CA-NEWS (KG) - Жажда света
Дефицит воды привел к дефициту электроэнергии: веерные отключения в Киргизии стали обыденным явлением. Крупные предприятия почти не пострадали. Основной удар пришелся на малый и средний бизнес, а также население
Конец августа 2008 года. Смеркается. Контрольно-пропускной пункт на казахстано-киргизской границе в селе Кордай. Киргизский пограничник в полутемной комнате вручную заполняет бланки регистрации для двух туристов из Израиля. Покончив с формальностями, офицер с извинением возвращает паспорта владельцам, пояснив сопровождавшему иностранцев переводчику: «Когда нам дадут электричество, я перенесу информацию в компьютер. Понимаете, у нас веерные отключения, энергетический кризис».
Проблемы с энергоснабжением становятся все острее: 28 сентября на «энергетическом фронте» прогремели первые выстрелы. Залпом из охотничьего ружья один из жителей киргизской столицы отреагировал на попытку электромонтера Каныбека Курманбаева из оперативной бригады Западного РЭС города Бишкека переключить его частный дом с трехфазного энергоснабжения на однофазное. Такой режим исключает использование энергоемкого оборудования (например электродвигателей, мощных насосов). Абонент выстрелил в электромонтера, когда тот спускался с опоры. К счастью, сотрудник РЭС не пострадал, стрелявший был задержан.
Постоянные ограничения подачи электроэнергии в горной республике начались весной. Нехватка воды в Токтогульском водохранилище, питающем одноименную ГЭС – крупнейшую электростанцию республики, вырабатывающую более 40% электроэнергии в КР, а также в расположенных ниже ГЭС Нарынского каскада привела к тому, что энергетики пошли на массовые плановые ограничения. Деваться некуда – по данным премьер-министра Киргизии Игоря Чудинова, дефицит электроэнергии составляет 2,6 млрд кВт/ч.
Президент страны Курманбек Салиевич Бакиев еще в начале лета обратился к своим согражданам с призывом активно осваивать альтернативные источники света и тепла. Горожан особенно потрясло упоминание в ряду последних кизяка. Народный фольклор не мог не связать его с грядущей деэлектрификацией: «Была у нас лампочка Ильича, стал – кизяк Салиича».
Жизнь во тьме
Население действительно заготавливает кизяк в ожидании холодов. В Нарынской области сельчане сидят без света по 14 – 16 часов. Как сообщил «Эксперту Казахстан» председатель правления Нарынской ассоциации агробизнеса и промыслов Табылды Исмаилов: «Ситуация в регионе очень острая. Не хватает угля, население заготавливает кизяк, вырубает лес». В городах полегче – в Бишкеке продолжительность веерных отключений составляет шесть-семь часов в сутки. График отключений, который опубликован во всех республиканских СМИ, скользящий, то есть время отключения варьируется в зависимости от дня недели. В мэрии города Каракола, расположенного на восточном побережье озера Иссык-Куль, отключают электричество днем на три часа, ночью – на девять. По словам сотрудников мэрии, ситуация ужасная – помимо плановых отключений электроэнергии участились аварии на подстанциях и линиях. Для многих жителей Каракола энергетический кризис стал последней каплей – люди массово продают дома и уезжают в Россию и Казахстан.
А вот земляки президента Бакиева, жители Джалалабадской области Киргизии, настроены оптимистично. Начальник промышленного отдела мэрии города Джалал-Абада находится в отпуске, а его подчиненный, пожелавший остаться неизвестным, заявил: «У нас все нормально, терпимо пока. Электричество отключают, но домой приходишь – свет есть». Отсутствие электричества в течение рабочего дня руководство города, похоже, не считает серьезным поводом для беспокойства.
Хлопок и экс-президент
Официальный Бишкек возлагает ответственность за проблемы с энергодефицитом на природные факторы и прежнее руководство страны. По словам начальника Управления топливно-энергетического комплекса Министерства промышленности, энергетики и топливных ресурсов Киргизской Республики Марата Мамытова, ситуация в первую очередь обусловлена наступлением маловодного периода… В настоящее время объем воды в Токтогульском водохранилище на 4,1 млрд куб. м меньше прошлого года – тогда он достигал 13,7 млрд куб. м.
