К чему приведут кыргызско-кыргызские переговоры?
В последнее время в прессе часто стали появляться сообщения, говорящие о воинственном настроении независимых политиков, не вхожих во властные коридоры. Градус дискуссии, конечно, не тот, какой был во время ноябрьских и апрельских митингов 2006-2007 годов, но все же сегодняшняя деятельность оппозиции достаточно динамична. Оппоненты «Белого дома» говорят о неизбежности создания коалиционного правительства, доказывают необходимость роспуска нынешнего парламента, созывают курултаи и тому подобное. Даже «саммиты» свои проводят, а недавно обещали представить и свой вариант Конституции.
Примечательно, что тон их выступлений с каждым разом становится все требовательнее. В качестве примера процитирую кусочек интервью Чолпон Джакуповой информационному агентству «BPC»: «Инициатива по достижению консенсуса должна исходить от власти, которая должна (выделено авт.) начать не показушный, а реальный диалог с оппозицией». Если не брать во внимание чрезмерную пафосность правозащитницы, то в целом приведенная выдержка четко выражает сверхцель оппозиции – добиться своей легитимности и гарантированного права не только на физическое, но и институциональное присутствие во внутренней политике Кыргызстана.
А уже на страницах веб-сайта «24.kg» вслед за нею выступил и вездесущий Турсунбек Акун. Он предложил свои посреднические услуги, чтобы «власти и их оппоненты сели за стол переговоров». Не будем ерничать, но тем самым омбудсмен нарушил обет молчания, данный депутатам Жогорку Кенеша, которые при утверждении Турсунбека Акуна в должности даже не просили, а требовали от него не лезть во все дыры и почаще держать язык за зубами. Как видно, надолго его не хватило. Но тем и примечательна индивидуальная реакция акыйкатчы, что она ясно демонстрирует наличие кризиса, преодоление которого, по мнению омбудсмена, возможно лишь при достижении национального согласия.
«Жаны Кыргызстан» лавировал, лавировал, да не вылавировал
Мало этого, так власти стали мишенью и для критических нападок еще вчера считавшегося пропрезидентским «Жаны Кыргызстана». Лидер этой партии Усен Сыдыков уже перешел незримую грань, отделявшую его от открытой конфронтации с президентом Курманбеком Бакиевым. Ультимативные требования жаныкыргызстанцев, также претендующих на возвращение своего прежнего положения, - лучшее доказательство того разброда и шатаний, присутствующих в высшей власти страны. Открытое же предупреждение генсека «ЖК» Исмаила Исакова о существующей угрозе его жизни говорит уже о накале эмоций, которыми сопровождается борьба за влияние на президента.
А пугающее заявление о скорой «революции» Азимбека Бекназарова и Топчубека Тургуналиева в общем хоре недовольных голосов настолько характерно, что должно заставить поверить в серьезность критического положения республики даже заядлых оптимистов вроде политолога Марса Сариева, поделившегося с интернет-ресурсом «АКИpress» своим мнением, что «этой осенью не будет никаких политических катаклизмов». Сразу видно, насколько в нашем обществе опустился порог болевой чувствительности, если даже при наличии стольких дестабилизирующих факторов профессиональные эксперты делают столь успокаивающие заключения. Им бы только стишки для колыбельных песен сочинять.
Так о чем говорят участившиеся атаки на власть конструктивной, радикальной и внутривластной оппозиции? Они что, почувствовали слабость «Белого дома»? Может быть, мы наблюдаем репетицию будущих президентских выборов? Или это все те же отголоски мирового экономического кризиса, вынудившего местную элиту жестко конкурировать между собой за обладание финансовыми потоками, которое, в свою очередь, можно реализовать лишь при наличии высоких должностей? А возможно ли, что это следствие появления новых интересов крупных держав, решивших переиграть ситуацию внутри Кыргызстана?
Оппозиция создает алгоритм своих действий
Вот, к примеру, последний вояж в Москву лидеров движения «За реформы». Несмотря на завесу секретности, которой сопровождалась поездка Темира Сариева, Омурбека Текебаева и их партнеров, сторонние лица и СМИ попытались выяснить истинные причины неафишируемого визита. Многие наблюдатели сошлись во мнении, что это могли быть некие «смотрины», устроенные околокремлевскими группами для близкого знакомства с потенциальными претендентами на власть. Были высказаны предположения, указывающие и на попытку найти спонсоров для более активных действий оппозиции.
Не хочется ни с кем спорить, но у нас есть неофициальные, разумеется, данные, что московский тур «реформистов» - это всего лишь тонкий способ заставить лишний раз понервничать Курманбека Бакиева, находящегося на лечении в Германии. Что, конечно же, вовсе не отменяет наличие какого-то видимого результата от поездки, скорее всего, действительно связанной с финансовым вопросом. Причем бакиевский подтекст в этой истории выгоден и Москве как сигнал, понятный только ей и президенту Кыргызстана. Особенно в свете последнего приезда в Бишкек заместителя госсекретаря США Ричарда Баучера. Но блефовый это ход или нет, покажет только дальнейшее развитие ситуации.
