Кыргызстан и Таджикистан страдают от системного кризиса, характеризующегося глубоким спадом во всех отраслях экономики. В этих странах самые высокие темпы инфляции: 26,6 и 29,8 процента соответственно, самый низкий темп роста ВВП - в среднем, около 6 процентов. Эти показатели по результатам десяти месяцев 2008 года – самые худшие в странах СНГ. При этом следует отметить, что рост показателя ВВП носит характер валового прироста за счет роста цен и прироста темпов торгового и посреднического секторов экономики. Промышленность в этих странах в условиях высокой инфляции не способна выдержать конкуренции с иностранными производителями и все больше уступает национальный рынок импортным товарам, сокращая свои объемы производства. Проблема спада темпов роста реального сектора экономики Киргизии и Таджикистана усугубляется высокой инфляцией.
В преддверии международной конференции "Внешнеполитическая ориентация стран Центральной Азии в свете глобальной трансформации мировой системы международных отношений", которая пройдет 4-5 ноября в Киргизии, на озере Иссык-Куль, одна из участниц мероприятия, доктор экономических наук, профессор Аза Мигранян рассказала корреспонденту "Фергана.Ру" о своем взгляде на влияние мирового кризиса на экономику стран Центральной Азии.
"Фергана.Ру": - Аза Ашотовна, как Вы оцениваете состояние экономик стран центральноазатского региона: кризис, стагнация, норма?
Аза Мигранян: - Экономическая ситуация во всех странах центральноазиатского региона характеризуется наличием кризиса, но характер и формы проявления кризисных явлений различны во всех странах и зависят от степени развитости экономических систем этих стран.
Состояние экономики всех стран региона (Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Таджикистана) сегодня характеризуется крайне неустойчивой внутренней политической и экономической обстановкой. Практически во всех странах региона государственный бюджет формируется с большим дефицитом, ценовая политика не скоординирована с покупательной способностью населения и товарностью рынка, наблюдается высокий темп инфляции, кризис в банковской сфере, усиление стагнации промышленного сектора экономики, спад темпов роста ВВП. Отличия экономического кризиса в странах региона связаны со спецификой отраслевого развития национальных экономических систем и уровнем рыночных преобразований.
"Фергана.Ру": - Если можно, поподробнее о ситуации в каждой из стран Центральной Азии.
Аза Мигранян: - Казахстан, характеризующийся наибольшим уровнем развития рыночных институтов, наличием мощного промышленного комплекса, развитой банковской системой, обладающий значительными инвестиционными ресурсами, больше всего пострадал от проявлений финансового кризиса. Более развитая и интегрированная в мировой финансовый рынок банковская система страны активно использовала современные формы ипотечного кредитования, инвестиций в рынок ценных бумаг, развитие фондового рынка, и в первую очередь пострадала от финансовых потрясений на мировом рынке. В результате Казахстан сегодня имеет серьезные проблемы, связанные с неплатежеспособностью заемщиков по ипотечным кредитам, их массовым банкротством, снижением доходности банков, обесцениванием капитала, размещенного на рынке ценных бумаг.
Узбекистан, напротив, избежал большинства проблем, связанных с перечисленными проблемами финансового кризиса, так как экономика данной страны меньше всего интегрирована в мировые финансовые рынки, носит характер закрытой экономики и в основном базируется на реальном секторе при слабой банковской системе. Именно регулируемость национальной экономики, ее закрытость от внешних рынков, слабая увязка со спекулятивным капиталом позволила Узбекистану избежать проявления финансового кризиса, но не спасла от роста темпов инфляции, снижения темпов роста ВВП, сокращения платежеспособного потребительского спроса. Но это уже проявления кризиса на потребительском рынке, который легче всего преодолеть.
Кыргызстан и Таджикистан страдают от системного кризиса, характеризующегося глубоким спадом во всех отраслях экономики. В этих странах самые высокие темпы инфляции: 26,6 и 29,8 процента соответственно, самый низкий темп роста ВВП - в среднем, около 6 процентов. Эти показатели по результатам десяти месяцев 2008 года – самые худшие в странах СНГ. При этом следует отметить, что рост показателя ВВП носит характер валового прироста за счет роста цен и прироста темпов торгового и посреднического секторов экономики. Промышленность в этих странах в условиях высокой инфляции не способна выдержать конкуренции с иностранными производителями и все больше уступает национальный рынок импортным товарам, сокращая свои объемы производства. Проблема спада темпов роста реального сектора экономики Киргизии и Таджикистана усугубляется высокой инфляцией.
"Фергана.Ру": - Как влияет постоянный рост цен на социально-экономическую ситуацию в этих странах?
Аза Мигранян: - Рост цен на продукцию первой необходимости приводит к вымыванию дешевых товаров, что сказывается, в первую очередь, на социально не защищенных слоях населения. А это - прямая дорога к очередному социально-политическому взрыву. Для Киргизии, склонной к "революционным преобразованиям", рост цен на продукты питания чреват политической нестабильностью, как это было не раз. Но именно такой поворот событий крайне нежелателен, так как он, в первую очередь, будет ударом для и без того ослабленной национальной экономики. В Киргизии и Таджикистане ситуация серьезно осложняется глубоким энергетическим кризисом. В Таджикистане он начался раньше, в Киргизии на год позже, тем не менее, его последствия для экономических систем обеих республик непреодолимы за счет собственных ресурсов этих стран. В обоих случаях нужна внешняя помощь.
"Фергана.Ру": - Кстати, об энергетическом кризисе. Одинаковы ли причины киргизского и таджикского плачевного состояния энергетики?
