Автор Сергей КОЖЕМЯКИН.БЕЛЫЙ ПАРОХОД |
|
|
Помните ли вы, что обещал народу Курманбек Бакиев, когда пришел к власти? Наверное, смутно… А вот я не поленился и отыскал обращение президента по радио и телевидению от 30 апреля 2005 года. Прочитал… Обдумал… Возмущению моему просто предела не было. А все дело в том, что нас, дорогие мои, элементарно надули! Все обещания оказались пустышками, все слова – лицемерием. Пролистаем сей занятный документ вместе и задумаемся: к чему же мы пришли в реальности.
ЧЬЯ БЫ КОРОВА МЫЧАЛА…
Скажу сразу: того, что выступающие сегодня против политики Бакиева силы смогут радикально изменить ситуацию к лучшему, я не жду. Но это вовсе не означает, что действующая власть может рассчитывать на мою симпатию. Как раз наоборот. Да, 11 апреля на митинг я не пойду. Митинги такого рода не поддерживаю. Но… могу их объяснить. То, что в настоящий момент происходит в стране, является закономерным итогом двухлетнего правления Курманбека Салиевича сотоварищи. Своего рода, момент истины. Расплата, что ли… Так что возмущение белодомовцев по поводу коварных замыслов оппозиции можно сравнить с возмущением человека, который перед сном налопался огурцов с молоком, а потом сетует на неудовлетворительную работу молокозавода. Иногда полезно искать корень собственных проблем в себе самом. Только говори не говори – бесполезно. Власть глуха…
К сожалению, многие наши люди имеют короткую память. Забывают о темном прошлом некоторых политиков, о данных когда-то обещаниях. Кстати, об обещаниях. На днях натолкнулся на прелюбопытный документ. Было это 21 мая 2005 года. Два месяца после мартовских событий. В Кыргызском драмтеатре проходил курултай Народного движения Кыргызстана, с чьей-то легкой руки названный «съездом победителей». В общем, собрались там те, кто приложил руку к свержению акаевского режима. Так сказать, подвести итог и поговорить о будущем страны. Всем гостям выдавали по папке. Кроме стандартных блокнота и ручки, лежала там брошюрка под названием «Провести реконструкцию страны» - текст обращения Курманбека Бакиева (тогда еще и.о. президента) по национальному телевидению и радио 30 апреля. Все два года брошюрка эта пылилась где-то в углу. И вот случайно попалась на глаза. Да как вовремя!
Открыл, пролистал… И знаете, стало не по себе. Не по себе от лицемерия, от громких, но пустых обещаний. То выступление можно назвать программным заявлением новой власти. В нем разъяснялась причина революционных событий (перечислялись грешки акаевского режима) и рассказывалось о планах новой власти. Что искоренить, что исправить, чего добиться… В общем, программа-минимум и программа-максимум в одном флаконе. При этом, если помните, на решение неотложных задач отводился год, самое большее – два. Об этом неоднократно говорилось в те дни. Дословно примерно так: конечно, привести Кыргызстан к процветанию за один год не удастся, но этого достаточно, чтобы каждый ощутил начало изменений к лучшему. Пошел третий год… Из обещанного не сделано НИЧЕГО. Даже более: на наших глазах воплощается все то, что тогда записывалось в разряд зла. Так и хочется сказать: на себя посмотрите!
Или словами Леонида Филатова:
«Ну и ушлый вы народ!
Ажно оторопь берет.
Всяк другого мнит уродом,
Несмотря что сам урод».
Упомянутый нами документ можно цитировать просто так – без пояснений. Эффект будет не меньший. Но мы все же позволим себе вставлять некоторые комментарии. Для лучшего понимания. Итак, самое начало. Курманбек Салиевич с пафосом говорит, что после событий 24 марта «открыта дорога для восстановления демократии, свободного развития экономики и реализации права каждого кыргызстанца на достойную жизнь». Что ж можно сказать? Шанс начать развитие страны с нового, ЧИСТОГО листа был. Был кредит доверия значительной части народа, было бескорыстное желание простых людей работать на благо страны. Но все это загублено. За рекордно короткий срок власть сумела сделать то, на что у Акаева ушли годы: лишить людей веры в развитие, лучшее будущее Кыргызстана. Идем дальше. «…с первых дней была начата работа по изменению прежней системы. Изъяны и проблемы ее были хорошо известны. Они связаны с отходом первого президента страны А.Акаева от норм демократии, созданием в стране монополии на власть, привилегий на бизнес членов семьи и приближенных президента, широким распространением коррупции, преследований неугодных политических деятелей и средств массовой информации… Страна обескровливалась теневой экономикой, коррупцией, теряла конкурентоспособность на мировых рынках и инвестиционную привлекательность… Накапливалась социальная неудовлетворенность. Сотни тысяч кыргызстанцев не имели и не могли найти работу. Нарастал разрыв в доходах между богатыми и бедными, между различными регионами, чувство социальной несправедливости. Нарастала неудовлетворенность властью, недоверие к ней». Все, хватит! Дальше читать просто противно. Если бы не ссылки на Акаева, можно было бы подумать, что речь идет именно о политике нынешнего режима. Не правда ли, практически один в один? И монополия на власть, и семейный бизнес, и коррупция, и социальные проблемы. Все это не только не исчезло, но и усилилось, порой многократно. И ведь сам президент этого не признает, туманно ссылаясь, когда прижмут, на недостаток времени, чинимые со стороны политических оппонентов препятствия. Потому что признать – значит расписаться в собственном банкротстве, в неискренности своих слов и обещаний.
