БИШКЕК (АКИpress) - «О проблеме внешней задолженности страны и политических играх вокруг нее»
И.о. Премьер-министра Кыргызской Республики Феликс Кулов
Необходимость публикации этой статьи обусловлена тем, что некоторые политики трактуют отставку Правительства как попытку уйти от ответственности за действия по изучению возможности участия в программе HIPC. Свою позицию я планировал публично озвучить на заседании Жогорку Кенеша по данному вопросу, которое планировалось на 21 декабря. Но оно не состоялось, и в этой связи, считаю весьма важным довести свое мнение до общественности через настоящую статью. Думаю, что приведенные в статье доводы позволят понять мое отношение к инициативе HIPC.
Хочу официально заявить: отставка Правительства никак не связана с данной программой. Об истинных причинах этого шага я уже говорил на пресс-конференции сразу после отставки. Я глубоко убежден, что нам удалось добиться наиболее приемлемых условий по снижению долгового бремени, хотя, как известно, в подобных случаях правила игры диктует кредитор, а не тот, кто залез в долги. Если разработанные нами условия будут приняты, на что есть серьезные основания, это значительно облегчит работу нового правительства.
Хотел бы напомнить, что и Президент нашей страны и Правительство высказались однозначно о том, что мы будем участвовать в программе HIPC только на тех условиях, которые приемлемы для нашей страны.
Но ситуация сложилась так, что сугубо экономическая тема внешнего долга превратилась в объект политических спекуляций. Это означает, что поднятая волна далека от трезвого и ответственного экономического анализа и оценок того, что ожидает нашу страну в ближайшие годы. Вместо аргументов и фактов - митинговые лозунги, вместо альтернативных предложений - оскорбления и ругань.
Меня неприятно удивляет некомпетентность либо цинизм той части нашей, казалось бы, образованной политической элиты, которая, призывая людей на новые баррикады, сознательно скрывает истинное положение дел, масштабы и последствия долгового бремени.
Во-первых, о некомпетентности. Сам характер выступлений противников программы облегчения бремени внешней задолженности до боли напоминает известную массовую кампанию по критике А.Солженицина в Советском Союзе, когда большинство критиков говорили примерно следующее: «Я произведений Солженицина не читал, но тем не менее, гневно осуждаю их содержание».
Ведь критики скорее всего и не знают, что механизм сокращения внешней задолженности включает в себя участие Кыргызстана в целом комплексе программ, таких как программа сокращения бедности и устойчивости экономического роста (PRGF), прошедшая реструктуризация внешней задолженности в рамках Парижского клуба кредиторов, инициатива облегчения долгового бремени на многосторонней основе (MDRI) и, подчеркну особо, лишь частично - инициатива облегчения долгового бремени для беднейших стран - та самая HIPC.
Во-вторых, хочу коротко обрисовать реальную картину, от которой почему-то с легкостью отмахиваются критики программы.
Государственный внешний долг Кыргызской Республики составил на 30 ноября 2006 года 1 млрд. 976 млн. 257 тыс. долл. США, то есть на каждого кыргызстанца приходится около 400 долларов США внешнего долга. Для сравнения: на каждого таджикистанца приходится чуть более 100 долларов США внешнего долга.
Основными кредиторами Кыргызской Республики являются Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Азиатский банк развития и другие финансовые институты. Ежегодные выплаты страны по обслуживанию кредитов, предоставленных ими, колеблются от 15 до 60 миллионов долларов США.
Двухмиллиардный долг становится одним из главных тормозов на пути экономического развития страны, поскольку съедает все ресурсы, которые могли бы быть направлены на экономические реформы и реформу системы государственного управления, на развитие социальной сферы и повышение уровня благосостояния граждан.
Поясню на примере. На следующий год в проекте бюджета страны предусмотрены 2 миллиарда сомов на выплату внешних долгов, из них 800 миллионов - на погашение только процентов по этим долгам. Эти 800 млн.сомов, в случае принятия наших условий по облегчению внешней задолженности, могли бы быть списаны уже в 2007 году и мы сможем их направить на реализацию социальных проектов.
А вот ситуацию, когда все имеющиеся у государства средства идут на погашение внешних долгов, а население держится на «голодном пайке» я считаю, настоящим унижением национального достоинства и оскорблением чести наших граждан.
Я должен честно и открыто заявить, что у нас не осталось пространства для маневра в плане сокращения внешнего долга. В соответствии с последним соглашением с Парижским Клубом, Кыргызстан не имеет возможности повторного обращения в Парижский Клуб, т.е. обращение в марте 2005 года было так называемым «выходным» (последним). Очевидно, что это - не вина нынешнего правительства, но выходить из ситуации придется именно нам.
Я вполне отдаю себе отчет в том, что эта программа - не панацея от всех экономических бед. Более того, наряду с позитивным, имеется достаточный негативный мировой опыт её применения. Поэтому мы тщательно изучаем весь имеющийся опыт, чтобы избежать собственных ошибок.
Поясню на чём «споткнулись» некоторые страны. Причина неудач участия ряда стран в программе HIPC коренится, прежде всего, в иждивенческих настроениях руководителей этих стран. Снизив уровень внешнего долга и получив своеобразный финансовый допинг, они не приняли реальных мер к тому, чтобы заработала собственная экономика. Они пошли по пути наименьшего сопротивления, то есть стали набирать новые долги в расчете, что и те будут списаны в будущем. Новые долги и недееспособность экономических и финансовых механизмов в их странах лишь усугубили общий кризис.
