количестве преступлений. Возросло оно не на пустом месте, не без причин. Дело в том, что в СССР преступность представляла собой своего рода отдельный мир, который был замкнут, маскировался, воспроизводился без расширения масштабов. Уровень нравственности, развитая система правопорядка, особенности экономического устройства – все это держало преступность в узде, лишало ее питательной среды. Перестройка, развал Союза и последовавшая вследствие этого социальная катастрофа выпустили джинна из бутылки. Напитавшись страшными последствиями либеральных реформ, он стал сильным и могучим, стал держать в страхе все общество.
Таким образом, у того криминального беспредела, который мы сейчас наблюдаем, есть вполне ясный исток. Разрушение прежней системы жизнеустройства. Кто-то предпочитает называть его реформами. Суть это не меняет. Факт в том, что слом советской системы жизнеустройства имел несколько последствий, каждое из которых подстегнуло рост преступности. Среди них – обеднение населения, ампутация нравственности, нанесшая опасный удар по подрастающему поколению, а также приход к власти, мягко говоря, не совсем чистых и честных людей. Все эти причины взаимосвязаны, но поговорим о них в отдельности.
Итак, в начале 90-х годов тысячи людей оказались «за бортом» нормальной, обеспеченной жизни. Многие потеряли работу, стали обходиться случайными заработками. Кто-то выдержал, выстоял в условиях этого социального землетрясения, кто-то – нет. Так или иначе, почва для роста преступности была создана. Значительная часть людей, преступивших закон, не имеют постоянных источников дохода. Большинство остальных, если и зарабатывают, то меньше прожиточного минимума. Говоря словами Сергея Кара-Мурзы, произошло социальное бедствие, в ходе которого политики просто выдавили значительную часть населения в преступность. Люди, впавшие в крайнюю бедность, разрушают окружающую их среду обитания, добывают себе средства к существованию любыми возможными способами. Один из самых показательных примеров – постоянное воровство электрических проводов, оборудования предприятий. Попробуйте проехаться по селам и небольшим городам. Побывайте в населенных пунктах, где была сосредоточена гордость кыргызстанской промышленности – комбинаты в Орловке, Ак-Тюзе, Мин-Куше… Зрелище страшное. Полуразрушенные цеха, дома культуры, другие объекты социальной инфраструктуры. Жилые дома просто разбираются на кирпичи. Были случаи – жильцов ради этого насильно выгоняли на улицу, угрожали, избивали…
Питательной средой для криминалитета стали приезжие сельские жители. Устав от сельской нищеты и безработицы, они стекаются в города. Везет немногим. Большинство оседает на базарах, стройках. Работа непостоянная, условия жуткие. Некоторые начинают воровать, вступают в криминальные группировки. Благо нравственные рамки, которые бы остановили человека перед совершением преступления, становятся все слабее. И все меньше становится людей (особенно молодых), которые бы жили по принципу: лучше недоесть, чем убить или ограбить.
В КРИМИНАЛ СО ШКОЛЬНОЙ СКАМЬИ
Но кто в этом виноват? Ребенок, который, рождаясь, видит вокруг себя насилие и цинизм? Или государственная машина, закрывающая глаза на разгул аморальности и беспредела, а то и вовсе потакающая ему; те самые чиновники, которые каждый день демонстрируют алчность и беспринципность? Так что вторая причина высокого уровня преступности также не свалилась с неба. Ее корни при желании легко можно обнаружить.
В нашем обществе царит культ денег и силы, кошелька и кулака. Человеку с детства навязывается преступное сознание. Телевидение кишит сценами насилия и безнравственности, в школах подростки делятся на «крутых» и «лохов». Все продается и покупается. Так в неокрепшие умы закладывается убеждение: либо у тебя есть навороченный мобильник и автомобиль, либо ты – ничтожество. Прошли те времена, когда государственная система занималась воспитанием и облагораживанием подрастающего поколения. Теперь ее занятием стало не сбережение народа (что является задачей любого нормального государства), а наоборот – его постепенное уничтожение.
Дети растлеваются, их родители озлоблены бедностью, неуверенностью в будущем, им не до воспитания детей. А обеднение вкупе с отсутствием моральных скреп приводит к росту детской и подростковой преступности.
Сегодня весь город поделен на районы, каждый из которых «держит» своя группировка. То же самое – в школах, училищах, вузах. Группировки устанавливают свои правила игры: «грузят» тех, кто помладше, «разбираются» с чужаками. Нередки выяснения отношений между районами. А бывает, что молодые люди «просто так», от скуки, избивают прохожих. Хорошо, если дело обходится сломанным носом или парой поврежденных ребер. Но ведь исход бывает и страшнее.