ГОЛОЕ ЛИЦЕМЕРИЕ
Теперь перейдем к самим обещаниям. Что же выделил Курманбек Салиевич в качестве первейших шагов для реализации? Во-первых, конституционная реформа. «Сегодня в обществе уже существует согласие в том, что требует пересмотра конституционная система формирования органов власти в сторону ее большей демократичности, перераспределения полномочий, нового статуса президента и премьер-министра… Особенно важно, чтобы Конституция ввела реальную ответственность власти перед народом. Надо иметь прямой механизм выражения вотума недоверия президенту народом… Правительство должно быть самостоятельным и ответственным. Оно должно предъявлять обществу, президенту и Жогорку Кенешу для утверждения конкретную программу действий и в случае ее невыполнения – уходить и нести персональную ответственность за негативные последствия своих действий». Да, то, что представляет собой конституционная реформа по-бакиевски, мы имели возможность наблюдать воочию. Бесконечное затягивание процесса, принятие, под сильным давлением, ноябрьского варианта основного закона, а затем, после подковерных маневров, - реванш под самый Новый год. В итоге к сегодняшнему дню мы имеем Конституцию, по которой президент обладает воистину громадными полномочиями. Ни на какое «перераспределение полномочий» Бакиев не просто не хочет идти – он как загнанный в ловушку волк огрызается и готов разорвать всякого, кто покусится на его владения. Да, правительство тоже стало самостоятельным. В кавычках… Конечно, персональную ответственность оно несет и даже частенько уходит. Вот только больше не за свои собственные грехи, а когда это тактически выгодно президенту. Который, фактически, как был, так и остался пастухом этого стада.
Продолжаем разбор «благих намерений». «Нынешняя громоздкая государственная машина должна быть заменена компактной системой исполнительной власти, качественно оказывающей государственные услуги населению… Государство должно служить народу, а не народ – государству. Нам надо заставить власть выполнять то, за что люди платят налоги. Государственный чиновник не имеет права игнорировать людей, это должно быть административно, материально, а в отдельных случаях и уголовно наказуемо… В обществе надо создать жесткие и действенные механизмы контроля за властью. Ни одно важное решение не должно приниматься без участия общественности». Как же, условия созданы, решения без общественности не принимаются… Так ли в действительности? В реальной жизни отчуждение власти от народа только усилилось. Иногда даже создается впечатление, что это административное чудище (ну уж точно не ставшее менее «громоздким»!) ведет настоящую войну против своих граждан. Против их благополучия, будущего их детей. А если Кыргызстан и жив еще, то не благодаря, а вопреки этой власти. И госчиновники все также игнорируют людей, и никакого контроля за действиями власти нет и в помине.
Дальше в обращении Бакиева шли словеса про необходимость «честной и беспристрастной судебной системы»: «…никакого доверия к судебной системе у народа нет. Причин этому много. Но одна, пожалуй, главная – нельзя, чтобы судебная власть была политически или экономически зависима. Ни телефонное право, ни право «кошелька» не допустимы». Комментарии, по большому счету, здесь, наверное, и не нужны. О «честности» нынешней судебной системы можно истории слагать. К сожалению, все больше фантастические.
