Специалист уверен, что совсем скоро кыргызстанцам светит безрадостная перспектива - остаться без света
В энергетике Кыргызстана просвета не наступает. И в то время, когда глава Минэнерго Осмонбек Артыкбаев просит увеличить финансирование возглавляемого им ведомства почти на 3 миллиона сомов и предупреждает о режиме жесткой экономии электричества, эксперты бьют тревогу: в самое ближайшее время страну ждет энергетический коллапс.
Председатель Международного общественного фонда «Институт по исследованию проблем водопользования и водно-энергетических ресурсов ЦА» Эрнест Карыбеков в интервью «Комсомолке» рассказал о своем варианте решения водно-энергетических проблем республики.
«Если бы послушали тогда, сейчас бы не знали горя»
- За годы независимости, а это более 20 лет, Кыргызстан не проводил реальную государственную политику в сфере энергетики. У страны нет четких, экономически обоснованных стратегических программ развития, хотя на долю электроэнергетики приходится около 5 % ВВП, 16 - от объема промышленного производства и 10 % доходов государственного бюджета. Чтобы решить проблему, преследующую регион все эти годы, нужно гидроузлы межгосударственного значения из энергетического режима перевести в ирригационный. Это необходимо для того, чтобы электростанции меньше отпускали воды зимой, сохраняя ее к лету. Следует построить новое энергетическое кольцо, альтернативное нынешнему, созданному еще в советские годы при едином координационном центре. На территории Кыргызстана в регионе Кара-Кече нужно возвести теплоэлектрическую станцию, работающую на угле местного месторождения, запасов которого хватит на 200 лет. Задачей этой станции должно стать погашение зимней нагрузки и перевод Токтогульской ГЭС в ирригационный режим работы. Для Кыргызстана новое кольцо решит вопрос переброски электроэнергии на испытывающий острый дефицит север страны. Тогда ТЭЦ Бишкека и Оша можно будет перевести в режим тепловой работы. Мы инициировали этот проект еще в 2006 году, есть даже правительственное постановление. Сейчас бы страна не знала горя. Введение в строй ТЭС обеспечило бы не только надежность всей системы, но и сделало бы отрасль привлекательной для инвесторов.
Спасительные 10 тыйнов
- Существуют ли еще выходы из сложившегося кризиса?
- Мы инициировали законопроект, который сможет стать альтернативой повышению тарифов на свет. В нем предлагается все распредкомпании объединить в одну организацию, а «Электрические станции» и «НЭСК» - в другую. Сегодня в Кыргызстане отсутствует рынок электроэнергии. ОАО «Электрические станции» - естественный монополист, и, кроме как у него, распредкомпании не могут ни у кого приобрести электроэнергию. Анализ финансово-экономической деятельности подтверждает, что инвестиции в основном поступают в «Северэлектро», покрывающую половину потребностей страны. Остальные - «Джалал-Абадэлектро», «Востокэлектро» и «Ошэлектро» - практически не получают кредитных ресурсов. Их объединение дало бы ежегодную экономию в 850 миллионов сомов, а слияние «ЭС» и «НЭСК» - еще 1,5 млрд. Общая экономия при правильном финансовом учете составит 2,3 миллиарда сомов, что позволило бы улучшить ситуацию. Кроме того, за счет комплекса мероприятий мы будем иметь резерв в 10-15 тыйынов, которые сможем показать инвестору. Любой финансовый институт даст кредит на стандартных условиях со льготным периодом под 3 - 5 % годовых на 14 -15 лет.
- Но откуда государству брать деньги на погашение кредита? Ведь мы и так в долгах как в шелках.
