Кыргызстану необходимо выстраивать политическую систему, основанную на демократических механизмах и опирающуюся на работу демократических институтов. Другого сколько-нибудь приемлемого пути нет. Вариации на тему “сильное государство” (при нашем провинциальном понимании этого феномена) неизбежно будут приводить к усилению авторитаризма и концентрации экономических ресурсов в руках крайне узкой группы людей, что постоянно будет раздражать остальную часть общества и приводить к периодическим социальным взрывам.
Практика развитых стран показывает, что сильные партии и устойчивая партийная система повышают демократическую управляемость и легитимность государства, способствуя поддержке законодателями правительственной политики и, наоборот, разрешению социальных конфликтов через установленные интегративные процедуры, делая процесс принятия общественно значимых решений более открытым и эффективным, обеспечивая преемственность и предсказуемость в проведении государственной политики.
Пока партии в Кыргызской Республике не играют должной роли в политическом процессе. На сегодняшний день Жогорку Кенеш является собранием социально значимых индивидов, но не собранием политических партий как выразителей идей и программ развития общества. Это затрудняет процесс законотворческой деятельности, делает работу парламента менее консолидированной и не всегда предсказуемой. Кроме того, фактическая непартийность руководителей государства создает ситуацию, когда политическая борьба концентрируется вокруг харизматических (и не очень) политиков, а не вокруг идей и основанных на них партийных платформ. Подобный путь проходили многие страны, выбравшие демократию в качестве ориентира. Логическим следствием такого развития становился выбор рационального типа организации политической конкуренции, основанной на борьбе идей и концепций, а не на борьбе личностей. К такой системе следует стремиться и Кыргызстану.
Система, до сих пор существовавшая в Кыргызстане, тормозила развитие партий. Происходило это, прежде всего, из-за дизайна избирательной системы. Не было никакой необходимости быть партийным или использовать партию для того, чтобы быть избранным. Можно было быть просто самовыдвиженцем. Этого хватало, чтобы успешно выдвигаться и с меньшими затратами проходить во власть. Но при этом, как не странно, процесс появления политических организаций не прекращался. Развитие партий шло преимущественно в экстенсивном (количественном) плане. Качество же партий, за редким исключением, оставалось неизменно низким.
На сегодняшний день более 90 политических партий зарегистрировано в Минюсте. По степени известности и потенциальным возможностям их можно условно разделить на три типа.
1) Значительная часть партий являются организациями-фантомами - без офиса, четкой организационной структуры, финансов, хорошо идентифицируемых лидеров и воли к победе в политической борьбе. Очевидно, что такие партии создавались “на всякий случай”, - всегда можно поторговаться за место в политической иерархии, имея “в кармане” подобие партийной организации.
2) Небольшие, обладающие малыми ресурсами партии, которые, тем не менее, действительно намерены участвовать в борьбе за власть. Лидеры таких партий усиленно ищут для этого возможности. Однако часто эта деятельность носит дилетантский характер. Эти партии малоизвестны, слабо раскручены и их перспективы достаточно туманны.
3) Третья категория партий - это организации, которые уже существуют относительно долгий период времени и/или их лидеры широко известны и они обладают финансовыми и административными возможностями для усиления потенциала своих организаций. К ним можно отнести: “Арнамыс”, партию “Моя страна”, “Ата-Мекен”, Социал-демократическую партию Кыргызстана, Партию коммунистов, Республиканскую партию труда и единства, “Содружество”, “Cоюз демократических сил”, “Асабу”, “Эркиндик” и еще ряд организаций.
Возможно, что в ближайшее время на политическом небосклоне появится еще ряд игроков, имеющих серьезные ресурсы для того, чтобы реально участвовать в борьбе за государственную власть. Этот процесс может приобретать форму слияний и образования партийных блоков, но возможно и появление новых партий, способных на конкурентную борьбу.
Значительное ускорение процесс партийного строительства получил в связи с ожиданием и последующим проведением конституционных преобразований. Было много разговоров о переходе к парламентской республике, где роль партий чрезвычайно велика. Не получилось. Что же тогда изменилось?
Формирование парламента теперь не менее чем на 50% будет осуществляться по пропорциональному принципу. Это шаг, хоть и половинчатый, но все же значительно стимулирующий развитие партий. Кроме того, партия, получившая большинство на выборах по пропорциональной системе, получает право формировать правительство. Учитывая, что вряд ли какой-либо одной из партий удастся получить большинство, реализация такого права выглядит маловероятной. Но все же сама возможность (хоть и гипотетическая) формировать правительство создает дополнительные стимулы для дальнейшего развития института партий.
