Свое мнение о возможном роспуске Жогорку Кенеша и досрочных выборах в этой связи, реформе структуры парламента и правительства, а также новой конституции в интервью ИА АКИpress высказывает депутат парламента Кыргызстана, председатель социалистической партии «Ата-Мекен» Омурбек Текебаев.
- Что сегодня происходит в парламенте? Заявление Ташиева о роспуске парламента - это собственная инициатива или нечто иное? Это просто разговор или все-таки будут предприниматься какие-то действия в направлении роспуска?
- Последние полтора года проходят в состоянии постоянного кризиса вследствие требований населения о конституционных преобразованиях, и политические группы вынуждены договариваться. Хотя зачастую одна из сторон отказывается потом от таких договоренностей.
Однако неизменным условием подобных переговоров в целях поиска компромисса являлось условие политических перспектив договаривающихся высоких сторон, то есть что все ветви власти доработают до конца своего конституционного срока.
По результатам прошедшей конституционной реформы парламент укрепил свое положение не только в плане формальной компетенции, но в плане реальной политики. Но сегодня есть политики, которые не согласны с таким раскладом. Вот они и заявляют о роспуске парламента.
Но я думаю, что такие заявления допустимы для парламентского первоклассника. Я с пониманием отношусь к таким заявлениям молодых политиков. Ташиев остался недоволен достигнутым компромиссом. Возможно, это связано с тем, что некоторые политики давали ему какие-то гарантии, а после, договорились, без учета его мнения. Вот этим он оскорблен и обижен. Его поведение и высказывания, допущенные им в день принятия новой конституции, дают основание полагать, что он просто обижен.
- У многих складывается такое впечатление, что кому-то выгодно, чтобы казалось, что в парламенте зреет кризис…
- Многие считают, что за этим скрывается намерение президента, других политических сил. Но мое личное мнение, что своим сегодняшним заявлением депутат Ташиев выражает именно свое мнение. Он сторонник президента, но в данном конкретном вопросе, мне кажется, он высказывается только за себя.
- По-вашему, реален ли роспуск парламента?
- Я думаю, это нереально. Парламент в отличие от других ветвей власти не допускал серьезных политических ошибок. Подчеркну, парламент не отказывался от данных избирателям обещаний в отличие от президента. Таким образом, у парламента больше моральных прав оставаться до конца срока.
Кроме того, согласно конституции парламент может быть распущен лишь в трех четко расписанных случаях: если парламент в течение определенного времени не может сформировать правительства, то президент распускает и назначает новые выборы. Если парламент в течение 3 месяцев два раза выражает недоверие правительству, то парламент может быть распущен президентом. И, наконец, парламент может принять решение о самороспуске 2/3 голосов от общего числа депутатов.
Вы поймите, что, например, для социалистической партии «Ата-Мекен» досрочные парламентские выборы -это идеальный расклад. Потому что мы чувствуем, что наши идеи сегодня востребованы.
Но сегодня парламентские выборы в республике чреваты непредсказуемыми последствиями. Власть слаба, как морально, так и политически. И рисковать судьбой страны нельзя. И все трезвомыслящие политики, в том числе и президент, осознают такую опасность. Поскольку одним из таких непредсказуемых результатов досрочных парламентских выборов может стать и досрочная отставка действующего президента. Но еще серьезнее - политический кризис на неопределенный срок. И неизвестно как нам удастся выйти из него.
- Что за реформу вы предлагаете внедрить в работу самого парламента?
- Cлабое звено палаты было в том, что мы не могли контролировать исполнение законов - у нас не было реальных рычагов контроля. Согласно новой конституции мы теперь можем отозвать отдельного члена правительства простым большинством, то есть если два раза парламент выразит свое недоверие какому-нибудь члену кабинета министров, то последний будет вынужден уйти в отставку. Это является реальным рычагом контроля.
Контролирующим органом в парламенте обычно является не весь парламент, а комитеты. Я предлагаю выделить комитет по топливно-энергетическому комплексу, который будет контролировать исполнение законов и постановлений по энергетическому вопросу, также создать отдельный комитет по судебно-правовой реформе. Ведь в новой конституции приняты новые принципы организации правосудия, и мы должны привести в соответствие большое количество законов.
