Он редко общается с прессой. И выдвигаться на первый план не любит. Тем не менее, его называют стабильным политиком. Сам он, впрочем, считает, что его 15 лет в большой политике – это просто стечение обстоятельств, а выйти из нее он может в любой момент и легко. О себе он говорит другое основное: «занимался бизнесом уже тогда, когда еще никто не занимался». Хотя и здесь у него вольно-невольно, но получается тоже самое: успешность, но не вызывающая броскость. А вот чаще всего и больше всего и мы, и не мы знаем его в третьей ипостаси: Валерий Диль уже бог знает сколько лет возглавляет народный Совет немцев в Кыргызстане.
КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ
- … А точнее – с того момента, когда отношение к немцам стало в корне меняться – в принципе. Тогда, в начале 90-х я был избран в парламент: власть уже не столь безгранично определяла итоги выборов, люди в какой-то мере могли голосовать свободно. А собственно создание Совета немцев – это была идея Аскара Акаева. Именно он поднял проблему, возникшую в связи с массовой миграцией. И именно он правильно расставил акценты во взаимоотношениях с правительством Германии, делая ставку на немцев, живущих в Кыргызстане. Совет немцев создавался в 1992 году во главе с Леонидом Левитиным на основе Европейской хартии о национальных меньшинствах. И в апреле этого же года мы вместе с Акаевым отправились в Германию с первым официальным визитом. Нам удалось убедить правительство Германии, что Кыргызстан пойдет по пути демократии. И потому страна, как развивающаяся, получила поддержку сполна: от Германии к нам пришло более 400 миллионов евро - грантами, дешевыми кредитами, гуманитарной помощью. Немецкие эксперты проработали для нас несколько серьезных проектов: развитие птицеводства, виноделия и пивоваренной промышленности, малой и средней энергетики, частного здравоохранения.
ВЛАСТЬ – ЭТО БОЛЕЗНЬ
- Все шло успешно до 2000 года. До этого момента коррупция была, конечно, но она не была организована. Большая часть и правительства и депутатов работали с гордостью и с чувством патриотизма. А потом нала меняться вся структура власти… Власть – это болезнь. Она затягивает. Появляется искушение пользоваться преимуществами власти. Когда активно пошло первичное накопление капитала, все, кто был на тот момент у власти, начали столь же активно пользоваться этой своей властью при распределении собственности. В Кыргызстане началось зарождение мафии. Мафии – как организованной преступной группировки, которая ставила целью ограбление страны и накопление капитала… Очень быстро все основные доходные направления экономики Кыргызстана – энергетика, горнодобывающая промышленность, алкогольная отрасль, а также таможня и налоговая инспекция оказались под контролем членов семьи президента и людей, особо к нему приближенных. Мафиозная группировка выстроила систему сбора доходов. В каждом министерстве, на каждом крупном предприятии на верху работали люди, которые контролировали финансовые потоки… К 2003 году я понял, что многие проекты, финансируемые Германией, провалены. Их тоже подмяла под себя мафия. Дальше делать крупные финансовые вливания в рамках поддержки не было смысла. Финансирование со стороны Германии было почти прекращено – осталась только адресная гуманитарная помощь…
БУРЖУАЗИЯ и РЕВОЛЮЦИЯ
-… А потом произошло то, что и должно было произойти. Активизация мафии со всех сферах экономики мешала среднему классу буржуазии развиваться. Она уже не могла терпеть происходящее, когда все решения – от лицензирования до тендеров – принимались людьми президента. Буржуазия воздействовала на бедные слои населения. Возникла острая революционная ситуация… После мартовской революции 2005 года у Кыргызстана был отличный исторический шанс в корне поменять систему власти, покончить с мафией, вырваться из плена внешней задолженности, начать быстро развивать экономику и строить настоящее демократическое общество – равных возможностей. К сожалению, ничего этого не произошло. Мафиозная структура и схема ее работы полностью сохранилась. Только она была передана во власть других людей, другой семьи – как мы признаем сейчас. Те ушли – эти пришли. Новой властной верхушке даже не пришлось думать над способами обогащения. Люди из второго эшелона власти им просто показали расклады и схемы… Уже в мае 2005 года, встречаясь с Курманбеком Бакиевым, с которым у меня, кстати, были неплохие отношения, я понял, что он не может принимать решения самостоятельно. Он оказался под давлением и влиянием системы и выйти из нее не в состоянии. Мафия обладает большими капиталами и способна влиять на политику в стране…
МАФИЯ БЕССМЕРТНА?