К сожалению, в новой Конституции никак не оговаривается, каким образом будет избираться президент, а, следовательно, непонятно, что изменится для партий. Вероятно, в президентских выборах для них все останется по-прежнему.
В соответствии с конституционными изменениями должно измениться и избирательное законодательство. То, какие изменения будут в избирательном кодексе, во многом продиктует будущую деятельность партий. От дизайна избирательной системы зависит будущая тактика и стратегия политических партий на выборах.
Важными здесь являются следующие моменты:
- каков размер избирательного округа на выборах по пропорциональному принципу. Т.е. будет ли вся страна одним округом или же будет несколько многомандатных округов. При различной величине избирательного округа должна выстраиваться различная тактика избирательной кампании. При нескольких многомандатных округах, например, избиратели будут голосовать не только за партию, как организацию, но и конкретных кандидатов, которые должны быть близки к избирателям данного конкретного округа - хорошо известны им и популярны именно в этом округе. В условиях, когда вся страна является единым округом, конкретные кандидаты и избиратели будут более отдалены друг от друга, и здесь приобретает большее значение раскрутка партии как общенациональной организации;
- в выборах по пропорциональному принципу, если вся страна будет являться одним округом, то появится необходимость введения процентного порога для препятствования прохождения в парламент карликовых партий. 5-процентный барьер при нынешней идеологической и политической неопределенности избирателей, вероятно, приведет к прохождению в парламент пяти и более партий. Если будет введен 7-процентный барьер, то, вероятно, пройдет не более 2-3 партий. Кстати говоря, такой высокий барьер считается несправедливым и ведет к потере большого количества голосов, которые были поданы за партии, не прошедшие в парламент. В наших условиях с большой долей вероятности можно утверждать, что при 7-процентном барьере в парламент пройдут только партии, близкие к действующей власти и имеющие административный ресурс;
- в выборах по мажоритарной системе (в одномандатных округах) важно, кто получит “доступ к избирательному бюллетеню”. Т.е. кто будет иметь право выдвигать кандидатов. Если это будут только партии, то их роль заметно вырастет; если такое право будет и у самовыдвиженцев, то значимость партий будет меньше.
От того, каким конкретно будет избирательное законодательство после изменений, зависит, какую тактику и стратегию следует выбирать партиям на предстоящих выборах. При высоком процентном барьере, как уже отмечалось, только 2-3 партии смогут попасть в парламент. Следовательно, нужно будет искать союзников для создания мощных партийных блоков. В случае если будет 5-процентный барьер или ниже, то поле для политического маневра значительно расширяется. Многое будет зависеть и от того, каков все же будет процент мест в парламенте, распределяемых по пропорциональному принципу. Конституция говорит о 50% и более. Наиболее приемлемым был бы вариант распределения 100% мест по пропорциональной системе. Однако политические лидеры, имеющие сильные позиции в регионах и не имеющие сильных парторганизаций, вероятнее всего, пролоббируют значительный процент мест для одномандатников.
В любом случае партийное строительство в свете последних конституционных изменений будет развиваться усиленными темпами. Основной упор партии, естественно, будут делать на массовость. Простая логика подсказывает партийным лидерам, что чем больше у партии членов, тем больше голосов партия получит на выборах. Однако не все так просто.
Во-первых, электорат в Кыргызстане крайне неустойчив и склонен часто менять свое мнение. А во-вторых, в стране нет партий с давно сложившейся и понятной идеологической базой, - партии также изменчивы, как и настроения людей, потому что они в основной своей массе пока не основаны на продуманных и хорошо сформулированных программах и идеях.
В условиях современного развития коммуникаций массовость партии не является главным условием ее победы на выборах. На первый план выходят возможность и способность работать со СМИ, правильное позиционирование партии и ее лидеров, эффективное использование различных коммуникативных инструментов, способность искать и использовать ресурсы и т.п. Теоретически возможна такая ситуация, когда партия, имеющая всего несколько сот активных членов, искусно используя свои ресурсы, может обойти на выборах партию, имеющую десятки тысяч сторонников.
