Д.С. Каким бюджетом должна обладать партия, претендующая на статус общенациональной и победу на выборах?
Т.Сариев. Вопрос интересный. Я думаю, никто еще серьезный мониторинг не проводил. Но если исходить из того, что у нас будет 45 округов и каждый депутат тратит от 30 тыс. долларов до порой астрономических цифр в 300 тыс. долларов, но в среднем около 50 тыс., то бюджет партии будет около 2 млн. долларов. Думаю, эта цифра близка к реальности. А что касается президентских выборов, сумма будет намного больше.
Т.Орозалиев. Мы специальной такой сметы пока не составляли, но определенные расчеты ведем. Цифру сейчас назвать очень трудно. Но это будет достаточно внушительная сумма. В скором времени смета у нас будет готова.
Д.С. Но вы ведь имели опыт президентской гонки. Ваша партия фактически была предвыборным штабом ныне действующего президента. Это сопоставимые суммы? Те суммы, которые были потрачены на президентские выборы и те суммы, которые вам придется потратить на парламентские выборы.
Т.Орозалиев. Я думаю, эти суммы будут намного больше. Это только предположение. В Конституции написано, что по пропорциональной системе избирается не менее 50% от общего количества депутатов. А это может означать и 45 депутатов, и 60, и 70. От этого соотношения очень многое будет зависеть.
Д.С. Пойдет ли бизнес под уже раскрученные бренды или будет пытаться создавать свои партии?
Т.Сариев. Вообще тем, кто думал, что будут заниматься и бизнесом, и политикой, наш опыт, российский и даже казахский, наглядно показывают, что лучше предпринимателям заниматься своим делом, а политикой должны заниматься профессионалы, которые не будут иметь прямого отношения к бизнесу. Поэтому, я думаю, этот этап детской болезни уже прошел, и предприниматели будут просто поддерживать те или иные партии. Некоторые будут выступать официальными спонсорами, другие будут делать это скрытно, не афишируя свои отношения с партией.
Т.Орозалиев. Все будет зависеть оттого, насколько это будет выгодно тому или иному бизнесмену. Я знаю очень крупного предпринимателя, который полтора-два месяца назад создал свою партию. Но найдутся и те, которые пойдут под уже существующие партии. Я думаю, там будет определенный торг и мы этого не избежим. За рубежом это давно делается. Так что здесь могут быть разные пути.
Т.Сариев. Я понимаю предпринимателей, потому что сам долгое время работал в бизнес-структурах. Многие, наверное, будут класть в разные корзины – это логично и правильно. Потому что никто не уверен, какая политическая партия через определенное время выиграет, и какую программу она будет проповедовать. Но однозначно, что этот процесс будет иметь дальнейшее развитие. И хотят они или нет, многим предпринимателям, особенно крупным, придется выбирать, кого поддерживать. А отмалчиваться: «Я посижу и нигде не буду светиться» - таких будет все меньше и меньше.
Д.С. В России Союз правых сил (СПС) несмотря на солидный бюджет вылетели с гонки. Т.е. правые идеи, по крайней мере на тот момент, были абсолютно не востребованы в России. Чем будет определяться победа наших партий на выборах – политической ориентацией, карманом, личностью лидера?
Т.Орозалиев. В нашей стране все будет в совокупности. Потому что карман тоже очень многое значит. Но я бы определил еще такую позицию, как экономическая платформа партии, доступная, понятная народу. Очень многое будет зависеть от этого. Вы знаете, что наша партия разработала национальную стратегию «Беш ашуу», которая подвергается критике. Но мы считаем, что там есть большое рациональное зерно.
Д.С. Т.е. вы считаете, что наш голодный электорат будет читать ваши программы?
Т.Орозалиев. Обязательно будет читать. Обязательно будет интересоваться пенсионным положением, пособиями. Мы в этом убедились еще летом, когда наши партийцы бывали на местах. Люди очень активно интересовались программой, задавали много вопросов.
Т.Сариев. Думаю, что нам еще предстоит это проанализировать, изучить, провести тщательный мониторинг, потому что для нас это очень новое. Мы впервые будем выбирать половину состава парламента через партийные списки. И часть депутатов, которые пойдут по одномандатным округам, тоже будут выдвигаться от политических партий. И здесь, я с вами согласен, что не только кошелек будет играть роль, но и то, какие ценности у этой партии, программа, что они проповедуют и кто в ней состоит, кто будет возглавлять список, с которым они пойдут на выборы, хотя бы первые пять фамилий.