Причина не только в маловодье – по словам Игоря Чудинова, низкий уровень воды связан с завышенным экспортом воды в 2004 году (то есть при прежнем президенте Аскаре Акаеве. – «ЭК»). Увеличение водосброса позволяет вырабатывать энергию на экспорт. Кроме того, в притоке воды заинтересован Узбекистан, специализирующийся на выращивании хлопка (для выращивания одного центнера хлопка требуется до 10 куб. м воды, Узбекистан в прошлом году произвел 3,7 млн тонн хлопка-сырца).
Свою роль сыграли и сильные холода, стоявшие в Центральной Азии в прошлую зиму, когда за два зимних месяца 2008 года потребление электроэнергии на внутреннем рынке составило 3,4 млрд кВт/ч, что на 500 млн кВт/ч выше аналогичного показателя 2007−го. Кроме того, за последние пять лет в республике наблюдается стабильный рост потребления электроэнергии в целом. А вот запасы воды в Токтогульском водохранилище постоянно снижаются.
Добровольно-принудительные ограничения
Весенние отключения электроэнергии стали настоящим шоком для большинства предпринимателей. Как рассказал директор ЗАО Coca-Cola Bishkek Bottlers Эзель Агаоглу: «По нашим расчетам, при периодических отключениях электро-энергии даже по предварительному графику объем нашей продукции сократился бы на 20%. Естественно, пришлось бы отложить все планы по наращиванию производственных мощностей».
В течение всего лета шли интенсивные консультации между правительством и представителями бизнеса с целью выработки взаимоприемлемого плана. В результате Минпромэнерго КР разделило бизнес-потребителей электроэнергии на три группы. В первую и вторую вошли соответственно промышленные предприятия и компании малого и среднего бизнеса (МСБ), получающие электро-энергию от распределительных компаний по отдельным линиям. Предполагается, что они самостоятельно снизят потребление электроэнергии на 30% от уровня 2007 года. В противном случае им грозят плановые ограничения.
Крупный бизнес согласился потерпеть. По словам г-на Мамытова, «на сегодняшний день реакции со стороны компаний с иностранным капиталом по сложившейся ситуации в энергетике не последовало». Как рассказал Пунит Тандон, возглавляющий Hyatt Regency Bishkek, единственный пятизвездочный отель в Киргизии: «Сейчас мы изыскиваем способы сократить на 30% потребление электроэнергии, не поступаясь качеством услуг. Но кое от чего нам пришлось временно отказаться. Например, в городе отключают от трехфазного электропользования все сауны, и наша оказалась не исключением. Если ситуация потребует, мы готовы пойти на сокращение всех второстепенных потребителей электроэнергии, например количества источников света в служебных помещениях, тренажерном зале».
Лишь одна отрасль оказалась парализованной в результате ограничений – энергоемкое литейное производство. В частности, заморожен вступивший в прошлом году в строй завод по переработке лома черных металлов, принадлежащий китайским бизнесменам. По словам Марата Мамытова, таких законсервированных литейных предприятий в республике около десятка.
Большие проблемы у малого бизнеса
Самые большие убытки от веерных отключений, по оценке экспертов, несет малый и частично средний бизнес, компании, получающие электроэнергию наравне от общих линий электропередачи, то есть наравне с бытовыми потребителями. Они входят в третью группу и целиком попадают под плановые ограничения.
Впрочем, раньше было хуже. Владелец одной из стоматологических клиник пожаловался: «Трудно было весной без графика, никогда не знали, на каком пациенте фаза вылетит. Теперь легче, но клиентов, конечно, теряем, так как приходится планировать работы в соответствии с графиком отключений, а это не всем удобно. Пришлось купить генератор, но на всю клинику не хватает, один кабинет во время отключений простаивает».