Однако нужно всерьез учитывать то обстоятельство, насколько могут быть законспирированными такие мероприятия. Так что не исключено, что наши оппозиционеры могут и на самом деле оказаться вовлеченными в большие события. Почему нет? В отличие от прикормленных «Белым домом» аналитиков все остальные нормальные люди давно поняли, насколько ситуация у нас в стране непредсказуемая и взрывоопасная. Апатичность населения, стоически переносящего все сыплющиеся на него удары кризисов – общественно-политического, энергетического, продовольственного, – никого не должна обманывать. Более того, как раз эта апатия и должна настораживать руководство республики.
Аполитичное послание президента
Для иллюстрации можно привести и частые ссылки другого умеренного политолога Марата Казакбаева на отрешенность народа от социальных процессов в республике. Но ведь это абсолютно неправильный посыл – строить свою убежденность на кажущейся безучастности людей к политическому положению в стране. Если даже такая безучастность присутствует, она временная и вызвана как раз тяжелыми экономическими проблемами, когда каждый кыргызстанец ежедневно вынужден решать вопросы собственного выживания. А прибавьте сюда ожидающийся отток трудовых мигрантов из России и Казахстана, где из-за заметного спада экономики продолжается рост безработицы. И когда вырвется пар недовольства масс своим положением, остается только гадать.
И вообще на сегодняшний день все объективные предпосылки для социального взрыва есть. Не хватает только субъективных факторов, как-то: скрытая поддержка оппозиции внешними силами, определение источников финансирования ее деятельности и, главное, выдвижение от нее единого лидера, способного повести за собой все антибакиевские группы. Вот чего не учел президент страны, когда 17 октября выступал с общенациональным посланием перед Жогорку Кенешем. Сконцентрировавшись исключительно на своем видении преодоления экономического кризиса, глава государства все-таки самонадеянно не стал затрагивать внутриполитическую составляющую, считая ее недостойной своего внимания.
Но, судя по предшествующим настроениям, общество ждало от Курманбека Бакиева именно очерченного и откровенного разговора о его планах по упреждению политической конфронтации. Так страстно желаемая им стабильность не может бесконечно строиться одними лишь точечными кадровыми назначениями, к тому же весьма спорными. Чем можно объяснить то же назначение секретарем Совбеза Адахана Мадумарова? В высшей степени неуклюжей и малопродуктивной попыткой сбалансировать интересы и притязания противоборствующих «белодомовских» команд. Потому что таким образом запущенная болезнь непрофессионального управления страной не лечится, а только загоняется еще глубже.
Улица еще не сказала своего слова
Симптоматично и рекрутирование в правительственные ряды одного из критиков что акаевского, что бакиевского режимов Улана Мелисбека, особенно его заявление прессе о неготовности представить свою программу руководства пусть и не самым ключевым ведомством – Кыргызпатентом. Ключевой не ключевой, но это все же государственный орган. И он не заслуживает того, чтобы там директора появлялись неожиданно, как прыщи на лице. Во всяком случае туда должны приходить те чиновники, которые сначала выстрадали свое право на реализацию уже (!) продуманной программы действий. Ну а то, что в агентстве одним из прежних руководителей был родной дядя Улана Мелисбека, как он сам рассказал в интервью местной периодике, требует отдельного осмысления.
Итак, подведем итоги. В оппозиционной среде явно что-то затевается. Пока что они надеются на то, что им удастся вынудить президента провести широкоформатную встречу с представителями активных партий, оставшихся без мест в Жогорку Кенеше и представительства в исполнительной ветви, и, может быть, получить от него какие-то уступки, которые могли бы скомпенсировать их безвластное положение – такая своеобразная монетизация их политического потенциала. Отрицать их претензии – не совсем правильно, потому что декабрьские выборы были апофеозом беззакония, и они еще аукнутся в будущем.
Кстати, мало где сообщалось, что Алмазбек Атамбаев был в Москве еще до приезда туда «реформистов», продолжает он оставаться там и после их возвращения. Складывается такое впечатление, что лидер социал-демократов вновь становится ключевой фигурой кыргызской оппозиции. Если он решится вывести свою фракцию СДПК из состава ЖК, непреодолимый политический кризис нам обеспечен. Ведь как говорил «мозг» президентского большинства в парламенте Зайнидин Курманов: «Оппозиция - это не только депутаты, но и гражданское общество, политические партии, рядовые граждане. Временно выключить из политической борьбы можно депутатов, но не простых граждан. Поэтому даже если в парламенте будет спокойно, это не значит, что спокойно будет и на улицах». Без комментариев.
Азамат Тынаев
24.10.2008, КП Кыргызстан
http://www.tazar.kg/news.php?i=9432
Недавние отзывы