Но еще раз отмечу, что закон – это не все. Нужно пробивать, чтобы этот закон работал, чтобы вырабатывалась новая культура. Поэтому должен быть ответственный комитет, который будет заниматься этими вопросами. Сегодня председатели комитетов физически не успевают охватить весь спектр вопросов, а значит, выполняют свою работу лишь формально.
- Сегодня на заседании ЖК говорилось о том, что правительство должно внести свои предложения по структуре кабинета министров в течение 10 дней…
- Конституция изменила очень многое и в ближайшее время должны быть внесены соответствующие корректировки в законодательство. Но самое важное, по-моему, это изменить кое-что в сознании самих чиновников, и, прежде всего самого президента. Они должны осознать, что в соответствии с новыми реалиями они должны и работать по-новому. Но, к сожалению, они продолжают работать по-старому.
Доказательством служат последние указы президента – он чувствует себя и как глава государства, и как глава правительства. Согласно новой конституции его полномочия четко очерчены. Так, он уже не может назначать глав местных госадминистраций – губернаторов и акимов, глав различных административных ведомств, но, тем не менее, он действует по-старому. Президент должен продемонстрировать желание следовать новым правилам, а Правительство должно также взять на себя ответственность и власть. Ведь что мы наблюдаем сегодня? Правительство не может взять на себя то, на что имеет право…
- Почему?
- Неизвестно. Ведь сколько раз публично Кулов заявлял о том, что не может снять Балкибекова [гендиректор ОАО «Электрические станции» Сапарбек Балкибеков - прим. АКИpress]? Хотя давно уже имеет такое право. Наверное, это следствие того, что правительство до сих пор и морально, и психологически подчиняется президенту.
Другой пример, указ президента о гостелерадиокомпании. ГТРК – это госсобственность. Как по старой, так и по новой конституции, управление госсобственностью является компетенцией правительства. То есть и в данном случае президент превышает свои полномочия. Он не имеет права управлять ГТРК. И таких моментов, которые должны решаться очень много.
Сегодня ситуация складывается таким образом, что именно парламент начинает реализацию конституционных норм. Сегодня руководители депутатских фракций соберутся, чтобы решить, как скорее привести в соответствие нормативно-правовую базу с новой конституцией. Но ведь такие начинания должны быть, прежде всего, со стороны президента и правительства. Такое впечатление, что они хотят продолжить игру по старым правилам.
- А с чем связано возобновление требований оппозиции об отставке премьер-министра страны Феликса Кулова?
- Движение «За реформы!» требовало отставки тандема еще в мае, когда мы заявили условие: немедленные конституционные преобразования или отставка тандема «Бакиев-Кулов». Действительно, и сегодня ряд членов «За реформы!» требует отставки действующего правительства. Но ведь никто не может запретить требовать.
Мы с трудом получили новую конституцию. Это как вы знаете, не тот вариант, что изначально требовался оппозицией, а компромиссный вариант. К сожалению, слабость политической системы заключается в этом компромиссе. Но с другой стороны именно компромисс является основой политической стабильности.
- До сих пор никто в глаза не видел новую редакцию Конституции. Не кажется ли вам это странным, что до сих пор проводится так называемая считка статей?
- Прежде всего, президент должен был опубликовать русский вариант конституции, чтобы все были уверены, что при переводе не будет «отредактирован» русский текст. До меня доходят слухи, что, под видом «считки», устранения технических и грамматических ошибок, в русский текст вносятся смысловые изменения. Но мы подождем опубликования в СМИ. Однако хочу подчеркнуть, никто не имеет права менять смысл законов и лицо за такие действия, если они имели место, будет нести уголовную ответственность.
- А вообще кризис миновал, или мы так и будем перманентно возвращаться к этому состоянию?
- Мы будем развиваться от кризиса к кризису. Это становится нормой, как вид прививки. Сила нашей общественно-политической системы заключается в том, что мы можем своими силами решать такие проблемы, причем благополучно.
Кризис будет происходить, потому что формально полномочия перераспределены, а теперь нужно делать это фактически. На это требуется время. Это должны быть не только законодательные изменения, но и изменение стереотипов поведения. Должна родиться новая политическая культура, новые традиции. Новые правила, которые рождаются в условиях конфликта, как во время ноябрьских событий, укрепляются достаточно крепко в сознании населения. У населения зарождается так называемый политический иммунитет. И в этом, я считаю, сила кыргызского народа. Будь такой кризис в соседних с нами государствах, думаю, они бы вышли из него, куда с большими потерями.