Большинство мелких предпринимателей – владельцев магазинов, парикмахерских, ремонтных мастерских и т.д. – в срочном порядке решают проблему альтернативного электроснабжения. В одном из бишкекских туристических агентств поделились: «Мы находимся в жилом доме, поэтому, хотя и купили генератор, одни проблемы – с энергоснабжением – уменьшились, зато появились новые – с соседями по дому, жалуются на шум. Уже и участковый приходил, и санэпидемстанция. В сентябре генератор работал один раз в неделю семь часов, три дня – по три-четыре часа. Кроме того, пришлось закрывать офис по субботам, когда генератор тарахтел по семь часов». Другой собеседник «Эксперта Казахстан», директор небольшой строительной фирмы, тоже не скрыл своего недовольства: «Ограничение энергоснабжения? Влияет, еще как влияет! Те же отверстия сверлить, лес резать, плитку. Приходится подстраиваться, простаивать. Особенно, если отделка гипсокартоном идет: ни порезать, ни просверлить. Работа стоит, заказчик недоволен, сроки сдвигаются».
Малый бизнес адаптируется к ситуации – точки общепита переводятся на газ; вводится гибкий график работы сотрудников – уходят в прошлое классические «5 дней в неделю с 8 до 5»: теперь это может быть понедельник с 8 до 5, вторник – с 12 дня до 9 вечера и так далее. Некоторые фирмы работают в выходные. Многим пришлось отказаться от двух-, трехсменных режимов производства и вместо этого установить дополнительное оборудование, чтобы с максимальной отдачей использовать периоды с электричеством.
А кто-то просто перебирается из регионов с длительными отключениями туда, где режим мягче. Так, по словам Табылды Исмаилова, «в области и так мало предприятий, а сейчас – кто останавливается, кто перебирается в другие регионы: недавно одна деревообрабатывающая фирма перебазировалась в Бишкек, до этого – небольшая компания по переработке молочной продукции переехала в Чуйскую долину».
Все хорошо, прекрасная маркиза
Игорь Чудинов настаивает на том, что так называемые веерные отключения в апреле, мае и сентябре существенно не повлияли на экономику страны. «Так, за восемь месяцев текущего года промышленными предприятиями и прочими категориями потребителей, за исключением населения, полезно использовано на 185 млн кВт/ч больше, чем за аналогичный период прошлого года. Об этом свидетельствует и рост валового внутреннего продукта за восемь месяцев текущего года на 7,4 процента».
Исполнительный директор Международного делового совета Киргизии Талай Асылбеков в беседе с «Экспертом Казахстан», напротив, отметил, что даже приблизительную сумму ущерба от веерных отключений назвать очень трудно. «Помимо снижения выпуска продукции, повышения затрат на сохранение скоропортящейся продукции и так далее есть и косвенные составляющие – пересмотр инвестиционной политики, невыполнение договорных обязательств».
Ситуация, складывающаяся в горах и долинах малого южного соседа, далеко небезразлична для казахстанского бизнеса. По данным Ассоциации казахстанских инвесторов в Киргизии, на конец мая 2008 года в республике было открыто более 400 малых казахских предприятий, 20 особо крупных бизнес-объектов, а также пять крупных банков. Девять из десяти иностранных инвесторов в Киргизии – из Казахстана. В 2007 году, по словам председателя ассоциации Бахытбека Желдибаева, казахстанские бизнесмены вложили в киргизскую экономику почти 180 млн долларов.
Но вот достигнет ли величина казахстанских инвестиций к 2010 году 2,5 млрд долларов (как планировалось в 2006 году), сегодня под большим вопросом. Как считает г-н Желдибаев: «В Киргизской Республике казахстанские инвесторы открыли заводы по производству различных материалов, и отключение света хоть и не несет огромных убытков, но делает бизнес не таким перспективным, как раньше».
Хоть дети порадуются
Министр экономического развития и торговли КР Акылбек Жапаров надеется, что веерные отключения для населения Кыргызстана закончатся 15 октября. Он предупреждает: «Если веерные отключения продолжатся до конца 2008 года, то… бюджет недополучит от малого и среднего бизнеса около 840 миллионов сомов». Но, по словам главы правительства, чтобы накопить воду в Токтогульском водохранилище, потребление электроэнергии в зимний отопительный сезон не должно превысить 5,3 млрд кВт/ч. Для этого в ближайшие полгода необходимо высвободить 650 МВт мощности.
