КУРМАНБЕК БАКИЕВ И НАШ ГАЗОВЫЙ ТУПИК
Эх, дорогой вы наш Курманбек Салиевич, наивная душа! Поверил. И нас всех убедил: все хорошо, с природным газом теперь все будет хо-ро-шо!
Теперь это когда? Это, сказали нам, после выдающегося визита отца нашего родного в Узбекистан, что прошел 3-4 октября. Были переговоры с Исламом Каримовым, переговоры в узком и широком составе, были встречи специалистов, экспертов и т.д., в том числе персонально посвященные газовому вопросу.
Как потом радостно и со значением (хочется все-таки народного признания и благодарности) сообщали наши пропрезидентские СМИ, именно во время переговоров К.Бакиева и И.Каримова тревожно-хронический газовый вопрос был наконец-то решен. Теперь специалисты дорабатывают детали договоров о взаимопоставках электроэнергии и природного газа и топочного мазута на будущий год .
В общем, победа. А в числе специалистов, дорабатывающих детали , был и мой любимый журналистский герой Сапар-байке («Любовь к электричеству»). Это так, к слову.
В октябре зима все еще кажется далекой в наших краях. А детали представляются маленькими, их можно решить за недельку-другую, и все еще останется время отпраздновать подписание В декабре, знаете ли, все воспринимается уже как-то по Чехову (он иронизировал): мороз крепчал. А мы добавим не по-чеховски и без иронии: мороз крепчал, а давление в трубе падало.
Обещано было много (это после завершения официального визита в Ташкент Курманбека дорогого нашего Салиевича). И что в 2007 году возрастут объемы поставок нам узбекского газа с 650 до 900 миллионов кубометров, и что цена на голубое топливо будет приемлемой, поскольку во взаиморасчетах будут учитываться наши поставки в Узбекистан электроэнергии, ну и в том же духе.
Но не сложилась такая красивая песня. И мне до слез обидно за Курманбека Салиевича: подвели его, не смогли его специалисты убедить узбекских в том, что необходимы именно приемлемые условия по газу. Получилось что? Узбекистан поднял с будущего года, как известно, цену на голубое топливо с 55 до 100 долларов за 1000 кубических метров (впрочем, он и Газпрому по такой цене будет продавать).
Но стоимость нашего экспортного киловатт-часа не только не возросла, а уменьшилась до 0,9 цента. При таком раскладе за все про все мы сможем, поставив 1,1 млрд. кВт.ч. электроэнергии в Узбекистан, покрыть лишь расходы нашей ТЭЦ на приобретение топлива. Хорошенькая перспектива! Да к тому же наши соседи настаивают увеличить отпуск электроэнергии почти в 2 раза!
Что тут скажешь? Во-первых, когда мы говорим об экспорте электроэнергии, то под ней следует понимать воду. Нашим соседям нужна вода, как воздух, чтобы в период вегетации хлопчатника, обеспечить его влагой. А как же, стратегический продукт! Во-вторых, даже мне, неспециалисту, становится понятным, что у нас нет достойных переговорщиков, способных грамотно и точно отстоять наши интересы в этом вопросе. Поэтому и обидно за вас, Курманбек Салиевич!
Еще одно пояснение. Почему, когда говорим об электроэнергии, подразумеваем воду? Я уже писала об этом. Сброс воды с Токтогульского водохранилища, а вода проходит через турбины, приводит к выработке электроэнергии вот за нее и платят. Больше того, канал проходит сначала через Узбекистан, а затем уже вода попадает в Казахстан.
Поэтому когда летом прошлого года был организован экспорт нашей электроэнергии на юг Казахстана, организован во что бы то ни стало и несмотря ни на что, то и результат получили соответственный. Узбекистан так и не подписал тогда трехстороннее межправительственное соглашение о совместном использовании водно-энергетических ресурсов... А зачем, если третий сын президента уже обеспечил его водой?!
Действительно нет у нас достойных переговорщиков.
Другой момент. Увеличение поставок электроэнергии (воды) в Узбекистан в вегетационный период, как того просят соседи. Опять сложности. И цены на кВт.ч. не менять, и объемы поставок увеличить. А в ответ на газ вместо 55 100 долларов за 1000 кубов. Сейчас поясню, в чем сложности.
