- Бодош Аманбаевна, чем, кроме политики, вы занимаетесь?
- У политики свой путь. Кроме политики много наболевших вопросов. До депутатства я в течение 15 лет занималась политикой, обращала много внимания на социальное направление. Меня беспокоили вопросы нашего будущего - детства, материнства, здоровье народа Кыргызстана, целостность государства. Особенно болело сердце при виде фотографий детей с экрана телевизора, просящих помощь на операцию за границей. Сложные операции не могли сделать в нашей стране, не потому что у нас специалисты были слабые, а из-за отсутствия современного технического оборудования для проведения таких сложных операций. По этой причине я, будучи вице-спикером и отвечая за социальное направление, задумала и начала работать над одним проектом.
До этого партия «Ар Намыс» в течение нескольких лет работала над проектами с генеральным директором компании ОсОО «Джо Энд Партнерс» Джо Джонгвоном, гражданином Кореи, по сельскохозяйственным и строительным направлениям. К сожалению, из-за событий последних лет в нашем государстве, инвесторы стали опасаться вкладывать свои деньги в большие сельскохозяйственные и строительные проекты. Я предложила им оказать помощь детям с врожденной патологией сердца. Они приняли мое предложение. Мой бывший партнер, затем ставший общественным советником Джон Джонгвон, провел переговоры с Кореей.
В результате чего решился вопрос об оказании помощи 10 детям, чьей последней надеждой было проведение такой операции. Но корейская сторона выдвинула требование о том, чтобы нуждающиеся в операции дети с врожденной патологией сердца были из беднейших слоев населения и были из семей, являющиеся пострадавшими от последних событий в нашей стране. Они подчеркнули, что проведение таких операций в нашей стране по техническим причинам невозможно и будет стоить очень дорого.
Таким образом, мы, работая совместно с Министерством здравоохранения, больницей сердечнососудистой хирургии, подготовили 10 детей. Из них первыми в Корею отправили пятилетнюю жительницу Иссык-Куля Перизат и двухлетнего Анаса из Джалал-Абада. Оставшиеся 8 детей тоже готовы. Перизат сделали операцию 14 ноября, а Анасу на следующий день. Операции прошли успешно. Отправить-то я их отправила, но сама очень переживала, ночей не спала. Так как перед их отправкой наши врачи говорили о тяжести предстоящих двух операций. И корейские специалисты после ознакомления с их диагнозами потребовали в обязательном порядке согласие родителей на операцию. Это касалось в первую очередь Перизат, так как у нее было значительное отверстие в сердце. Корейская сторона заверила меня, что сделают все от них зависящее. Они сдержали свое слово. Операции благополучно завершились, и наши дети 29 ноября вернутся домой в Кыргызстан. Мой общественный советник сам увез их в Корею, и сам будет сопровождать их назад.
- Эти родители раньше не просили помощи у других?
- Мама Перизат до этих пор отправляла письма Бакиеву, Отунбаевой, в Минздрав. Но у Минздрава не было возможности. Если бы была возможность, они бы сами справились. Не доверяя старому оборудованию, они не пошли на риск.
- Дорожные расходы родителей двух детей тоже несла корейская сторона?
- Да, расходы на дорогу, на операцию несла корейская сторона. В общей сложности затрачено 35-40 тысяч долларов. В начале они хотели увезти только детей, но мне удалось убедить взять и одного из родителей - взяли их мам. Я сама их провожала. Сразу по прилету в Корею их ждала специально подготовленная машина скорой помощи, которая доставила их в больницу. Наш посол в Корее Дуйшон Чотонов взял все под свой контроль, и сотрудники представительства Министерства миграции оказали мамам неоценимую моральную поддержку, помогали им. Мама из Джалал-Абада совсем не понимала по-русски, посольство организовало ей переводчика. Много сил требуется для осуществления проектов по отправке детей на операцию за границу. При переговорах с врачами выяснилось, что у нас есть классные специалисты, но нам необходим аппарат искусственного дыхания для послеоперационного периода. Имеющийся у нас аппарат устарел. И он в единственном числе. После операции дети по 3-5 дней находятся на искусственном дыхании. Второй прооперированный в это время должен ждать своей очереди. Старый аппарат может и сломаться. Это вызывает опасение и беспокойство.
Сейчас все силы направлены на организацию операции этих 10 детей, затем, вторым этапом, буду искать спонсоров на приобретение таких аппаратов для Кыргызстана. Сначала я думала только об успехе операций этим двум детям, теперь думаю только об операции оставшимся восьмерым и строю планы на приобретение аппаратов искусственного дыхания, мы же простые люди и всегда стремимся надеждами вперед.
- Недавно стали говорить о том, что на ваше место вице-спикера придет Талант Узакбаев. Расскажите об этом.
- Да, были такие планы. Зачем скрывать? СМИ отражали мнение членов партии «Ар Намыс» о создавшихся внутри партии разногласиях, об уходе некоторых наших депутатов, по причине «мы приложим все усилия для укрепления коалиции, окажем ей помощь в установлении стабильности в стране, для ее целостности». Кроме этого, отделившиеся депутаты выбрали своего лидера фракции. Депутаты нашей фракции были избраны от партии «Ар Намыс». Народ не отдавал свои голоса за каждого из нас по-отдельности, не голосовал отдельно за Талиеву, Жапарова или любого другого депутата. Народ откровенно говорит, что они отдавали свои голоса Феликсу Шаршенбаевичу.
