Равшан Жеенбеков: Оппозицию в Кыргызстане разгромить можно, народ - нельзя
24/04-2007 10:49, Бишкек – ИА «24.kg», Данияр КАРИМОВ
«У Кыргызстана теперь только два пути: либо к войне, либо к реальным переговорам между политическими оппонентами», - считает один из лидеров оппозиции Равшан Жеенбеков. По его мнению, третьего после разгона демонстрантов на площади Ала-Тоо 19 апреля 2007 года не дано. ИА «24.kg» обратилось к нему с вопросами.
- Можно ли вообще после разгона демонстрантов и раскола у политических оппонентов говорить о каких-либо переговорах? Есть ли в Кыргызстане сила, с которой могут считаться власти?
- Оппозиция была, есть и будет. Полагаю, что после произошедшего она прошла настоящую кристаллизацию. Но даже если допустить, что ее уничтожили, властям нельзя забывать о том, что общество продолжает испытывать нужду в реальных реформах. Люди требуют реальных перемен, а не их видимости. И вакуум, если он образуется, будет обязательно заполнен. По этой причине властям сейчас необходимо прекратить преследование оппозиции, не позволять себе репрессий в отношении инакомыслящих. В том случае, если окружению Курманбека Бакиева удастся нейтрализовать уже знакомые ему фигуры, на их месте появятся новые. И есть большая опасность того, что они попытаются разыграть так называемую «северную» карту. А что еще страшнее – найдут поддержку в маргинальных слоях населения.
- Почему вы так в этом уверены?
- Не думаю, что открою Америку, сказав, что разгон демонстрации только усугубил противоречия в обществе, противостояние региональных элит. Я лично понимал, что нельзя допускать эскалации конфликта. Поэтому до последнего момента придерживался и до сих пор придерживаюсь мнения о том, что политическая борьба в нашей стране должна вестись в рамках закона. Но, к сожалению, наши оппоненты не задумывались об этом. У власти в Кыргызстане пребывают ястребы. Они, осознанно или по незнанию, подталкивают страну к реальному региональному противостоянию. Ведь не секрет, что многие жители северных областей восприняли подавление манифестации как собственное поражение и личную обиду.
- А вы не утрируете ситуацию? Митинг-то явно показал, что далеко не все население поддерживает оппозицию.
- Дело уже даже не в митинге, а в обиде, которую его участники принесут с собой в родные села. Согласен, Бишкек оппозицию не поддержал. Но полагаю, что это явление временное. А вот в селах поддержка была. Ведь на площади Ала-Тоо были в основном представители сельской части Кыргызстана. Теперь они, вернувшись домой, поделятся обидой с родственниками. Те – со своими. Далее – рост недовольства в геометрической прогрессии. То есть властям придется бороться уже не с группой лидеров оппозиции, а с большой частью общества.
Властям удалось временно погасить пожар, но его угли продолжают тлеть. Даже сейчас в Бишкеке приходится сталкиваться с тем, как негативно настроены по отношению друг к другу представители северных и южных областей. Заметьте: уже на бытовом уровне. Нет гарантий, что рост напряженности в конечном итоге не выплеснется в банальные массовые драки где-нибудь на Ошском рынке в столице, автостоянках, маршрутных такси, а затем не перерастет в нечто большее. Нацию поставили на грань разрушения.
- В пику вам некоторые аналитики полагают, что 19 апреля власти одержали стратегическую победу.
- Не думаю, что они правы. Если произошедшее можно назвать победой, то только кратковременной. А в плане более масштабном, в рамках всей страны события 19 апреля стали поражением. Если власти не изменят своей внутренней политики, то, полагаю, в самое ближайшее время республика столкнется с угрозой такого конфликта, который может привести к началу гражданской войны. И каждое действие, направленное на подавление недовольства, только приблизит конец правящей верхушки.
Но есть второй путь. Я о нем уже говорил. Это переговоры. Со стороны Курманбека Бакиева было бы очень мудро, если бы он инициировал этот процесс. Таким образом, ему предоставляется последний шанс стать общенациональным лидером. Другого судьба ему больше не предоставит.
- Но давайте будем честными. Оппозиция сама не особо стремилась к переговорам с властями?
- У нас не было уверенности в том, что они действительно приведут к реальным реформам. А разгон манифестации и последовавшее за ним преследование лидеров оппозиции это доказали. Властям оказалось легче применить к нам силу, чем пойти на реформирование, изменение действующей системы государственного управления. Что касается переговоров, то, на мой взгляд, они должны проводиться не только между сторонниками оппозиции и властей. В них необходимо включить также и тех, кто в силу каких-либо причин не оказался ни в том, ни в другом лагере, но играет значительную роль в общественно-политической жизни.
- Вы о ком?
- Достаточно широкие круги общественности еще не определились со своим выбором. В том числе и деловые. А они могут оказать финансовую поддержку тому или иному политическому лагерю. Заинтересованных сторон намного больше, чем представляется на первый взгляд. И это особенно важно понять сейчас, когда маятник качнулся в одну сторону.
С другой стороны, властям стоит осознать, что эйфория от так называемой победы обманчива. Разгон митинга только разогрел оппонентов президента. Если бы не провокация, акция протеста могла бы через 2-3 дня перейти на новый уровень. А так получился эффект «прерванного полета».
- То есть вы признаете, что митинг оппозиции не достиг заявленного результата?
- Лидеры оппозиции, скажем так, переоценили свои возможности. Им не хватило времени на то, чтобы собрать на площади достаточное число представителей всех регионов республики, не хватило умения донести до народа понятные ему требования. В результате получилось то, что получилось. Но то, чего не сделала оппозиция, за нее успешно довершают действующие власти. Они фактически играют против самих себя.
Ситуация, складывающаяся в стране, опасна и тем, что ею могут воспользоваться так называемые третьи, внешние силы. Пока государство слабое, ему легко выкручивать руки.
- Сейчас многие эксперты прогнозируют новый виток политического противостояния на осень. А вы как думаете?
- Все говорит в пользу этого. 19 апреля была, образно говоря, четверть финала. Главные события – впереди. И от властей зависит, какими они будут для них…
Отзывы
Гость (не проверено)
oppostioner
вт, 2007-04-24 16:22Добавить отзыв