Уважаемый председатель,
Уважаемые участники круглого стола,
Дамы и господа,
Прежде всего позвольте выразить искреннюю благодарность организаторам данного международного круглого стола за гостеприимство и прекрасные условия для обмена мнениями по такой весьма востребованной тематике, которая является особо актуальной как для стран постсоветского пространства, так и для государств Европы и Азии, заинтересованных в широкой евразийской интеграции.
Пользуясь случаем, от имени политической партии «Ар-Намыс» и от себя лично выражаю самые глубокие соболезнования всему российскому народу, а также братскому народу Татарстана в связи с недавно произошедшей 17 ноября 2013 года авиакатастрофой пассажирского самолета в аэропорту Казани, повлекшей многочисленные человеческие жертвы, и передаю слова искреннего сочувствия и поддержки родным и близким погибших.
В плане общей задачи по возрождению евразийской идеи и приданию евразийской интеграции современного формата у нас есть уникальный шанс, чтобы мы – суверенные республики – по примеру Европейского союза создали единое экономическое пространство, как равные государства. И мы весьма рады, что имеем реальную возможность максимально способствовать процессу евразийской интеграции ради простых людей, для облегчения коммуникации, движения капиталов, товаров, рабочей силы, активизации туризма, научных, молодежных, культурно-гуманитарных обменов и других.
Уважаемые участники,
В XXI веке мировое сообщество столкнулось с принципиально новыми глобальными угрозами и вызовами: экономическими, энергетическими, экологическими, продовольственными и другими, которые взаимно резонируя и от этого усиливаясь, поставили под сомнение готовность человечества успешно решать задачу обеспечения устойчивости мирового развития вследствие глубоких разрывов между развитыми государствами и странами с низким уровнем социально-экономической динамики.
В этом актуальном контексте идеи создания нового евразийского пространства во многом определяют не только будущее, но и перспективы перехода к современному устойчивому развитию мира.
Мы твердо считаем, что Евразийский союз должен стать конфедеративным союзом независимых суверенных государств с единым экономическим, военным, таможенным, и культурно-гуманитарным пространством на базе соответствующих интеграционных структур в рамках постсоветского взаимодействия. Этот союз должен строиться по модели мощного объединения, способным стать самодостаточным рынком и в перспективе – одним из влиятельных геополитических «полюсов» мира, играющих роль эффективной «связки» между высокотехнологичным Западом и динамично развивающимся Азиатско-Тихоокеанским регионом, а также где одним из ключевых условий инновационного потенциала является интенсивное наращивание инвестиционного и технологического сотрудничества с ведущими державами и объединениями мира.
Вместе с тем, можно констатировать следующий факт. Чем ближе военные базы НАТО к границам стран ОДКБ, тем уязвимее становится безопасность наших стран. В частности, стратегические наступательные силы Российской Федерации по тактико-техническим характеристикам будут уступать стратегическим наступательным силам НАТО. Это необходимо учесть в ходе принятия решения открывать или не открывать на территории стран ОДКБ военные базы других альянсов, в частности военных баз НАТО.
Евразийский союз должен стать стратегическим звеном, скрепляющим европейский и азиатский ареалы развития, что позволит Евразийскому союзу выполнять роль своеобразного «геополитического балансира» в нестабильном мире.
Уважаемые друзья,
В настоящее время Кыргызстан продолжает осуществлять новые политико-экономические преобразования. Наша страна четко определила стратегическое направление на ближайший период, поставив целенаправленную задачу по участию в совместном создании Евразийского союза на постсоветском пространстве.
Вместе с тем, позиции центральноазиатских государств не отличаются единством в части интеграции. Сразу после распада СССР начали формулироваться различные версии интеграции и приниматься многочисленные программы сотрудничества. Но все они практически не получили должного логического продолжения на реальное воплощение. Однако слова об интеграции по-прежнему звучат во время взаимных визитов, на различных форумах и в политических заявлениях. Но в действительности дела в вопросах интеграции весьма далеки от желаемых. Страны Центрально-азиатского региона продолжают находиться в стадии отдаления друг от друга. Многочисленные региональные интеграционные структуры не смогли решить ни одну реальную проблему.
На наш взгляд, проблема заключается в разном понимании интеграции.
В связи с этим хочу остановиться на одном проблемном моменте из разряда серьезных издержек наших с вами инициатив по созданию Евразийского союза. Я в третий раз участвую на таких межпартийных мероприятиях по вопросам интеграции, и сразу бросается в глаза отсутствие среди нас представителей Республики Узбекистан. А ведь без нашего дружественного братского партнера невозможно осуществить нашу самую главную цель – создание полноценного Евразийского союза. Через Узбекистан, который находится в сердце Центральной Азии, проходят все транзиты, автодорожные, железнодорожные, воздушные, водные, электроэнергетические, газовые и другие коммуникации. Кроме того, нас издревле связывает общая история, культура и, думается, нужно приложить все усилия, чтобы среди нас обязательно были представители дружественного Узбекистана. Конечно, отрадно приглашать в Таможенный союз Турцию, но было бы весьма логично, прежде всего, также пригласить дружественного для всех нас стратегического соседа-партнера.
Наша организация – политическая партия «Ар-Намыс» («Достоинство»), являющаяся одним из активных участников коалиции большинства в парламенте Кыргызстана, полностью поддерживает идею создания обновленного Евразийского союза государств, объединяющих усилия во имя решения общих проблем на условиях сохранения суверенитета и равенства.