-… Выход один – революционные преобразования. Те попытки, которые предпринимает сегодня премьер-министр Алмазбек Атамбаев, успеха не принесут. Он упрется в противостояние системы и ничего не сможет сделать. И никто не сможет – будь он хоть семи пядей во лбу… Я часто ссорился с Феликсом Куловым, когда он был главой правительства, задавая ему тот же вопрос, что и все другие: почему он ведет себя не столь решительно? Он отвечал – в интересах дела, ради стабильности в стране… Какая сила может противостоять мафии? Ее нет. Многие депутаты находятся под влиянием мафиозной структуры, некоторые даже не понимают, чем они должны заниматься в парламенте. Они решают свои корыстные интересы, вязнут в бесполезных дискуссиях, и не занимаются своим прямым делом – не принимаю те законы, которые хоть как-то могут ограничить власть мафии… Правительство сегодня ничего не может решать. Я специально год проработал советником Феликса Кулова, чтобы разобраться, как работает правительство. Решения принимают за стенами «Белого дома», но отвечает за все кабинет министров – он просто в роли мальчика для битья… Сегодня нужны резкие и радикальные перемены государственного устройства, иначе еще через несколько лет Кыргызстан полностью окажется во власти мафии…
ЗАГРАНИЦА НАМ НЕ ПОМОЖЕТ
- … И никто нам не поможет. Например, та же Германия вмешиваться во внутреннюю политику нашей страны не будет. Кыргызстан никогда не входил в ее геополитические интересы, помощь сюда шла бескорыстно. В нас заинтересованы только Россия, Китай, США, отчасти Турция и Казахстан. Но за исключением России, прочие не хотят видеть Кыргызстан самостоятельно процветающей страной. Яркий пример – ХИПИК. Никаких особых условий в этой программе не было. И если бы удалось вписать внешний долг, Кыргызстан оказался бы полностью независим. Но американские спецслужбы умело и тонко разыграли свой сценарий. Все эти марши протеста «Лучше СПИД, чем ХИПИК!», влияние на правительство, даже президент попался на крючок – и мы упустили шанс избавиться от внешнего долга. Теперь американцы нам говорят: «Вам нужны деньги? – Возьмите!» Внешний долг растет и обслуживать его наш бюджет не в состоянии…
АКАЕВ БЫЛ.. КУЛОВ ЕСТЬ.
-… Кстати, сегодня никто не хочет сказать правду об Акаеве. Он сделал те вещи, которыми мы сегодня успешно пользуемся, которые даже в таких сложных условиях помогают нам выживать, но мы несправедливо отрицаем его заслуги. Да, он сделал множество ошибок. Но я лично, насколько недолюбливаю его детей и семью, настолько уважаю самого Акаева. Настоящую оценку этому человеку даст история… Почему я с Куловым? Потому что Кулов – друг. Я не отказывался от него, когда он был репрессирован, не могу оставить его и сейчас. Что бы там не говорили о его уже ошибках, Кулов – один из самых подготовленных политиков на сегодня. Он способен стать главой государства, хотя сейчас уже это вряд ли получится. Но устраняться нельзя. В стране кризис…
ВО ИМЯ БОЛЬШОЙ ЦЕЛИ
-…… Несмотря на то, что происходит в стране, в сознании людей произошел перелом. Они прозрели.. Хоть и слабая, но политическая элита, свободная от влияния мафии, в стране есть. Чтобы вывести страну из кризиса, она должна объединиться – во имя большой цели. До сих пор она из-за угла наблюдала, как издевались на Куловым, и похихикивала. Если так будет продолжаться, уже через пять лет Кыргызстан закончит историю своей государственности. Все прогрессивные силы, так называемое гражданское общество, депутаты, которые не зависимы от власти, революционно настроенные массы должны продолжать организованную системную борьбу, используя все политические методы и рычаги, и требовать быстрых и кардинальных реформ. Надо менять основные документы государства – Конституцию, Гражданский кодекс, Уголовный кодекс. Главное – провести реформу судебной системы. Сегодня она тоже подмята мафией и все решения судов принимаются по звонку из «Белого дома». Зная этого, никто из иностранных инвесторов, не станет вкладывать капиталы в нашу экономику. А для скорейшего подъема экономики, надо все тендеры проводить гласно, чтобы мафия не распродавала наши предприятия, наши ценные месторождения под столом… Коррупция была есть и будет. Бороться надо не с ней. Бороться надо с мафией.
Елена АВДЕЕВА
Отзывы
Гость (не проверено)
Сказано о том, что всем известно
ср, 2007-05-16 22:54Добавить отзыв