Д.С. Понятно, что если половина парламента будет избираться по одномандатным округам, то родоплеменной фактор не сходит со сцены. Насколько он будет существенным на этот раз? И насколько это будет влиять на политическую стабильность в период выборов?
Т.Сариев. Введение пропорциональной системы предполагало, что мы меньше будем подвержены родоплеменному фактору и землячеству. Но я чувствую, что нам будет сложно за короткое время пересмотреть этот момент. Если нам удастся в избирательный кодекс внести условия, исключающие подобные моменты, было бы очень здорово. Некоторые политики предлагали, что политические партии, которые будут считаться выигравшими, должны получить хотя бы в четырех из семи областей, больше порогового процента. Премьер-министр предлагал ввести понятие «общенациональная партия». Все это имеет место для того, чтобы мы обсуждали и приняли какое-то решение, чтобы исключить в перспективе регионализм и родоплеменные отношения.
Т.Орозалиев. Мы не можем от таких негативных явлений сразу избавиться. Я думаю, это будет не в меньшей степени, чем было раньше по одномандатным округам. Родоплеменные, земляческие отношения у нас были и, к сожалению, будут оставаться.
Д.С. Большая часть партийных лидеров, как ни странно, скорее пойдет по одномандатным округам. Я имею ввиду уже раскрученных политиков, известных депутатов, у которых есть прикормленные округа. Означает ли это, что в результате мы получим не наполовину, а в основном партийный парламент?
Т.Орозалиев. Я думаю, да. Нынешних депутатов, особенно лидеров партий, это в большей степени касается. Наверное, они будут по своим округам баллотироваться. А те, кто будут баллотироваться в одномандатных округах, тоже постараются войти в какую-либо партию.
Д.С. Т.е. это будет взаимный процесс?
Т.Орозалиев. Да. Опять же еще неизвестно, сколько процентов депутатов будет избираться по партийным спискам.
Т.Сариев. В новом Кодексе о выборах будет четко и ясно написано (как и в ныне действующем), что по одномандатным округам или ты сам себя выдвигаешь, или тебя выдвигает политическая партия. Через определенное время, когда у нас внедрится политическая культура, человек, который сам себя выдвинул, будет вызывать улыбку. Тем более законодательство, регламент ЖК будут переработаны таким образом, что политические партии, представленные в парламенте, будут играть более значимую роль, чем одномандатник. Поэтому, я думаю, что многие кандидаты одномандатных округов будут иметь поддержку партий – это и легче, и логично, потому что, работая в парламенте, они будут опираться на партию и ее программные цели.
Д.С. У каких из существующих на сегодня партий есть шанс стать общенациональными, поглотив более мелкие?
Т.Орозалиев. До партийных персоналий я не буду опускаться, чтобы не обидеть других. Но я бы сказал, что порядка 15 партий примут серьезное участие в выборах . А где-то 4-6 партий получат определенное количество мандатов, из которых и будет формироваться парламент.
Т.Сариев. У нас около 80 политических партий, но из них, я соглашусь с экспертами, реально действующих и более менее известных – около 15-ти. А к парламентским выборам, их будет не более 20-ти, если некоторые партии не умерят свои амбиции. А вообще, я думаю, 6-7 партий – это уже достаточно широкая палитра и выбор. Среди них будут и те, кто проповедует национально-демократические принципы, и социал-демократические, и социалистические, и либерально-демократические принципы. Мировой опыт развития политических партий показывает, что всего существует не более 7-10 направлений, по которым можно повести за собой электорат. Но у нас одной партии получить 50% будет тяжело. Это нереально. Я думаю, что партии смогут набрать от 5 до 20%. Срез общества и региональный фактор предполагают именно такие тенденции.
Д.С. Будет ли президент равноудалено курировать несколько партий, скажем, вашу партию, «Содружество», «Эркиндик» и т.д или попытается слить их в одну партию власти?
Т.Орозалиев. Мы пока даже внутри партии не обсуждали, будем ли мы с кем-либо объединяться или создавать какой-то блок, есть ли предпосылки для объединения. Для нас пока такой вопрос не стоит. Партия сама этот вопрос решает, президент здесь ни при чем. Это дело партии. Если она нормальная, то этот вопрос решается на съезде.