Как заявил в конце сентября Игорь Чудинов: «Для успешного прохождения осенне-зимнего периода местные и центральные органы власти обязали обеспечить поставки угля населению, продолжить отключение трехфазных потребителей, использующих электроэнергию для отопления». Минобразования продлило каникулы в школе: они будут длиться с 1 января по 28 февраля. Наверстывать материал ученики будут в июне.
Обещан поэтапный перевод электрокотельных на альтернативные виды топлива, увеличение нагрузки на ТЭЦ города Бишкека до 250 МВт и импортирование электрической энергии в объеме не менее 500 МВт/ч. «Ситуация находится под контролем», – заверил депутатов киргизский премьер.
Обещает помочь и заграница. 11 млн долларов на преодоление кризиса и обеспечение населения теплом и светом были выделены Всемирным банком; еще 12 млн пообещал Азиатский банк развития.
Из общего дефицита в 2,6 млрд кВт/ч до 1 апреля 2009 года (когда вновь начнется активное наполнение Токтогульского водохранилища) 250 млн планируется покрыть за счет экспорта электроэнергии из Казахстана, с Жамбылской ГРЭС. Еще 300–350 млн кВт/ч, по расчетам киргизских энергетиков, сможет дополнительно выработать ТЭЦ города Бишкека. Оставшиеся два миллиарда дефицита будут перекрываться энергосберегающими мероприятиями. По словам заместителя министра промышленности, энергетики и топливных ресурсов Акылбека Тюменбаева: «Благодаря веерным отключениям экономия по республике составляет 1,7 млн кВт/ч в сутки». По его информации, в сентябре республика ежесуточно потребляла 14,3 млн кВт/ч, что на 3,3 млн меньше, чем в 2007 году.
Кардинальное разрешение кризиса г-н Тюменбаев ожидает не ранее 2010 года. По прогнозам министерства, на 1 апреля 2009 года в Токтогульском водохранилище снова будет чуть более 6 млрд —куб. м— воды, то есть примерно столько же, сколько было в начале апреля этого года. Ситуация с водонакоплением может кардинально измениться только в том случае, если в следующем году закончится период маловодья (он длится уже несколько лет). Но точно сказать, что ожидать от 2009 года, энергетики смогут только в январе, когда получат долгосрочный метеорологический прогноз.
Повестка – оружие военкомата
Радикальное решение вопроса энергоснабжения Киргизии возможно лишь с вводом в строй новых мощностей, например двух Камбаратинских ГЭС. Их мощность составит более 2,2 тыс. МВт и позволит закрыть недостающие объемы электроэнергии. Но строительство ГЭС потребует больших вложений – около 2,5 млрд долларов – и займет до 10 лет. Пока же правительству Киргизии, возможно, стоит начать бесплатную раздачу населению энергосберегающих лампочек, как это сделали их коллеги из ЮАР, оказавшиеся в прошлом году в схожей кризисной ситуации. Претория выделила на лампочки около 20 млн долларов. В первую очередь заменили все лампы накаливания в государственных учреждениях, а также школах и больницах. Оставшиеся просто раздавали на улицах с грузовиков. С учетом того, что на долю бытовых потребителей и госучреждений, например, в Бишкеке, приходится около 70% всей потребляемой электроэнергии, такая акция дала бы неплохой результат. Как минимум, она бы снизила вероятность народных волнений осенью, которыми грозят оппозиционные партии.
В противном случае народ будет бороться за свое «светлое будущее» всеми доступными средствами – от охотничьих двустволок и уличных шествий до имеющегося под рукой административного ресурса. Как это сделал, к примеру, военком одного из районов Чуйской области, отправивший повестки по явке в военкомат 14 электромонтерам по отключениям после того, как вверенное ему учреждение было отрезано за дебиторскую задолженность…
«Эксперт Казахстан», Казахстан
№40 (187)/13 октября 2008
Виктор Глумсков, автор «Эксперт Казахстан»
http://ca-news.org/news/40037
Недавние отзывы