Аза Мигранян: - Сравнивать природу энергокризиса в Киргизии и Таджикистане не представляется возможным. В Таджикистане энергетический кризис – это, прежде всего, последствия гражданской войны, а затем необоснованное, неграмотное использование энергетических ресурсов, низкая эффективность и отсталость применяемых технологий. В Киргизии причины кризиса носят, в основном, экономический характер. Одной из главных причин нынешнего кризиса является совершенно безграмотная политика использования гидроресурсов страны с учетом сокращения естественного стока вод.
Еще в 1995 году специалисты предупреждали о необходимости рационального использования гидроресурсов Токтогульского водохранилища, говорилось о возможностях различных режимов использования водохранилища, с тем, чтобы обеспечить и производство электроэнергии, и водопользование для сельскохозяйственных нужд. При этом вместо решения проблемы высокого уровня потерь от внутреннего потребления энергоресурсов, производители электроэнергии стали больше ориентироваться на внешний рынок (это говорит об отсутствии сбалансированного государственного подхода к использованию основного стратегического ресурса страны). Пожалуй, на сегодня для Киргизии самая большая проблема электроэнергетики заключается в том, что вместо реконструкции отрасли и мобилизации средств правительство решило повысить эффективность электроэнергетики посредством приватизации, то есть смены собственника. И это в условиях нехватки гидроресурсов - абсурд с точки зрения здравого смысла. Естественно, что веерные отключения электричества вряд ли способны решить проблемы жесточайшего энергетического кризиса, да и воды в Токтогульском водохранилище от этого прибавится немного.
"Фергана.Ру": - Какой Вы видите путь выхода из кризиса, что для этого необходимо?
Аза Мигранян: - Преодолеть кризис во всех странах Центральной Азии возможно лишь при условии существенных инвестиционных вливаний в наиболее пострадавшие от кризиса отрасли с учетом специфики каждой страны. Следует отметить, что наибольшие инвестиционные вливания, по данным статкомитета СНГ, в 2008 году наблюдались в Таджикистане (темп роста инвестиций 159,5 процента по сравнению с предыдущим годом), причем львиная доля этих инвестиций приходится на российские вливания в строительство Рогунской ГЭС. Узбекистан также сумел увеличить объем инвестиций (прирост которых составил 41 процент от 2007 года), но и здесь, как и в Таджикистане, рост инвестиций произошел за счет российского финансирования. Казахстан демонстрировал гораздо меньший темп роста инвестиций, только 112,4 процента, но задействовал, в основном, собственные инвестиционные ресурсы. Меньше всего инвестиций осуществлялось в Киргизии (темп роста составил всего 100,7 процента), при этом Россия уже второй год предлагает свои инвестиции размером около 2 миллиардов долларов.
Отмечу: руководство России всего лишь просит киргизскую сторону предложить конкретные экономические проекты, которые до сих пор не сформированы правительством страны, хотя единственным выходом из энергетического, а, следовательно, и системного кризиса являются инвестиции. Резюмируя все сказанное, сложно переоценить значимость российских инвестиционных вливаний в экономики стран Центральной Азии. При этом правительствам этих стран следовало бы четко представлять достаточно высокие риски вложения капиталов в ослабленные кризисами экономические системы, которые выражаются в рисках неплатежей, учитывать и возможные риски нерентабельности, и валютные риски, связанные с нестабильностью национальных валют. А в ряде стран эти риски усиливаются из-за возможной политической нестабильности, что отнюдь не увеличивает инвестиционную привлекательность.
"Фергана.Ру": - Что происходит с экономиками стран Центральной Азии в условиях мирового кризиса?
Аза Мигранян: - Ни одна страна в мире не может полностью обойти негативное влияние мирового кризиса, его можно лишь смягчить. Страны центральноазиатского региона ослаблены незавершенностью и низкой эффективностью рыночных реформ, сокращением государственной инвестиционной программы: например, общее уменьшение капитальных вложений в экономику составило 60 процентов, и это дало примерно 15 процентов абсолютного сокращения объема производства. В странах региона уменьшаются внешнеторговые поставки, сокращается конечный платежеспособный спрос населения. Нужно учитывать еще неадекватное поведение предприятий и их руководителей в рыночной ситуации, несовершенство законодательства и так далее.
Кроме того, никто не отменял законов рыночной экономики даже при активизации государственного вмешательства и усиления регулятивных функций государства, международных организаций, коллективных решений о масштабных инвестиционных вливаниях (чаще - дотаций) в экономику. Эти законы гласят, что в кризисных ситуациях, в первую очередь, происходит ухудшение ситуации, "обвал" в слабо развитых рыночных экономических системах – в условиях усиления конкуренции в борьбе за выживание побеждает сильнейший, "поедая" более слабого агента рынка. Сила же заключается в наличии инвестиционной "подушки", которая бы способствовала смягчению инфляции, стагнации экономики финансового кризиса. К сожалению, таким инвестиционным ресурсом не обладает практически ни одна из стран Центральной Азии, за исключением Казахстана. Но капитал Казахстана в большей степени носит спекулятивный характер, а значит, эта страна больше всего и страдает от внешнего финансового кризиса.
"Фергана.Ру": - Правильно ли мы поняли, что один из главных путей выхода из кризиса – привлечение инвестиций?
Аза Мигранян: - Да, это так. Возможность преодоления кризиса для Центральной Азии заключается в конкурентной борьбе за инвестиции, причем преимущественно российские. Большинство западных стран исчерпало свои инвестиционные возможности, вкладывая деньги в спасение собственных экономик от мирового финансового кризиса. Да и степень интеграции с Россией у центральноазиатского региона гораздо больше, поэтому российский фактор в преодолении кризисных явлений более чем очевиден.
3.11.2008
Источник - ИА "Фергана.Ру"
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1225793100
Недавние отзывы