04/05-2007 18:10, Бишкек – ИА «24.kg», Данияр КАРИМОВ
«Суть существующей государственной системы в Кыргызстане - колониальная администрация», - заявил ИА «24.kg» оппозиционный политик, экс-посол КР в Малайзии Равшан Жеенбеков. - Ее принципы начали насаждать ферганцы, потом – Российская империя, а закончили ее строить большевики. Она не отвечает интересам молодой нации и государства».
Равшан Жеенбеков полагает, что в 2010 году государственная машина КР может закончить свое существование из-за глубокого системного кризиса. А толчком к этому станут парламентские выборы.
- Почему вы так считаете?
- Если хотя бы в каждом пятом из избирательных округов начнется борьба между кандидатами по тому же сценарию, что в 2007 году в Кемине или в 2005 году – в других районах Кыргызстана, процесс примет необратимый и катастрофический характер. Ситуацию усугубляет то, что проблемной остается экономическая обстановка в республике и разрушена правовая система. Правоохранительные и силовые структуры, включая Госкомитет национальной безопасности, Министерство внутренних дел, органы прокуратуры, а также суды, которые в других странах играют стабилизирующую роль во время политических баталий или кризисов, у нас эту миссию выполнить не способны. Народ не испытывает доверия к людям, которые должны следить за исполнением законов. Потому что на деле они защищают не правовую систему, а чьи-то частные интересы.
- Но, с другой стороны, жесткую борьбу кандидатов в депутаты мы уже могли наблюдать и в 2000-м, и в 2005-м годах. Государственная машина устояла даже после так называемой «тюльпановой революции». Что помешает ей выдержать предрекаемые вами потрясения?
- В 2000 году система устояла и справилась с угрозой своего существования. А в 2005-м она уже начала рассыпаться. Казалось, что после прихода к власти Курманбека Бакиева ей удалось укрепиться. Но это не так. Она разрушается в связи с противостоянием кланов – ведь практически каждый из депутатов выдвигается во власть от группы своих сородичей. А политический процесс в Кыргызстане никак не может выйти за рамки «кетсин»-технологий.
Наша политика – отражение борьбы кланов за перераспределение финансовых потоков. Сейчас мы можем наблюдать передел собственности. Примеров достаточно: возьмите любое резонансное дело за последние семь лет. Подобные действия не могут не вызвать противодействия. То есть число фигур, вовлеченных в этот процесс, увеличивается.
Понятно, что группа недовольных действиями президента и его окружения растет. Но Курманбек Бакиев – не Аскар Акаев. Он не отдаст свою власть просто так и готов защищать ее с оружием в руках. Вся нынешняя политика замешана на алчности и страхе. Чем все это закончится для нас? Андижаном?
Мне кажется, что суть системного кризиса, переживаемого Кыргызстаном, - следствие того, что республика как государство до сих пор не сложилась. Есть его внешние атрибуты – гимн, герб, флаг, управленческая вертикаль. Но они нам чужды. По сути, Кыргызстан не есть государство кыргызское.
- Как понять, что Кыргызстан – не государство кыргызское? А чье же?
- Наша государственная машина – это наследие колониального прошлого. Она не учитывает внутренние особенности и потребности и, прежде всего, не служит интересам народа. Эта машина действует как колониальная администрация, способствуя разграблению природных богатств Кыргызстана в угоду внешним игрокам. Поэтому существующий режим не может рассчитывать на поддержку нации.
Нам необходимы власти, которые не будут довлеть над национальным бизнесом, а поддержат его. Станут для него опорой. Главным их принципом должно стать понимание современной экономики: быстрые выигрывают у больших. У нас же огромный, раздутый чиновничий аппарат. По количеству министерств и ведомств мы, наверное, уже обогнали великий Китай. А к чему в результате мы пришли? К массовому бегству сограждан за рубеж: 500 тысяч соотечественников, уехавших из Кыргызстана, – огромная потеря для страны с населением в пять миллионов человек. Ситуация сравнима с Уркуном 1916 года. Только, заметьте, сейчас мирное время.
- Но ведь и из этой ситуации есть выход?
- Есть. Он кроется в осознании людьми главного: будущее зависит от каждого из нас. Причем не только от кыргызов, которым, прежде всего, следует отказаться от клановой или региональной борьбы, но и представителей других национальностей. Будущее Кыргызстана – за смешением целой палитры культур. А навязываемый регионализм и мононационализация власти не отвечают интересам общества и государства.
Строительство нации и государства – процесс длительный. Мы должны решить вопрос выживания. Или мы все вместе – пять миллионов граждан – выживем, или обречены…
Добавить отзыв