- Что сегодня происходит в парламенте? Заявление Ташиева о роспуске парламента - это собственная инициатива или нечто иное? Это просто разговор или все-таки будут предприниматься какие-то действия в направлении роспуска?
- Последние полтора года проходят в состоянии постоянного кризиса вследствие требований населения о конституционных преобразованиях, и политические группы вынуждены договариваться. Хотя зачастую одна из сторон отказывается потом от таких договоренностей.
Однако неизменным условием подобных переговоров в целях поиска компромисса являлось условие политических перспектив договаривающихся высоких сторон, то есть что все ветви власти доработают до конца своего конституционного срока.
По результатам прошедшей конституционной реформы парламент укрепил свое положение не только в плане формальной компетенции, но в плане реальной политики. Но сегодня есть политики, которые не согласны с таким раскладом. Вот они и заявляют о роспуске парламента.
Но я думаю, что такие заявления допустимы для парламентского первоклассника. Я с пониманием отношусь к таким заявлениям молодых политиков. Ташиев остался недоволен достигнутым компромиссом. Возможно, это связано с тем, что некоторые политики давали ему какие-то гарантии, а после, договорились, без учета его мнения. Вот этим он оскорблен и обижен. Его поведение и высказывания, допущенные им в день принятия новой конституции, дают основание полагать, что он просто обижен.
- У многих складывается такое впечатление, что кому-то выгодно, чтобы казалось, что в парламенте зреет кризис…
- Многие считают, что за этим скрывается намерение президента, других политических сил. Но мое личное мнение, что своим сегодняшним заявлением депутат Ташиев выражает именно свое мнение. Он сторонник президента, но в данном конкретном вопросе, мне кажется, он высказывается только за себя.
- По-вашему, реален ли роспуск парламента?
- Я думаю, это нереально. Парламент в отличие от других ветвей власти не допускал серьезных политических ошибок. Подчеркну, парламент не отказывался от данных избирателям обещаний в отличие от президента. Таким образом, у парламента больше моральных прав оставаться до конца срока.
Кроме того, согласно конституции парламент может быть распущен лишь в трех четко расписанных случаях: если парламент в течение определенного времени не может сформировать правительства, то президент распускает и назначает новые выборы. Если парламент в течение 3 месяцев два раза выражает недоверие правительству, то парламент может быть распущен президентом. И, наконец, парламент может принять решение о самороспуске 2/3 голосов от общего числа депутатов.
Вы поймите, что, например, для социалистической партии «Ата-Мекен» досрочные парламентские выборы -это идеальный расклад. Потому что мы чувствуем, что наши идеи сегодня востребованы.
Но сегодня парламентские выборы в республике чреваты непредсказуемыми последствиями. Власть слаба, как морально, так и политически. И рисковать судьбой страны нельзя. И все трезвомыслящие политики, в том числе и президент, осознают такую опасность. Поскольку одним из таких непредсказуемых результатов досрочных парламентских выборов может стать и досрочная отставка действующего президента. Но еще серьезнее - политический кризис на неопределенный срок. И неизвестно как нам удастся выйти из него.
- Что за реформу вы предлагаете внедрить в работу самого парламента?
- Cлабое звено палаты было в том, что мы не могли контролировать исполнение законов - у нас не было реальных рычагов контроля. Согласно новой конституции мы теперь можем отозвать отдельного члена правительства простым большинством, то есть если два раза парламент выразит свое недоверие какому-нибудь члену кабинета министров, то последний будет вынужден уйти в отставку. Это является реальным рычагом контроля.
Контролирующим органом в парламенте обычно является не весь парламент, а комитеты. Я предлагаю выделить комитет по топливно-энергетическому комплексу, который будет контролировать исполнение законов и постановлений по энергетическому вопросу, также создать отдельный комитет по судебно-правовой реформе. Ведь в новой конституции приняты новые принципы организации правосудия, и мы должны привести в соответствие большое количество законов.
Но еще раз отмечу, что закон – это не все. Нужно пробивать, чтобы этот закон работал, чтобы вырабатывалась новая культура. Поэтому должен быть ответственный комитет, который будет заниматься этими вопросами. Сегодня председатели комитетов физически не успевают охватить весь спектр вопросов, а значит, выполняют свою работу лишь формально.