В наших силах избежать такой ситуации. Для этого мы намерены направить освобождающиеся финансовые ресурсы на развитие экономики и социальной сферы. Тем более, что, по признанию наших зарубежных партнеров по переговорам, ситуация в Кыргызстане качественно иная, чем в известных странах-неудачницах.
Как человек, несущий прямую ответственность за экономическое и финансовое состояние страны, могу отметить целый ряд выигрышных для нас позиций. Здесь можно привести прогнозные расчеты Минэкономфина, в соответствии с которыми в рамках инициативы HIPC экономия средств в ближайшие годы по обслуживанию внешнего долга для Кыргызстана составит не менее 700 млн. долл. США.
Достаточно выгодны условия погашения долга: размеры ежегодных выплат не должны превышать 1-2 процента от ВВП, что не является тяжелым бременем для экономики. Имеются и другие достаточно убедительные цифры. Наши партнеры по переговорам принимают позицию кыргызской стороны по ключевым отраслям нашей экономики - по энергетической отрасли и горнодобывающей промышленности, поскольку считают, что они имеют огромное воздействие на макроэкономическую ситуацию в Кыргызстане. Они согласны, что содержание и ход реформ в названных сферах должны определяться Правительством КР. И безусловно Правительство даже не рассматривает вариантов приватизации наших действующих генерирующих мощностей и магистральных электросетей.
И здесь я перехожу к главному. По сути, реализация комплекса программ по сокращению внешней задолженности, включая HIPC, предполагает осуществление тех самых реформ, большинство из которых давно стоят на повестке дня и частично уже запущены. Все представленные условия предусмотрены в одобренной и реализуемой Среднесрочной стратегии развития страны. Мы будем их выполнять, независимо от того, примут их или нет иностранные доноры. В случае списания части долгов в рамках программы HIPC мы лишь повысим эффективность реализации намеченных нами планов.
Выработанные Правительством условия предполагают также осуществление ряда мер, нацеленных на сокращение системы коррупции и усиление прозрачности в управлении государственными финансами. Не в этом ли причина той яростной пропагандистской атаки на наши действия?! Развернутая кампания по дискредитации программы сокращения внешней задолженности и финансовая подпитка акций протеста поражают своими масштабами. Но это лишний раз подтверждает, что реализация программы несёт в себе серьезную угрозу теневым коррупционным интересам.
Обращаясь к гражданам страны с разъяснением своей позиции, я ни в коем случае не собираюсь оправдываться перед лицом демагогических обвинений чуть ли не в предательстве национальных интересов. Отдаю себе отчет в том, что политикам, подменяющим экономическую аргументацию митинговой демагогией, удалось навязать части общества представление о программе HIPC как о неком гетто, куда попадают изгои и прокаженные. Понимаю также, что моя позиция может выглядеть крайне непопулярной, как не популярны будут отдельные реформы по оздоровлению экономики. Конечно, на первый взгляд, проще всего занять «позицию страуса», спрятать голову и постараться не брать на себя лишней ответственности и все пустить на самотек. Но роль руководителя заключается в том, чтобы брать на себя ответственность и принимать решения, какими бы непопулярными они не были. И сегодня я должен взять на себя такую ответственность, чтобы не допустить застоя и деградации.
Мы в Правительстве ждём встречных предложений наших оппонентов относительно путей погашения внешнего долга и подъема экономики страны. Пока их нет, и судя по всему - не будет. Лозунг «Не дадим себя закабалить!» - к сожалению, абсолютно не подкрепляется экономическими аргументами, да и политических обоснований я не услышал. Но должен отметить, что его пытаются использовать для того, чтобы опять тряхнуть страну волной митингов и тогда уже окончательно похоронить обозначившуюся стабильность вместе с экономикой. Других поводов поиграть на публику у наших оппонентов на сегодня не имеется.
Безусловно, политика - это продолжение экономики. Но не подмена её! Приходится констатировать, что для многих, кто написал сегодня на своих транспарантах «Долой ХИПК!», эта сугубо экономическая проблема давно потеряла свою экономическую суть и перешла в разряд популистской политики. Но если быть более точным, то это их персональная политика, их персональный ПИАР построенный на просчетах прежнего руководства страны, чтобы свести счеты с новым.
Особенно горячим головам, претендующим на роль спасителей отечества и национального достоинства, могу предложить единственно верный и конституционный путь решения вопроса. Идите на новые выборы Жогорку Кенеша «под лозунгом «Долой ХИПК!», одержите на них победу, сформируйте свое правительство, откажитесь от всех международных договоров и обязательств по уплате внешних долгов и попробуйте за короткий срок совершить чудо в экономике.
В завершение еще раз хотел обозначить позицию Правительства. Разработанные нами условия были в целом предварительно согласованы с миссиями МВФ и ВБ. Мы направим их на рассмотрение Советов директоров данных международных финансовых организаций. Если у руководства МВФ и ВБ появятся какие-либо дополнения, замечания, сомнения, то мы еще раз проведем соответствующие консультации и в обязательном порядке доведем их результаты до общественности. Правительство не намерено что-либо скрывать. Принятие окончательного решения Советы директоров МВФ и ВБ планируют на март 2007 года. Если к этому времени уже сформируется новое Правительство, то для них вопрос участия в программе будет решаться в более благоприятных условиях.
Отзывы
Гость (не проверено)
ХИПИК
вс, 2006-12-24 13:34Гость (не проверено)
A alternativi net?
пн, 2007-01-08 15:59Добавить отзыв