- Вышеуказанные кредитные деньги в первую очередь нужно вложить в автоматизацию и модернизацию распредкомпаний. Благодаря автоматизации мы вернем 2 миллиарда разворовывающихся киловатт-часов, из них более миллиарда останется в РЭК, другая часть - в Электрических станциях плюс НЭСК. Таким образом, объем экспорта составит 3 миллиарда кВт/ч. По нынешним экспортным ценам (4 цента за киловатт-час) в обороте будет 120 миллионов долларов. После того как введут в строй ЛЭП «Датка - Кемин», Кыргызстан перестанет платить за несуществующий транзит, высвободив еще 13 миллионов долларов. В резерв еще нужно добавить 1,5 миллиарда сомов, сэкономленных за счет объединения. Электрические станции и НЭСК получат в обороте более 160 миллионов долларов США. А объединенная распредкомпания, имея в резерве 10 тыйынов на 1 киловатт-час с кредитом в 300 миллионов долларов США, которые нужны для автоматизации и модернизации всех городов и населенных пунктов республики, рассчитается за 8-10 лет. Если закон примут в следующем месяце, то через год после объединения будет виден первый положительный результат. Получив кредит на автоматизацию и модернизацию, через 5 лет мы полностью ликвидируем коммерческие потери в распредкомпаниях. Останутся только технические.
300 миллионов - разве не прибыль?
- Минпромэнерго не раз заявляло, что энергокомпании страны являются убыточными. Так ли это?
- Сегодня в стране существует 7 энергокомпаний. Минпромэнерго, отчитываясь, показывает убыточность этих компаний. Им невыгодно давать реальные цифры. Почему-то они ведут свою финансовую отчетность по технико-экономическому показателю, а не по мировым бухгалтерским стандартам. Правительство показывает, что средняя продажная цена электричества составляет 1,02 сома за киловатт-час, себестоимость - 98 тыйынов. За год ОАО «Электрические станции» реализовали 15 миллиардов киловатт-часов электричества и получили прибыль в 300 миллионов сомов. Инвестиции на модернизацию оборудования поступают только в «Северэлектро». Остальные РЭК ничего не получают, поэтому их показатели хуже. Однако они пытаются скрыть потери электричества. В целом в энергосистеме теряется 22 % электроэнергии. То есть более 3,3 миллиарда киловатт-часов попросту разворовывается. На технические потери Минпромэнерго списывает более 14 %. Мировая практика показывает, что такого быть не может. Этот показатель не должен превышать 7-8 %. Для того чтобы население получало качественную энергию, нужна модернизация оборудования, а для того, чтобы уйти от потерь, необходима автоматизация.
- Стоит ли кыргызстанцам готовиться к веерным отключениям предстоящей зимой?
- В советское время можно было продать не больше 2 миллиардов киловатт-часов и 2,2 миллиарда кубометров воды. В 2010-2011 году экспорт составил 2,5-2,7 миллиарда кВт/ч. К октябрю объем воды в Токтогулке составил 16 миллиардов кубометров. Для примера, прошлый отопительный сезон завершен с остатком в 11,2 миллиарда кубов. Сейчас положение у нас незавидное, так как малый объем представляет опасность для следующего периода. Один в один повторяется ситуация 2007 года, когда воды в Токтогулке было 12 миллиардов 195 миллионов кубов. На февраль 2013 года объем составил 12,395 миллиарда кубометров. По самому оптимистичному прогнозу, после прохождения осенне-зимнего максимума нагрузок 2013-2014 гг. к апрелю 2014-го года выйдем на 9 миллиардов кубов. Если ничего не предпринимать, то накопить необходимое количество воды для следующего отопительного периода не удастся. Энергетикам придется отключать электроэнергию. Они должны признать, что продали воды больше, чем положено. Ну а людям нужно запасаться углем. Подготовка к зиме по республике идет с отставанием от графика. В этот осенне-зимний период есть большая вероятность выхода казахской энергосистемы из параллельной работы с энергосистемами Центральной Азии. Если это случится, то потребителей Кыргызстана ждут большие проблемы со светом - нам не избежать веерных отключений этой зимой.
Фото: из архива Эрнеста КАРЫБЕКОВА и с azattyk.org
Добавить отзыв