Вообще-то всегда экспорт электроэнергии (воды) в Узбекистан и Казахстан осуществлялся в равных пропорциях по 1,1, а всего 2,2 миллиарда киловатт-часов. Что теперь? Теперь, если удовлетворить повышенные (почти в 2 раза) запросы узбекской стороны, то сможем ли мы обеспечить поставки электроэнергии (воды) в Казахстан в необходимых объемах? Это очень серьезный вопрос, хотя бы потому, что запасы воды в Токтогульском водохранилище небезграничны.
А самое главное, такое впечатление, что наши профи как будто напрочь забыли истину: тот, кто рулит попусками воды на Токтогульском водохранилище, тот и заказывает музыку всему региону. Но это возможно только в том случае, если в абсолютном порядке доминирует честность, прозрачность всех операций и полное отсутствие коррупции. Ну, вы поняли, что на сегодня это мечта!
По информации моих источников из Белого дома , решения газовой проблемы пока не видно. Вопросы, вопросы и вопросы. Как известно, уже на этой неделе (в крайнем случае на той) наша делегация отправляется в Ташкент для завершающего этапа переговоров. Чем-то они закончатся?
Между тем на 7 этаже царит нервозность: наш газовый тупик, похоже, опять приобретает яркий политический окрас и становится темой номер один. Потому что в декабре, да еще с морозами, это вам не в начале октября! Выхода нет или выход есть? Если все дело в добросовестных переговорщиках и методике ведения торга, то, ей-богу, обратитесь ко мне и я назову вам наилучшие кандидатуры. Но вы опять не поверите в мою искренность и информированность, Курманбек Салиевич! А зря!
КУРМАНБЕК БАКИЕВ И НАШ ГАЗОВЫЙ ТУПИК (продолжение)
На днях в Ташкенте должен пройти последний раунд переговоров с узбекскими партнерами по определению на будущий год цен на поставки электроэнергии (воды) и природного газа, топочного мазута. Признаемся: сейчас (в декабре) у нас нет сильных реальных рычагов влияния на переговорный процесс (мягко сказано!). Нет и достойных переговорщиков. Если все делать по уму, а не как сейчас, то переговоры (когда-то так и было!) по межправительственному соглашению об использовании водно-энергетических ресурсов Нарын-Сырдарьинского бассейна должны начинаться в феврале и в марте уже заканчиваться подписанием соответствующего протокола.
Когда это делается в марте, ДО НАЧАЛА ПЕРИОДА ВЕГЕТАЦИИ И ПОЛИВА СЕЛЬХОЗКУЛЬТУР, мы действительно имеем серьезные аргументы, главный из которых вода в Токтогульском водохранилище. Когда это делается в декабре нужны суперсильные переговорщики, чтобы хотя бы эндшпиль не проиграть подчистую. То есть, чтобы на равных вести дискуссии с соседями, мы должны быть в положении стороны, в которой нуждаются, то есть тогда, когда попуски воды из чаши Токтогульского водохранилища еще не начались, а их ждут, вода нужна, как воздух с апреля по сентябрь.
Но в последние годы мы оказываемся в положении бедных родственников. И в прошлом году, и в нынешнем экспорт электроэнергии (то есть попуски воды) Электрические станции (гендиректор С.Балкибеков) осуществлялись в Казахстан в режиме вынужденном, нам некуда было деваться. Так говорят в ОАО ЭС . Но деваться всегда есть куда, можно было додавить ситуацию, а не прыгать в пропасть в надежде получить уголь, но остаться без зачета воды в счет поставок газа.
Все, кто занимается этими вопросами, знают: можно было додавить. Но хорошо сплоченная команда г-на Балкибекова предпочла иной путь Все-таки смягчаю я сильно. Или потому что Новый год скоро, или Да чего там переживаю, что с газом выйдет! Потому что знаю: хорошего сейчас мало чего выйдет. Кому вести переговоры? А давайте заглянем в некий документ, в общем-то не секретный.
Вот, к примеру, ( для любителей судов к примеру) состав совета директоров ОАО Электрические станции . Итак, Автандил Сыдыков. Стоп, если память мне не изменяет, он работает уже в филиале Газпрома в Кыргызстане. Что-то новенькое: человек работает в компании под российским флагом, а в совете директоров состоит наших кыргызских Электрических станций ! И честно говоря, он далек от энергетики, он, может быть, отличный правоохранник, но никак не энергетик.