В конечном счете побеждает тот, чьи идеи и образы в большей мере впечатлили и увлекли избирателей. Легче и эффективнее проникнуть в каждый населенный пункт через СМИ, а не через членов партии. А если виртуальное проникновение в умы подкрепляется еще и фактором личного убеждения, то успех у такой партии практически в кармане.
Политическая конкуренция в демократическом обществе имеет свои закономерности и, соответственно, прогнозируемые результаты. Для Кыргызстана, с его развивающейся демократией, когда патерналистская психология далеко не изжита, а регионализм и этнический фактор значительно влияют на ход политической борьбы, также имеются определенные закономерности, понимая которые, можно с большой долей вероятности прогнозировать результаты будущих выборов.
Можно отметить несколько моментов, которые следует учесть партиям, намеревающимся принимать участие в предстоящих выборах:
- в Кыргызстане имеется значительное этническое разнообразие. Этнические меньшинства, как правило, голосуют консолидировано. Партии, позиционирующие себя как выразители интересов этнических групп, имеют достаточно хорошие шансы на успех. Но здесь есть опасность размывания голосов, когда в этом поле играют сразу несколько игроков;
- в Кыргызстане значительно влияние психологии села, и даже многие городские жители не оторвались от сельской ментальности, а имеют достаточно прочные связи с ней. При выстраивании избирательной кампании важно уловить ту грань, где находится баланс интересов сельской местности (более традиционной и патриархальной) и урбанизированной части общества;
- стремление многих партий угодить всем категориям населения, с одной стороны, может привлечь большее количество голосов, но, с другой стороны, существует опасность размывания партийной платформы, что может привести к оттоку избирателей к партиям с более четкой программой и ориентированностью на определенную категорию избирателей;
- большое влияние на выборах по-прежнему будут иметь те, кто обладает административным ресурсом. К сожалению, разговоры о честных и справедливых выборах пока остаются в значительной мере мифом. Лишь усиление реальной политической конкуренции и возмужание гражданского общества могут переломить здесь ситуацию;
- пропорциональные выборы, когда вся страна представляет собой один избирательный округ, как правило, выигрывает тот, кто имеет широкий доступ к СМИ. Но этот факт справедлив лишь при грамотной работе политтехнологов, работающих над выстраиванием имиджа партии. Топорность работы некоторых “специалистов” может лишь повернуть ситуацию в обратном направлении.
Политические преференции избирателей Кыргызстана характеризуются неустойчивостью, а значит “перетекание” голосов от одной партии к другой будет нормальным процессом на предстоящих выборах. В выигрыше будут те организации, которые заблаговременно начнут работу по формированию четкой, ясной и привлекательной для избирателей программы. Важна идентификация партии и ее лидеров – то, чем они отличаются от других. Не будет новостью и то, что партиям понадобятся значительные ресурсы. Например, по оценке одного из лидеров партии “Арнамыс” Э.Алиева, минимальные затраты одной партии на избирательную кампанию могут составлять 80 млн. сомов, а на практике эти цифры будут зашкаливать далеко за 100 миллионов. Насколько эти цифры реалистичны, покажет время.
Будет много как положительного, так и отрицательного. Например, уже сейчас можно предвидеть, что на смену подкупу избирателей в одномандатных округах может прийти т.н. “партийная коррупция”, когда места в партийных списках будут покупаться и продаваться. Для борьбы с этим негативным явлением есть достаточно эффективные способы, опробованные в разных странах, и при желании их можно применять у нас. Появится опасность прохождения в парламент (и даже получения там парламентского большинства) партий, основанных на этническом признаке, что будет мощным дестабилизирующим фактором для всей страны. Кроме того, принцип формирования правительства по новой Конституции достаточно конфликтен, и политикам нужно будет приложить максимум усилий, чтобы наладить эффективную работу всех органов государственной власти.
Одно можно утверждать с уверенностью: впереди - период активного партийного строительства, что в целом является значительным продвижением вперед. Институт политических партий, без которого механизм представительной демократии работает неэффективно, должен развиваться, и ряд необходимых правовых шагов на этом пути государство уже сделало. Как будет идти последующий процесс, зависит от того, каким образом будет меняться избирательное законодательство, степени зрелости конкретных, влиятельных политиков и понимания ими сути демократических процессов, происходящих в Кыргызстане.
Тамерлан Ибраимов
Центр политико-правовых исследований
Добавить отзыв