Мы считаем, что одним из важнейших вопросов, стоящих сегодня в политической повестке дня в рамках евразийской интеграции, является координация и решение водно-энергетических проблем в Центрально-азиатском регионе, которые до сих пор остаются нерешенными. Аральское море по-прежнему нуждается в спасении. Практически не предпринимаются усилия по координированию стока двух великих рек – Амударья и Сырдарья.
Все мы знаем, что во все времена вода в Центральной Азии несла жизнь и процветание и в то же время являлась, в случае ее нехватки, причиной возникновения конфликтов различного рода. И в наше время достаточность воды в регионе является определяющим фактором. Более того, к водным проблемам региона теперь добавились еще и энергетические. В связи с этим строительство энергетических объектов на территории стран Центральной Азии может нести как великое благо в интересах всего региона, укреплять доверие соседей друг к другу, вести к объединению и сплочению Центрально-азиатских государств, так и быть большим разрушающим катализатором при непродуманности и поспешности в этом вопросе, вплоть до региональных конфликтов, грозящих перерасти в серьезные геополитические проблемы с участием крупнейших стран мира. К сожалению, хочу отметить, что нас к этому могут подталкивать! От нас с Вами, уважаемые коллеги, зависит будущее стран не только Центральной Азии, но и стран далеко за ее пределами.
В связи с этим полагаем важным обратить Ваше внимание на то, что может противодействовать мощному и яркому потенциалу главной миссии Евразийского союза наших государств и, безусловно, государств, которые в ближайшее время вольются в союз, сделав его могучим, притягивающим к себе своей важной идеей, сделавших из государств со своей национальной культурой, историей, менталитетом мощнейший геополитический союз, способный оказать решающее влияние на стабилизацию политической и экономической ситуации в мире.
Уважаемые коллеги,
В настоящее время в Кыргызской Республике проводится тщательный анализ по различным аспектам вступления в Таможенный союз, который показал очевидность экономического эффекта для вступления Кыргызстана в Таможенный союз.
Результаты проведенного исследования показали основные аспекты влияния интеграционных процессов на макроэкономические показатели отечественной экономики в ближайшей и среднесрочной перспективе. Имеются как положительные, так и отрицательные последствия от присоединения к договорной базе Таможенного союза.
Следует отметить, что у Кыргызстана довольно ограниченный коридор принятия решений по данному вопросу. Во вступлении в Таможенный союз есть интерес, как Кыргызстана, так и интерес партнеров из Таможенного союза.
В связи с этим хотели бы быть правильно понятыми в части условий по вступлению Кыргызстана в Таможенный союз, которые важно рассматривать с точки зрения прагматического подхода в рамках логики партнерства.
При вступлении в Таможенный союз для полной адаптации наших рынков к сложным экономическим условиям нашей стране необходимо иметь переходный период в 5-7 лет и преференции по отдельным видам товаров. В этих вопросах Кыргызстан также надеется на понимание и помощь.
Эффективным условием скорейшего вступления Кыргызской Республики в Таможенный союз могут служить факторы наличия в Кыргызстане самых низких тарифов на электроэнергию и самых низких налогов. Если Кыргызстан вступит в Таможенный союз как свободная экономическая зона или оффшорная зона для стран Таможенного союза на 7-8 лет, то это предоставит реальную возможность в короткие сроки поднять экономику Кыргызстана на должный уровень без специальных финансовых вливаний в экономику Кыргызской Республики со стороны стран-членов Таможенного союза. Ведь экономически уязвимый Кыргызстан не интересен странам Таможенного союза. При этом Таможенный союз, открывая различные производства в такой оффшорной зоне, мог бы конкурировать с товарами и продукцией того же Китая.
В связи с изложенным, в целях избежания резкого ухудшения внутриэкономической ситуации из-за изменения правил торговли со странами Таможенного союза, смягчения прямых негативных социально-экономических последствий, Кыргызстан намерен войти в Таможенный союз при условии реального учета наших национальных экономических интересов.
Учитывая вопрос вступления Кыргызстана в Таможенный союз как мероприятие общенационального масштаба, просили бы, чтобы наши страны-партнеры с пониманием восприняли ситуацию в стране и благожелательно отнеслись к столь важному для нашей страны вопросу.
В заключение хотел бы также отметить, что вопросы строительства российской стороной энергетических объектов в Кыргызстане требуют дополнительного экспертного изучения, поскольку, как мы и ранее неоднократно обосновывали, эти проекты являются экономически сомнительными, реализация которых до настоящего времени продолжает оставаться неэффективной. В частности, ОАО «РусГидро» несколько дней назад подготовило ТЭО строительства Верхне-Нарынского каскада ГЭС мощностью в 237,7 мВт и стоимостью 24 млрд. рублей (727 млн. долларов). Ответственно заявляю, что таких расценок как 2 тысячи евро на 1 кВт новой мощности нет не только на земном шаре, но их нет и во всей Солнечной системе. Стоимость проекта завышена почти вдвое. Если даже Российской Федерации некуда девать деньги, такие дорогие проекты не имеют перспектив для реализации. Тем более, это автоматически отразится на социально-политическом климате в Кыргызстане. Необходимо ответственно подойти к нашим двусторонним и многосторонним интеграционным экономическим проектам.
Данный подход имеет весьма широкий круг важных перспектив не только для будущего сотрудничества в рамках двусторонних и многосторонних интересов, но и для будущего всего Евразийского экономического союза, который, уверен, будет играть ключевую роль в мировой архитектуре XXI столетия.
Благодарю за внимание.
Добавить отзыв