Дальше. Сагынбек Дордоев. Личность известная, он ведь возглавлял эти самые Электрические станции до самых революционных событий 24 марта прошлого года! А теперь, значит, в совете директоров. Неплохо. Александр Лисичкин, зам. гендиректора Бишкекского предприятия тепловых сетей (БПТС). Профессионал. Но почему он в совете директоров ОАО ЭС ? БПТС получает горячую воду от ЭС (ТЭЦ), а один из его руководителей в совете директоров. Конфликт интересов это называется, что недопустимо даже с формально-юридической точки зрения. Нурдин Ибраев представитель Соцфонда. Ну это понятно, кто-то же должен контролировать, как начисляются дивиденты по процентам акций Соцфонда. И наконец, Кубан Мырзаканов директор филиала ОАО Электрические станции - предприятия мобильного технического снабжения (ПМТС). Это ж додуматься надо: директор филиала член совета директоров головного офиса! Такое - только у нас. Нонсенс.
А вы говорите переговоры вести, с кем?.. О, вспомнила! Вот это да! Вспомнила, как стенал (по-другому не скажешь) наш премьер-министр, рассказывая, что он трижды направлял представление об освобождении от должности гендиректора ЭС С.Балкибекова в совет директоров ОАО Электрические станции . Трижды! Трижды глава правительства, которому (правительству) принадлежит фактически 90% акций этого ОАО, просил, требовал, настаивал освободить от должности Так, вот к кому он обращался! И трижды его ну как бы это сказать, не послушались члены совета директоров. Вообще-то не лишне будет сказать, что от лица правительства поручено управлять ОАО с такой огромной госдолей Государственному комитету по управлению госимуществом, которое должно подчиняться правительсту, но как бы это сказать В общем, формирует такой состав совета директоров, который ничтоже сумняшеся на письменные обращения премьера отвечает в том смысле, что, мол, уважаемый Феликс Шаршенбаевич, этот вопрос, знаете ли, не в вашей компетенции, мол, не пишите нам больше.
Почему? Так ведь имеется известный указ президента от 10 мая 2006 года, в котором, с одной стороны, вся полнота ответственности за состояние энергосектора возлагается на правительство, а с другой сказано: все те кадровые назначения в энергетике, которые ранее утвердил президент, никто отменять не вправе. Видите, как хорошо, и мой друг Сапар-байке может чувствовать себя очень уверенно.
Хотя как сказать. Я без слез о его судьбе думать не могу. Что его ждет, если и переговоры в Ташкенте дадут еще один минус? Большой такой минус. Правда, те, кто владеют информацией (а их становится все больше), знают: наш могучий и несгибаемый президент дает слабину только перед одним человеком родная кровинушка, как устоишь?! А судьба и Сапара-байке, и его сподвижников зависит полностью от родной кровинушки президента. Хотя не исключен и другой вариант развития событий.
Я все жду и надеюсь, когда президент, дорогой наш Курманбек Салиевич, устанет от того, что его по поводу и без повода подставляют его же так сказать советники?! Ну, судите сами: если кадры в энергетике президентские и правительство их не трожь, то с кого спрашивать за газ?
Между тем, по моим сведениям, Ташкент отказался вести переговоры с нашим Кыргызгазом и настаивает, чтобы был один партнер в лице ОАО Электрические станции . Ответственность всей цепочки наших родных кровинушек , включая третьего сына и заканчивая самим президентом (его же кадровые назначения!) возрастает на порядок. Речь идет о том, что в переговорах необходимо отстоять наши позиции, добившись полномасштабных поставок газа по приемлемой цене и для ТЭЦ, и для населения. То есть отрицательный результат исключается, поскольку населения молчать уже не будет. И весь этот груз ответственности на плечах президента. Вынесет ли он, наш любимый Курманбек Салиевич, такую нагрузку?
Я уверена вынесет. Вопрос в другом: сегодня вынесет, а завтра его опять подставят?! Так и будет все это продолжаться?
Елена АВДЕЕВА
Белый пароход
Добавить отзыв