Что говорить, Шекспир умел ставить вопросы. Его гамлетовский «to be or not to be?» пережил века. А у нас в наше время этот вопросик, хоть и претерпел некоторые изменения, но сути своей не изменил. HIPC или не HIPC? - вот в чем вопрос. Только не надо возбуждаться. И вообще не надо думать, что жизнь полна простых и однозначных решений. Их нет. И справедливость требует отметить, что Курманбек Бакиев был прав, когда, выступая 30 декабря в парламенте, сказал, что вопрос о вступлении или не вступлении в ХИПИК излишне политизирован.
Правда, он не объяснил, почему политизирован? Действительно, выйди на улицу, крикни «ХИПИК!» - и уже митинг. Слово стало ругательным. И ужасно возбудительеым. Все кричат, не слыша друг друга, а главное, все не знают, о чем кричат. Вот она, причина: неизвестное всегда порождает тревогу и страх, а обществу вовремя и доступно не объяснили, что это за программа, откуда она взялась и что несет всем нам, гражданам Кыргызстана. Только в конце прошлого года (когда страсти по ХИПИК достигли апогея) в СМИ был распространен документ, в котором правительство выносило на обсуждение общественности свое видение инициативы облегчения бремени внешней задолженности страны.
Впрочем, лучше поздно, чем никогда. Документ был краток и расписан по конкретным позициям. Правительство подчеркивало, что многие программы совместно с международными финансовыми институтами последовательно выполняются. ХИПИК одна из возможностей, кроме программы сокращения бедности и устойчивого экономического роста, кроме инициативы облегчения долгового бремени на многосторонней основе, - одна из дополнительных возможностей за полтора-два года сократить наши внешние долги более чем на 700 миллионов долларов (как известно, общий долг республики фактически равен сегодня 2 миллиардам долларов).
Это позволило бы облегчить колоссальную нагрузку на бюджет (финансирование социальных программ за последний год возросло более чем вдвое), поскольку ежегодно на обслуживание внешнего долга требуется в среднем около 30 миллионов долларов. При этом надо постоянно повышать зарплаты учителям, врачам, бюджетникам, ведь их уровень жизни унизительно плачевен, и ситуацию надо каким-то образом переломить. То есть изначально мотив использования ХИПИК для сокращения долга был абсолютно экономическим.
Этому есть и другое подтверждение. Помнится, еще в октябре 2005 года идея о вступлении в ХИПИК впервые прозвучала из уст президента на так называемом республиканском совещании. Курманбек Салиевич, как известно, импровизирует и шутит во время своих выступлений очень непосредственно, принципиально не пользуясь домашними заготовками. Или просто нет у него таких помощников, которые бы могли составить ударную обойму острых заготовок, достойных президента. Поэтому, как шутят злые языки, с такими советниками у главы государства самая интеллектуальная часть имиджа его эксклюзивные очечки?..
В общем, фраза о том, что он бы и негром на время готов стать, лишь бы списать внешний долг, - прозвучала. (Негром, потому что инициатива ХИПИК реализовывалась в основном в странах Африки). И надо признать, если бы решение было политическим, а не экономическим, то сразу бы еще в 2005 году закрутили гайки. Без душещипательных бесед с гражданским обществом, без НПО, некоторые представители которых имеют очень приблизительное понимание того, что есть экономика и каким законам она подчиняется. В былые времена просто взяли бы под козырек, а слова президента восприняли как руководство к действию.
Этого не было. Минэкономфин делал скрупулезные расчеты, анализировал неудачные результаты реализации программы в некоторых странах Африки, прогнозировал последствия положительные и отрицательные программы ХИПИК в нашей стране. Велись активные переговоры с представителями Всемирного банка, Международного валютного фонда. Дело в том, что действительно простых и однозначных решений нет. Есть сложные механизмы взаимодействия, компромиссов, изобретательных уступок, при которых каждая из сторон стремится получить максимальный выигрыш.
Как тут не вздохнешь: хорошо дилетантам, они спорят и всегда уверены, что они правы. В общем, пока экономисты просчитывали варианты, пока правительство вырабатывало условия, приемлемые для республики, дилетанты от экономики закричали о другом. Например, о гордости: нас унижают ХИПИКом! То есть, понимаете парадоксальность ситуации: им о круглом, а они о красном. Вот и пойми друг друга. Гордость? А ты не будь бедным должником, заработай столько денег, сколько желает твоя гордость и стань богатым!
