На самом деле народное правительство, возможно только при сильном, народном парламенте. Такого парламента в Кыргызстане сегодня нет!
В реальности, необходимо добиваться того чтобы следующее правительство формировалось на основе итогов парламентских выборов. Причем объявить это до парламентских выборов, чтобы люди, голосуя за те или иные партии и кандидатов, представляли, что на этот раз они голосуют за парламент, который будет определять политическую структуру исполнительной власти. Этому нет препятствий в Конституции, это вопрос общественного договора – договора между основными политическими силами. Никто не запрещает президенту подписывать указы о назначении премьера и министров, если их кандидатуры согласованы с Жогорку Кенешом.
Мы стоим перед выбором: или стратегия подлинных реформ, реформ политической системы, гражданского общества и экономической системы, или стагнация политики единоличной власти, с мнимыми институциональными противовесами – маловлиятельным парламентом, формальным местным самоуправлением, бюрократической вертикалью власти, ставкой на ведомства, на бюрократию, которая, кто и как бы ее ни тасовал, остается неизменно враждебной задачам модернизации. Если мы пойдем первым путем, у нас есть шанс. Если мы будем продолжать двигаться по второму пути, нас ждут упадок и превращение Кыргызстана в среднеразвитую африканскую страну.
Президент Бакиев в большей степени верит в сильную руку, в дисциплину, в спецслужбы, в порядок, в генералов. Социал-демократическая партия КР, которую я представляю, считает, что нужно больше верить в людей, в общество, чем в бюрократию, больше верить в то, что сами граждане, а не ведомства могут возродить страну.
Последний "героиновый" скандал, еще раз ясно показал, что власть у нас слабая, потому что представлена различными группами интересов. В стране продолжает нарастать затяжной период нестабильности.
За последний год выросла доходная часть бюджета страны, но сделано это не благодоря твердому курсу на реформы, не благодоря наличию стратегического видения развития страны, а вопреки его отстутствию.
Например, когда одна часть правительства во главе министром финансов с А. Жапаровым во чтобы то ни стало стремиться войти в программу HIPK, другая ее часть выступает против. Президент Бакиев как всегда занимает выжидательную позицию.
В то же время Президент, настаивает на приватизации распределительных компаний энергосистемы – стратегической отрасли страны. Именно это является непременным условием вступлением Кыргызстана в HIPK, выдвигаемым нам Всемирным Банком.
За последний год, несмотря на все грозные заявления главы государства, уровень коррупции в стране значительно вырос, что фиксирует зарубежные исследовательские агентства.
За прошедший год ежедневно люди выходят на площади в знак протеста против плохо продуманной политической и социальной реформы, проводимой властью.
Кыргызстан продолжает падать в рейтинге конкурентноспособности, инвестиционной привлекательности, в рейтинге качества жизни.
В результате вместо западной модели развития, когда объединяются политическая демократия и эффективная рыночная экономика, и даже вместо авторитарной модернизации "казахстанского" типа, когда эффективная авторитарная власть проводит рыночные реформы, мы получили авторитаризм без модернизации, авторитаризм без развития. Кыргызстан сегодня больше напоминает псевдодемократические, охлакротические страны, средней Африки.
>Наша экономическая система не является конкурентной, конкуренция происходит не на рынке, а в коридорах Белого Дома. И в этом смысле те кризисы, которые сейчас сотрясают страну, во многом результат именно такой политики – политики не экономических, а групповых решений.
В Кыргызстане по-прежнему правит чиновничество, не находящееся под политическим контролем. Яркий пример этого – парламент, который намного слабее, чем бюрократия, представленная правительством. Мало того: наш парламент не только не формирует правительство, но даже не имеет контрольных полномочий по отношению к исполнительной власти. В результате чиновничество у нас превращается в закрытыю, привилегированную и тотально коррумпированную касту. Она реально управляет страной и, не будучи введена в правовые рамки и оставаясь нестабильной, создает пример коррупции.
Не меньшая опасность заключена в специфическом высокомерии "профессионалов-бюрократов". Они чаще всего убеждены, что знают потребности общества лучше самого общества. И оттого грубо навязывают ему свои решения.
В истории современного Кыргызстана много примеров, когда специалист, стоящий во главе ведомства и не являющийся публичным политиков, несущим обязательства перед избирателем, начинает преследовать, прежде всего, ведомственные интересы, вступающие в противоречие с интересами государства и общества.
Для успешного управления государством необходим здоровый баланс публичных политиков и узких специалистов. Президент, министры, губернаторы и мэры должны быть политическими фигурами, выдвигаемыми партиями и ответственными перед ними и избирателями. Текущую работу ведомств под стратегическим контролем политиков должны обеспечить наилучшее сочетание соблюдения общественных интересов и компетентности управления.
Необходимо стратегическое решение о том, что партии являются главным участником политической жизни, они, и только они, выдвигают кандидатов на выборах всех уровней, только они отвечают за состав парламента и за результаты его деятельности, они отвечают за то, что в их списках не будет, уголовников, людей коррумпированных.
Новый государственный механизм, модернизированный с учетом вызовов времени и основанный на демократических приницпах баланса властей и открытости обществу, будет в состоянии в течение очень короткого времени разрешить многие запущенные проблемы и переломить неблагоприятные тенденции в развитии страны.
Адиль Турдукулов
Председатель Бишкекского политического совета Социал-демократической партии КР
Источник - Cоциал-Демократическая партия Киргизии |
Добавить отзыв