Т.Сариев. Президент будет стараться, пытаться создать. Есть несколько партий, политических лидеров, которые его поддерживают. Но они поддерживают не идейно, а потому что нужно поддержать президента. Такие политические партии, как партии Т.Тургуналиева, У. Сыдыкова, Партия Труда и Единства. Сейчас, наверное, будет поддерживать и Ф. Кулов, потому что у него осталась маленькая часть партии «Ар-Намыс», многие члены ушли и уже начали вступать в другие партии. Вот костяк будущей партии власти. Но я думаю, что говорить об их политическом будущем – это очень большой вопрос.
Д.С. Вы сейчас затронули очень интересный вопрос. Может ли тандем перерасти в партийный союз?
Т.Сариев. Понимаете, насколько это интересно получилось. Отрицая друг друга и даже опасаясь, они создали тандем. Потому что ни тот, ни другой не хотели терять власть. И в какой-то момент они реально оценили, что только вместе могут чего-то стоить. Более полутора лет я общался и с президентом, и с премьер-министром по отдельности, я знаю их мнение друг о друге. Но когда многие думали, что этот тандем уже отработал свои ресурсы, они были вынуждены опять объединиться, потому что опять возникла общая опасность. Я думаю, через определенное время эта ситуация может повториться и они будут вынуждены слиться в одну партию, потому что по отдельности они ничего не будут стоить.
Т.Орозалиев. Все возможно. Это будет зависеть от той конкретной политической ситуации, к которой мы подойдем ко времени выборов. Предположим, что парламент самораспустится, потому что сейчас этот вопрос очень сильно зондируется. В течение 45 дней новый парламент должен быть избран и должен провести свое первое заседание. К этому времени, я думаю, политическая обстановка опять изменится и такой союз возможен.
Д.С. Вы сейчас точно заметили, что подобные политические, партийные союзы больше зависят от ситуации. Получается, что подобные союзы, слияния партий будет происходить не на основе общности идеологических платформ, а на основе общности каких-то сиюминутных политических интересов?
Т.Орозалиев. Понимаете, состояние политических партий в точности отражает состояние всего нашего общества. Разве мы можем себя сравнить с устоявшимся обществом. Точно также и с партиями. Разве мы можем сравниться, к примеру, с Республиканской и Демократической партиями США? Поэтому я считаю, что партийный разброд и шатание у нас еще будет продолжаться. Мы знаем многих партийцев, которые раньше состояли в партии «Адилет», а сейчас переходят в другие партии. С партии «Моя страна», «Алга, Кыргызстан» тоже переходят.
Т.Сариев. Из 80-ти политических партий 90% создано одним человеком и 3-4-мя помощниками-заместителями. Что касается слияний, то ближе к парламентским выборам политические партии должны уже определить свою позицию. Если законодательством будет разрешено создание блоков, тогда многие захотят войти в блок с теми партиями, у которых будет больше шансов пройти. Сегодня запрещено создавать блоки. Если этот запрет сохранится, тогда политические партии будут объединяться. Но сильные политические партии сейчас не будут торопиться с объединением. Кто будет объединяться? Те, кто не уверен в успехе или рассчитывает на один электорат с другой партией и думает, что если бы они объединились, то получили бы больше голосов, чтобы пройти определенный порог. То, что они будут объединяться по идеологическому принципу, я пока не вижу. Я в последнее время изучал программы наших партий: то, что заложено в программе и то, что они проповедуют публично, резко отличается.
Т.Орозалиев. Многие партии после выборов по партийным спискам сойдут с дистанции и возможно перестанут существовать как политические партии. А после вторых выборов они просто исчезнут.
Информационное агентство АКИpress
28-11-2006
Отзывы
Гость (не проверено)
А что?
вт, 2006-11-28 12:55Интересная мысль, но может Ар-Намысу союзы больше повредят? Или же от союза больше выиграют созники чем Ар-Намыс? Как это было в случае с тандемом.
Ар-Намысовцы готовтесь к выборам уже сейчас, собирайте деньги. Завтра будет поздно.
editor
Арнамысовец
вт, 2006-11-28 17:06Гость (не проверено)
Бекназар
ср, 2006-11-29 02:40Гость (не проверено)
сторонник партии
ср, 2006-11-29 10:08Гость (не проверено)
Студент
чт, 2006-11-30 15:51Добавить отзыв