И СМЕХ, И ГРЕХ
Теперь самое интересное – коррупция. Тут Курманбек Салиевич был неоригинален и уверял развесивший уши народ в своих благородных проектах. «Надо вернуть в наше общество порядочность и честность – те нравственные нормы, которые у нас были раньше. Для этого, прежде всего, нам нужно честное государство. Тотальная коррупция искореняется не созданием советов, а простыми мерами по сокращению чиновничьего всевластия, прозрачности работы госорганов вплоть до президентской администрации, ответственности госструктур перед гражданским обществом, перед населением. Мы сейчас остановили существовавшую в стране систему теневых денежных потоков снизу - доверху… Надо изменить отношения государства и бизнеса, прекратить поборы и вымогательства со стороны таможенных и налоговых органов… Нам надо всерьез оздоровить обстановку в стране. Это недостойно – жить в стране взяточников и коррупционеров. И, конечно же, госвзяточники должны сидеть в тюрьме». Цитата получилась довольно громоздкая, но не привести ее было нельзя. Слишком уж красноречиво свидетельствует этот отрывок о лицемерии его автора. Тотальная коррупция цветет в республике пышным цветом. В сфере поборов и вымогательств коррективы действительно произошли. Но только в сторону увеличения – как сумм, так и наглости фискальных органов. Иногда, конечно, производятся показательные задержания взяточников. Но сошки эти настолько мелкие, что и говорить смешно – работники районных военкоматов или преподаватели заштатных вузов. А к тем, кто покрупнее, не прикасайся! Призыв искоренять коррупцию не путем создания «советов» - и единственный шаг в этой области – создание Совета по борьбе с коррупцией… Да… Единственные слова Бакиева, с которыми лично я соглашусь – это то, что недостойно нам жить в стране взяточников. Хорошие слова. Только вот в такой стране мы-то и продолжаем жить. Как ни печально… Ничего не изменилось. «Воз и ныне там». Вот говорит президент о необходимости срочного принятия Налогового кодекса. Два года минуло… До сей поры не принят…
Ноет сердце, и когда читаешь про посулы прорыва в сферах промышленности и строительства. «Большой ошибкой было то, что мы потеряли, растранжирили потенциал крупных сборочных производств, который у нас был создан в советские годы», - отмечал Бакиев и призывал «больше создавать у нас высокотехнологичных производств, заниматься импортом технологий, а не товаров, как мы сейчас делаем». Что же мы видим? Те производства, что еще остались на плаву, дышат на ладан. Новые объекты не только не создаются, часто и старым ставятся палки в колеса. Вспомнить хотя бы «Кристалл» или Джеруйский комбинат. Как была два года назад страна аграрно-сырьевой, так и осталась. И положительных подвижек не видно. Аналогичная ситуация с жильем. «У нас достаточно сырья для собственных строительных материалов и мы можем легко увеличить в несколько раз объемы их производства, - говорилось в обращении. - Надо только помочь всем, кому нужно жилье, доступными кредитами. Уже в июне мы начнем строительство первых жилых домов на ипотечной основе и льготных условиях для врачей, учителей и других пока не высокооплачиваемых категорий населения». Да, дома строятся. Да вот только квартиры в них скупают нувориши и спекулянты. Простому человеку – шиш! Ну, построили дом в «Джале» для милиционеров… 9-квартирный… Один за два года… Смешно!
Также смешно читать и слова о правах и интересах простого народа. «Надо защищать не абстрактные интересы страны, а интересы каждого кыргызстанца: предпринимателя, которого притесняют, трудового мигранта, которого грабят и унижают, ребенка, который голодает и не может получить образование, старика, живущего на нищенскую пенсию… Бедный народ – негодная власть. Нам надо поменьше громких «национальных идей» и «комплексных основ», а побольше реальных механизмов поддержки экономической активности людей… Мы должны в короткие сроки… уравнять размеры пенсий с прожиточным минимумом и превзойти его. Старики и дети должны жить без нужды, в достатке и уважении». Так и хочется взять цитируемую брошюрку и показать ее Бакиеву. И добавить: а как же тогда «громкая» программа «Беш ашуу»? Куда деть те 80 процентов пенсионеров, которые получают пенсии ниже размера минимальной потребительской корзины? Вопросов к главе государства было бы очень много. Только сомневаюсь, что он бы дал ясный ответ. Снова посыпятся слова – столь же пустые и бессодержательные, как и те, сказанные два года назад.
И это лишь отрывки… Отдельные, далеко не полные. А вообще, если хочет оппозиция нанести в самом деле ощутимый удар по действующий власти, надо просто переиздать большим тиражом это, двухлетней давности, обращение к народу Курманбека Бакиева. И тогда всем станет ясно: мы обмануты. Бессовестно и беззастенчиво. Снесем и забудем и на этот раз? Поступим, как в уже помянутом произведении Филатова:
«А у нас спокон веков
Нет суда на дураков»?
Выбор за нами…
Сергей КОЖЕМЯКИН
Добавить отзыв