Премьер-министр Феликс Кулов направит свой вариант редакции Конституции на рассмотрение парламента Кыргызстана
Конституцию, по мнению главы правительства, нельзя переписывать каждые несколько лет и даже десятилетий. Феликс Кулов убежден, что Основной закон – показатель стабильности государства. По этой причине премьер-министр категорически не согласен с теми, кто выступает за принятие совершенно новой Конституции.
Феликс Кулов предлагает четко разграничить права и ответственности президента и премьер-министра, а также выступает за усиление полномочий парламента. Последнему передается, в частности, право формирования правительства. Причем его главу, на взгляд Феликса Кулова, должна назначать партия (или объединение подобных организаций), получившая на выборах в Жогорку Кенеш наибольшее количество мандатов.
Другим политическим организациям, прошедшим в Жогорку Кенеш, согласно проекту, будут предложены квоты на иные посты в правительстве. А партии, набравшие наименьшее число голосов, получат право избрать спикера и председателей важных парламентских комитетов.
Президент, согласно проекту, будет наделен правом единолично назначать судей местных судов без согласования с Жогорку Кенешем. Это связано с требованием к главе государства об обеспечить независимость Фемиды. Существующий же порядок, на взгляд премьер-министра, позволяет депутатам оказывать давление на того или иного судью.
Вот, например, «комментарии к проекту Конституции, устанавливающей президентскую систему»: «Власть, которую глава государства получает от народа, практически не ограничена. Провозглашение принципа разделения властей весьма сомнительно. Хотя оно и четко прописано в статье 3.1, есть другие положения, которые предлагают концентрацию государственной власти в руках президента».
Далее в документе особо подчеркивается, что «президент полностью доминирует над исполнительной властью».
«Президент – единственный центральный орган исполнительной власти. Нет никакого правительства, вместо этого есть только вице-президент и министры, напрямую подчиняющиеся президенту. Он один, без всякого сотрудничества с другими госорганами назначает и увольняет вице-президента, министров и всех других глав органов исполнительной власти. Он может также определять их компетенцию, ему должны подчиняться все. Более того, он создает и упраздняет государственные органы, хотя эта компетенция должна выполняться «в соответствии с законом». Он обладает полномочиями делать предложения по выборам мэров городов и увольнять их с согласия парламента. Он может даже определять систему оплаты труда госслужащих. Он может приостановить или изменить все решения исполнительных госорганов. Его компетенция по введению чрезвычайного положения, мобилизации и объявлению состояния войны заходит очень далеко…».
Что касается взаимодействия и сотрудничества главы государства с законодательной властью, то и здесь эксперты Венецианской комиссии однозначно трактуют проект «президентской» Конституции как «сомнительный».
«Он имеет право наложить вето на все парламентские законы, не приводя никаких обоснований. У парламента нет возможности для того, чтобы отвергнуть вето квалифицированным большинством. Право президента выпускать постановления и указы не ограничено».
Далее следуют подобные выводы практически по всем статьям и основам трех представленных проектов на восьми страницах.
Стоит полностью привести резюмирующую часть комментариев экспертов Венецианской комиссии:
«Не вдаваясь в подробности, становится очевидным, что фактически нет никакого баланса сил между тремя ветвями власти. Механизмы по предотвращению злоупотребления президентской властью недостаточны. Отсутствие возможностей у парламента отвергнуть президентское вето даже квалифицированным большинством голосов и неограниченные возможности указов президента выглядят несовместимыми с нормальным функционированием демократической президентской системы. Принятие этой версии Конституции было бы откатом от идеала демократического порядка в Кыргызстане».
Отзывы
Гость (не проверено)
Кемель
пт, 2006-10-06 10:09Добавить отзыв