Кем станут эти ребята? Возможно, часть из них одумается, возьмется за ум. И то хорошо. Большинство же продолжит жить «по понятиям», многие из этих подростков пополнят преступные группировки. Просто условия жизни по нормальным законам государством для них не созданы. Они уже не представляют, что это такое – честный труд. Честный труд сегодня не поощряется… Сюда же можно отнести армию беспризорных детей. Им не оставили выбора. Общество отвернулось от них, оставив свободной две дороги – на кладбище или в тюрьму.
Ежегодно в Кыргызстане регистрируется порядка тысячи случаев детской преступности. Только регистрируется! А сколько правонарушений происходит на самом деле – одному богу известно. Многие дети просто молчат, бояться рассказывать о вымогательствах и избиениях. Бывает, сами директора, чтобы не портить себе имидж, всячески скрывают факты рэкета в своих школах. Недостаточным остается число инспекторов по делам несовершеннолетних. Их по всей республике едва насчитывается три сотни. Да и текучесть кадров среди инспекторов очень высока (зарплата оставляет желать лучшего), зато, как итог, низок уровень профессионализма большинства.
ПРЕСТУПНЫЙ ПРОЕКТ
Но самой тревожной и, наверное, самой важной является третья причина. Преступность проникла не только на задворки общества, в бедные кварталы. Ею пропитались те, кто должен сберегать народ, обеспечивать ему нормальные и здоровые условия существования – представители власти. В начале 90-х годов криминал сращивается с властью, сама ее суть становится преступной. Чем стал руководствоваться среднестатистический чиновник более или менее высокого ранга? Личной выгодой. А как ее добиться, не нарушая закон? Вот вам и результаты: повсеместная коррупция, разворовывание общенародной собственности, личное участие многих власть имущих в темных делишках, связь с криминалом.
Рыба гниет с головы. Прогнив, запачкавшись, наша «государственная голова» уже не может дать нормально жить стране. Более того, она заражает все остальное общество гибельными метастазами, растлевает, уничтожает все хорошее и светлое.
Заявления о постоянно увеличивающейся раскрываемости преступлений раздаются в конце каждого квартала, каждого года. Им можно верить, можно не верить. Существенно другое. Об эффективности правоохранительной системы должны свидетельствовать не только (и не столько) раскрытия преступлений, а их профилактика. Это задача всей государственной машины. Выполняется ли эта задача? Нет. Власть не только не предотвращает преступления. Она делает многое для их роста, для того, чтобы Кыргызстан из «островка демократии» окончательно превратился в островок криминала.
Весьма показательным на этом фоне стал недавний конфликт между экс-министром юстиции Маратом Кайыповым и тоже уже бывшим начальником ГУИН Эрнстом Исаевым. Вместо того чтобы заниматься своими прямыми обязанностями, они на протяжении довольно долгого времени у всех на виду поливали друг друга грязью. Тем самым понижая и без того невысокий рейтинг уважения и доверия населения к органам безопасности. Апогеем стало заявление Эрнста Исаева о готовящемся на него покушении. Начальник ГУИН признался, что контактирует с криминальным миром, и именно оттуда получил информацию. Благодаря средствам массовой информации эти слова услышала вся страна. Ну не позор ли? Заигравшихся участников конфликта в итоге освободили от должностей. Только роли это не сыграло. Система осталась, а замена одной детали на другую не столь важна.
Или еще один пример: по информации правоохранительных органов, один из двух убитых на днях сотрудников налоговой инспекции в недавнем прошлом был активным членом преступной группировки. О чем это говорит? О том же – сращивании криминала и властной системы.
Было б желание – преступность можно было бы если не ликвидировать окончательно, то урезать ее границы, перекрыть каналы постоянного вливания в нее молодежи. Такого желания, судя по всему, нет. Чума, ломающая судьбы, калечащая и убивающая, продолжает властвовать в нашей стране. Например, по данным Всемирного банка, в таких категориях, как «верховенство закона» и «борьба с коррупцией», Кыргызстан находится позади подавляющего большинства стран мира. Также по сравнению с другими странами чрезвычайно высок уровень преступности и распространения насилия, наиболее «распространена практика использования государственной власти в корыстных целях». Одно провоцирует другое. Преступники по власти способствуют криминализации всего остального общества.
Только официально около 5 процентов семей ежегодно становятся жертвами тяжких или особо тяжких преступлений. А сколько людей переживают эти трагедии, будучи родственниками и друзьями потерпевших! И сколько живут с изломанной душой преступника, причинившего страшное зло невинным людям… Между тем света в конце тоннеля не видно. Да и не будет его с теми машинистами, которые ведут поезд под названием «Кыргызстан». У них другие цели. Они специально заманили нас в тупик, чтобы в темноте и неразберихе набить свои карманы. Да и улизнуть незаметно.
Причины роста преступности неслучайны. Они заложены в самой сути того проекта, который стараниями режима осуществляется в Кыргызстане. Будет проект – будет преступность.
Сергей КОЖЕМЯКИН
http://www.parus.kg/index.php?option=com_content&task=view&id=4066&Itemid=2
Недавние отзывы