В законе четко прописано, что «фракции образуют депутаты, избранные от партий». В уставе нашей фракции указано, что нельзя образовывать во фракции отдельные группы, нельзя без решения фракции отдельной группе входить в коалицию. Это незаконно. Также указанно, что «лидер фракции меняется при полном присутствии членов фракции, точнее – при участии 18-19 депутатов из 25». В нашей фракции указанные правила не соблюдались вообще. Откуда ни возьмись, появился второй лидер, представляющийся везде «лидером» фракции. Самое интересное, это произошло впервые при парламентском правлении Кыргызстана. Иногда два лидера сидят друг против друга.
- Кто считается законным лидером «Ар Намыса»?
- Наш законный лидер – Феликс Шаршенбаевич Кулов. Но сейчас называет себя лидером и Талиева. Все понимают, что просто так нельзя называться лидером, только съезд, основополагающий орган партии, своим решением может избрать лидера, и этот лидер может стать лидером фракции. Посмотришь - вроде все с высшим образованием, понимают, что избраны по партийному списку. Но здесь кроется какая-то сила. Они сказали вначале, мол, поменяем лидера, затем им понадобилось место спикера, и поставили на повестку дня вопрос “мы поменяем вице-спикера”. Тогда по инициативе большинства фракций, руководителей комитетов, на координационном совете вопрос был снят с повестки дня. Потому что в законе не говорится о ротации. Если сегодня мне кто-то не понравится, и я скажу: “Этот мне не нравится, я сяду на его место”, - завтра кто-то потребует ротации спикера, так мы потеряем институт парламента. Конечно, при первых шагах на пути парламентского правления могут быть ошибки. Тем не менее, мы должны работать в рамках закона и не нарушать внутрипартийный устав фракций.
Внутри фракции могут происходить различные разногласия. Это явление обусловленное законом. Не будет продвижения вперед, если мы все будем слушаться одного человека и кричать ему “ура”. Должны быть разные мнения. Это внутренняя процедура фракции. Это равносильно преступлению, совершаемому по чьей-то указке, ради чьих-то интересов. Если мы хотим развивать парламентское правление, парламентский институт, каждое движение должны производить в рамках закона.
- Судя по вышесказанным словам, план по вашему «свержению» не удался?
- Как говорят, «каждый солдат мечтает стать генералом». Вначале все тихо пришли и вошли в список. Затем задались вопросом: «Как будет? Станем депутатами или нет?» Стали депутатами. Надо же было задуматься: «Каков мой вклад в агитационную работу партии «Ар Намыс»? С каких пор я знаком с этой партией? Сначала я должен работать, чтобы оправдать оказанное доверие народа и партии, в том числе, тогда и общественность оценит мой труд». Но нам ничто человеческое не чуждо, сидишь тихонько и уже мечтаешь о тепленьком месте, появляются мысли «я тоже могу стать спикером, я тоже должен стать вице-спикером, лидером фракции». Прежде чем допускать такие мысли, мы должны все хорошо взвесить, а затем совершать такие поступки. В нашей «Ар Намыс» сидят только вновь пришедшие члены партии. Кроме известного народу нашего лидера Феликса Кулова, Т.Левиной и меня, все пришли перед выборами, пополнили наши списки. Тем не менее, сторонники нашей партии на местах правильно это восприняли и радушно приняли их. Хорошо сработали на партию, добились 25 мест в парламенте. Поэтому мы должны думать об интересах этих наших избирателей, которые уже в течение 12 лет служат нам основным стержнем и опорой, о наших однопартийцах, в жизни которых много пережитых историй и риска.
- Расскажите о своей встрече 17 ноября с матерями детей, которых в Ошской области медработники заразили ВИЧ-инфекцией.
- Да, 17 ноября мы встречались с 12 матерями детей, по вине медработников заразившихся ВИЧ инфекцией. На встрече был Акматбек Келдибеков и многие депутаты. Слушая выступления матерей, многие депутаты не могли сдержать слез. Болезнь, виной которой стала халатность врачей, с каждым годом все ухудшается. Первый случай был зарегистрирован в 2007 году. На сегодня 283 ребенка болеют ВИЧ СПИДом. 187 из 283 детей болеют по вине врачей, 83 – через своих матерей, остальные заразились от наркоманов. 24 ребенка умерли из-за этой болезни. В 2007 году заразились ВИЧ СПИДом 36 детей, в 2008 году – 70, 2009 году – 35, в 2010 году – 21 и в 2011 году – 22 ребенка. Так как этой инфекцией заразили в Ошской областной больнице, она распространилась по всем регионам Ошской области. Самое интересное выяснилось, когда мы, пригласив, спросили руководителя СПИД центра - оказывается, из бюджета этим больным детям не выделяется ни тыйына. От доноров, из различных фондов поступают огромные деньги, но из-за отсутствия контроля со стороны государства, итоги на сегодняшний день остаются неутешительными.
На предстоящем заседании ЖК состоится большое обсуждение этого вопроса с приглашением членов правительства, сотрудников Министерства здравоохранения, центра СПИДа. Некоторых женщин бросили мужья, после того как их детей заразили ВИЧ инфекцией. Ребенок одинаков для обоих родителей. Здесь должна быть и ответственность отца. Вот такие вопросы будут обсуждены на предстоящем парламенте. Тогда мы внесем свои предложения по данному вопросу.
Источник: газета «Айат» №47 от 24.11.2011/стр.8
Жазгуль Карбозова
28 ноября 2011 года
Ссылка на материал: http://www.gezitter.org/society/6978/
Отзывы
Гость (не проверено)
Молодец, Бодош Эже. Мы
вс, 2011-12-18 10:19Молодец, Бодош Эже. Мы Суфи-Курганцы уважаем вас.
Добавить отзыв