Пертурбации в стране приводят и к зыбкому положению госчиновников. Недавно произошла рокировка в СНБ. После героинового скандала подали в отставку Бусурманкул Табалдиев и его заместитель. А теперь стало известно, что и секретарь Совета безопасности Мирослав Ниязов вчера также покинул свой пост.
Стоит вспомнить, что при прежней власти пост секретаря Совета обычно занимал человек весьма приближенный к персоне самого Аскара Акаева. Что интересно, хронологически последним двум тогдашним секретарям не очень везло с пребыванием на этой должности.
Дважды побывал секретарем Совбеза Болот Джанузаков. Сначала во время баткенских событий. После он возглавил Министерство нацбезопасности, переименованное тогда в СНБ. Однако оттуда его стремительно уволили “в связи с переходом на другую работу”. Истинная причина, по утверждению “Deutsche Welle” (Немецкая волна), заключалась в сопротивлении Джанузакова распространению системы радиоэлектронной разведки США “Эшелон” в странах Центральной Азии.
После его ухода было сообщение в зарубежных СМИ, что “президент Аскар Акаев согласился содействовать США в строительстве на территории аэропорта “Манас” военной базы и установке на ней специальной аппаратуры, с помощью которой можно контролировать телефонные переговоры и электронную переписку во всей Центральной Азии под названием “Эшелон”. Эта система, по выводам европейских экспертов, занимавшихся расследованием почти год, предназначена исключительно для экономического шпионажа в пользу американских компаний”.
Правда, через пару лет Акаев вернул Джанузакова на пост секретаря Совбеза, и тот больше занимался внутренней политикой и контактами с оппозиционными партиями. Их стратегия в этом направлении была такова, что, собственно, и привела к революции 24 марта. В этот день Болот Чыныбаевич, как известно, оказался в тяжких перипетиях...
Еще одна неординарная фигура на этом посту — Мисир Ашыркулов.
Во время аксыйских событий он заявил, что его не было в стране, он занимался решением задач, связанных с внешними угрозами и контактами с международными структурами по противодействию терроризму. Однако до сих пор непонятно: кто же кинул в него осколочную гранату, когда он чудом оказался жив. Дело по этому инциденту оказалось самым “глухим”.
А незадолго до революции Ашыркулов вдруг совершил сенсационный поступок, возглавив гражданский союз “За честные выборы” вместе с ярыми оппозиционерами акаевского режима. Никто не ожидал от ближайшего друга семьи Акаевых такого демарша, строились всякие версии, вплоть до образа троянского коня.
После смены власти в стране Ашыркулов как–то странно и тихо исчез из поля зрения общественности.
Новому главе секретариата Мирославу Ниязову пришлось демонстрировать силу 17 июня 2005 года, когда возникла попытка “контрреволюционных сил во главе с Барыктабасовым взять реванш”. Однако дело по зачинщикам “антиконституционного переворота” почило в бозе.
А зимой Мирослав Джумабекович готов был уйти в отставку после шумного разбирательства в парламенте, когда оказалось, что его заместитель кыргызстанец Вячеслав Хан является одновременно еще и гражданином Казахстана и России.
Президент Бакиев тогда освободил Хана от занимаемой должности, а Ниязов на своем посту остался.
Интересно, что в начале нынешнего лета Мирослав Ниязов на пару с Бусурманкулом Табалдиевым представили президенту план по предупреждению и пресечению террористических проявлений. И все прошедшее лето, похоже, мы наблюдали весьма успешную реализацию этой задумки. С террористами на юге спецслужбы расправлялись без лишних церемоний. Понятно, что заниматься обеспечением внешней безопасности Ниязову, как бывшему чекисту, многие годы проработавшему в контрразведке, дело в большей степени понятное, чем внутренние околополитические разборки.
Но сейчас, по еще не очень понятным причинам, место секретаря Совбеза практически остается вакантным. Есть данные, что Ниязова отправят вновь на дипломатическую службу, поскольку он и ранее был послом в Таджикистане.
Сейчас многих интересует, кто же может претендовать на эту стратегическую, хотя и неспокойную, должность.
Скорее всего, должен прийти человек, свежий для структур администрации президента. С безупречной репутацией, не обремененный родоклановыми условностями и интересами бизнес–структур, при этом хорошо понимающий реалии внутренней политики, готовый к адекватной реакции в нештатных ситуациях. И самое главное, эта фигура должна быть способной обеспечивать реформы всех силовых структур, как этого требует нынешнее время. Без этого пост секретаря Совета безопасности превращается в формально–представительский.
Здесь вполне подходящей кандидатурой может стать генерал Омурбек Суваналиев. Да–да, тот самый Каттани. Хотя и кажется, что он человек не совсем близкий “ко двору”, но он именно тот профи, который лучше знает о подводных камнях, которые угрожают нашей общей безопасности.
Судьба не раз испытывала Суваналиева на прочность. Однажды, попав в опалу, он даже был вынужден заниматься отстрелом волков в Нарыне, возглавляя тамошнее УВД. Хотя, конечно же, мечтал о другом — о настоящей работе.
Генерал — человек с характером. Все помнят, как в прошлом году Суваналиев пошел против течения, отказавшись переводиться из Бишкекского ГУВД в Баткенскую область. Он воспринял это назначение как ссылку. Нынче он один из заместителей министра внутренних дел. И, пожалуй, единственный из силовиков, который высказал свою четкую, без лавирования, позицию в пору рысбековской вольницы. Он прямо с трибуны Жогорку Кенеша назвал кто есть кто в преступном мире Кыргызстана. Рисково ли это было? Смертельно! Но люди уважают смелых. И потому, может, пришла уже пора отважному генералу выйти на новый уровень, не замыкаться в рамках МВД, а попробовать себя в роли секретаря Совбеза?
Бермет Маликова,
Эрлан Сатыбеков
29/09/2006, ВБ
www.vb.kg
Тот самый Каттани
Добавить отзыв