Нюансов было много, всех не перечислишь. Профессионалы понимали, что списание почти половины суммы долга - это не самоцель. Главное стимулировать развитие отечественной экономики, сняв с ее ног эти неподъемные гири внешнего долга. Поэтому в условиях, которые предложило правительство, акцент делался на несколько важнейших моментов. В ключевых отраслях нашей экономики это энергетика и горнодобывающая промышленность должна быть достигнута максимальная прозрачность, выявлены и уничтожены коррупционные схемы, работающие на группу лиц (например, третий сын президента, его команда, о чем мы уже писали). При этом даже не рассматривались варианты возможной приватизации генерирующих станций (каскад Токтогульских ГЭС) и высоковольных (магистральных) линий электропередачи. Главное добиться чистоты работы энергетики и горнодобывающей отрасли.
Важный момент. Уж кто мог быть недоволен возможным вступлением в ХИПИК, так это коррупционеры от энергетики и горнодобычи (читай: золотодобычи)! Уж такой шум поднялся, хоть святых выноси. И разговор вели люди с улицы по принципу: вы нам про круглое, так мы вам про красное! ХИПИК лишит нас суверенитета! - кричали ура-патриоты. Нас перестанут уважать государства международного сообщества! - вторили им самодеятельные геополитики. И никто не задумался над элементарным фактом: 100-процентного суверенитета нет ни у одной страны мира, все строится на основе сложных механизмов взаимных компромиссов, уступок, на балансе интересов. Суверенитет, опять же факт из серии элементарных, основан на экономической мощи страны. Государство, имеющее долг, приближающийся к ее годовому ВВП, по определению не может быть сильным. Да и как такому государству на равных общаться с другими странами, среди которых чуть ли ни через одну его кредитор?! Плохо быть бедным. Еще хуже бедным должником. А разговоры о патриотизме эту бы энергию, что уходит в крик, да на конкретную работу! И не надо обижаться: отдай 2 миллиарда долларов и гордо подними голову. А пока не отдал работай не покладая рук и следи, чтобы всякие третьи сыновья и компания не разбазаривали богатства страны.
Дело не в том, что программа ХИПИК какая-то панацея от экономических бед. Это всего лишь одна из возможностей сократить до конца 2008 года долги более чем на 700 миллионов долларов. Не согласятся с этой программой депутаты или гражданское общество, придется искать другие варианты. Но работать, а не воровать должны приучиться все. У нас просто нет другого выхода.
На сегодня переговорный процесс еще не закончен. Возможны определенные уточнения, детализация позиций, но надо помнить: кредитор всегда находится в более выгодных условиях, и должнику требуется особая стойкость, чтобы отстоять свои позиции.
Первая реакция Всемирного банка на предложенные правительством Кыргызстана условия по ХИПИКу обнадеживает и в то же время подтверждает, что нет и не может быть простых решений. Совет директоров Всемирного банка ознакомился с условиями, предложенными правительством Кыргызской Республики, - отметил руководитель представительства ВБ в Кыргызстане Роджер Робинсон. Полагаем, что их число необходимо снизить. Но обязательства по энергетической отрасли и горнодобывающей промышленности сниматься не будут. Эти сферы имеют огромное влияние на макроэкономическую ситуацию в стране. Поэтому их обязательства Кыргызстана должны коснуться непременно. Но содержание реформ предлагает и инициирует правительство . В принципе так же благожелательна на условия, выдвинутые нашим правительством, и реакция МВФ. Самое главное, при любом сценарии развития событий о вхождении или нет в ХИПИК международные финансовые институты продолжат совместную работу по всем программам, реализуемым в Кыргызстане.
И здесь вопрос не во взаимопонимании с МВФ или ВБ, нас гораздо больше должно волновать внутреннее непрекращающееся противостояние парламента (той части депутатов, которые входят в движение За реформы ) и президента. Кто был 30 декабря в зале Жогорку Кенеша и слушал президента, а затем парламентариев, тот очень отчетливо представляет всю силу этого противостояния. Казалось, тогда в зале сам воздух сгустился из-за накала эмоций, открытых страстей и непримиримых противоречий. Если мы не преодолеем это острое неприятие друг друга важнейших ветвей власти, то не столь важно спишут нам половину долга или нет. Позитивного развития в экономике все равно не будет. И обидно, что основа всех этих негативных эмоций кроется в обычном детском обвинении: А он первый начал! . Вы обратите внимание, как попеременно верх одерживает то одна сторона, то другая, - и исхода пока не видно. И это противостояние, на наш взгляд, гораздо страшнее любого HIPC или не HIPC? Именно оно, противостояние, ставит вопрос по-другому, по-шекспировски трагически: быть или не быть?...
Елена АВДЕЕВА, Василий ВИШНЯКОВ
Отзывы
Гость (не проверено)
ХИПИК
сб, 2007-01-06 12:41Гость (не проверено)
Президенту и народу ворос
чт, 2007-01-18 00:48Гость (не проверено)
Президенту
чт, 2007-01-18 00:53Гость (не проверено)
А не лучше ли
пн, 2007-01-29 10:11Добавить отзыв