- Сегодня на заседании ЖК говорилось о том, что правительство должно внести свои предложения по структуре кабинета министров в течение 10 дней…
- Конституция изменила очень многое и в ближайшее время должны быть внесены соответствующие корректировки в законодательство. Но самое важное, по-моему, это изменить кое-что в сознании самих чиновников, и, прежде всего самого президента. Они должны осознать, что в соответствии с новыми реалиями они должны и работать по-новому. Но, к сожалению, они продолжают работать по-старому.
Доказательством служат последние указы президента – он чувствует себя и как глава государства, и как глава правительства. Согласно новой конституции его полномочия четко очерчены. Так, он уже не может назначать глав местных госадминистраций – губернаторов и акимов, глав различных административных ведомств, но, тем не менее, он действует по-старому. Президент должен продемонстрировать желание следовать новым правилам, а Правительство должно также взять на себя ответственность и власть. Ведь что мы наблюдаем сегодня? Правительство не может взять на себя то, на что имеет право…
- Почему?
- Неизвестно. Ведь сколько раз публично Кулов заявлял о том, что не может снять Балкибекова [гендиректор ОАО «Электрические станции» Сапарбек Балкибеков - прим. АКИpress]? Хотя давно уже имеет такое право. Наверное, это следствие того, что правительство до сих пор и морально, и психологически подчиняется президенту.
Другой пример, указ президента о гостелерадиокомпании. ГТРК – это госсобственность. Как по старой, так и по новой конституции, управление госсобственностью является компетенцией правительства. То есть и в данном случае президент превышает свои полномочия. Он не имеет права управлять ГТРК. И таких моментов, которые должны решаться очень много.
Сегодня ситуация складывается таким образом, что именно парламент начинает реализацию конституционных норм. Сегодня руководители депутатских фракций соберутся, чтобы решить, как скорее привести в соответствие нормативно-правовую базу с новой конституцией. Но ведь такие начинания должны быть, прежде всего, со стороны президента и правительства. Такое впечатление, что они хотят продолжить игру по старым правилам.
- А с чем связано возобновление требований оппозиции об отставке премьер-министра страны Феликса Кулова?
- Движение «За реформы!» требовало отставки тандема еще в мае, когда мы заявили условие: немедленные конституционные преобразования или отставка тандема «Бакиев-Кулов». Действительно, и сегодня ряд членов «За реформы!» требует отставки действующего правительства. Но ведь никто не может запретить требовать.
Мы с трудом получили новую конституцию. Это как вы знаете, не тот вариант, что изначально требовался оппозицией, а компромиссный вариант. К сожалению, слабость политической системы заключается в этом компромиссе. Но с другой стороны именно компромисс является основой политической стабильности.
- До сих пор никто в глаза не видел новую редакцию Конституции. Не кажется ли вам это странным, что до сих пор проводится так называемая считка статей?
- Прежде всего, президент должен был опубликовать русский вариант конституции, чтобы все были уверены, что при переводе не будет «отредактирован» русский текст. До меня доходят слухи, что, под видом «считки», устранения технических и грамматических ошибок, в русский текст вносятся смысловые изменения. Но мы подождем опубликования в СМИ. Однако хочу подчеркнуть, никто не имеет права менять смысл законов и лицо за такие действия, если они имели место, будет нести уголовную ответственность.
- А вообще кризис миновал, или мы так и будем перманентно возвращаться к этому состоянию?
- Мы будем развиваться от кризиса к кризису. Это становится нормой, как вид прививки. Сила нашей общественно-политической системы заключается в том, что мы можем своими силами решать такие проблемы, причем благополучно.
Кризис будет происходить, потому что формально полномочия перераспределены, а теперь нужно делать это фактически. На это требуется время. Это должны быть не только законодательные изменения, но и изменение стереотипов поведения. Должна родиться новая политическая культура, новые традиции. Новые правила, которые рождаются в условиях конфликта, как во время ноябрьских событий, укрепляются достаточно крепко в сознании населения. У населения зарождается так называемый политический иммунитет. И в этом, я считаю, сила кыргызского народа. Будь такой кризис в соседних с нами государствах, думаю, они бы вышли из него, куда с большими потерями.
Добавить отзыв