Откуда у МВД "нал"
на охрану и разгон
митинга?
Эти и другие вопросы будут выясняться
в суде над Омурбеком Суваналиевым.
Вчера, 29 мая, в Первомайском районном суде Бишкека начался судебный процесс по рассмотрению исков к начальнику штаба Объединенного фронта "За достойное будущее Кыргызстана" Омурбеку Суваналиеву и его заместителю Виталию Искакову. К генералу и полковнику милиции (один из которых находится сейчас в распоряжении кадров МВД, другой - на пенсии) имеют, напомним, материальные претензии три организации, интересы которых взялась защищать прокуратура.
Первый иск прокурор Бишкека Айбек Турганбаев заявил в интересах МВД. Первоначально он просил взыскать в его пользу с Суваналиева и Искакова 3 миллиона 768 тысяч 200 сомов. Но затем эмвэдэшные чиновники уточнили "данные о фактических затратах по обеспечению охраны общественного порядка в период проведения бессрочного митинга сторонниками оппозиции с 11 по 19 апреля", и к этой сумме прибавилось еще 146 тысяч 900 сомов. Второй иск столичный прокурор подал в интересах Станции скорой медицинской помощи г.Бишкека. Та подсчитала, во сколько ей обошлись выезды "скорой" на митинг - в том числе и после его разгона 19 апреля. И поскольку (цитируем исковое заявление) "для своевременного оказания неотложной медицинской помощи гражданам… было задействовано 6 специализированных бригад, что повлекло за собой непредвиденные дополнительные расходы, не предусмотренные государственным бюджетом", в пользу медиков прокурор просит взыскать 30 тысяч 400 сомов. Третий иск подал законник рангом пониже - прокурор Первомайского района (теперь уже бывший) Т.Кожонов. В пользу организации с длинным названием - дирекции №2 по эксплуатации государственного административного здания при ГП "Центр по использованию и содержанию государственных административных зданий" при управлении делами президента КР. Эта дирекция утверждает, что ее зданию на ул.Киевской митингующими 19 апреля был причинен ущерб в размере 5089 сомов. Которые суд, по мнению райпрокурора, должен тоже взыскать с Суваналиева и Искакова.
- Не знаю, чем руководствовались прокуроры, но предъявить иски, считаю, они явно поторопились, - так прокомментировала эти по-своему беспрецедентные требования адвокат Татьяна Ивановна Чильникина, представляющая интересы О.Суваналиева. - По фактам тех событий возбуждено и расследуется уголовное дело, в рамках которого и будут решаться вопросы: кто виноват, кто - персонально! - нанес ущерб и кто должен его возмещать. Ответственности, в т.ч. и материальной, без вины не бывает. Но истцы-прокуроры уже спешат ее возложить на тех, чья вина еще не доказана в установленном законом порядке. В одном из исковых заявлений, например, упоминается публичный допрос на площади во время митинга в присутствии конкретных депутатов парламента, а также драка между конкретными участниками голодовки в одной из юрт… Но при чем тут персонально мой доверитель О.Суваналиев? Это истец должен доказать. Поэтому Гражданско-процессуальный кодекс позволяет нам ставить вопрос о приостановлении разбирательства по этому делу до разрешения другого дела - уголовного, которое расследует ГКНБ. В любом случае, разбирательство, надеемся, будет проведено самым тщательнейшим образом. Суд уже предложил МВД и прокуратуре обосновать расходы на питание сотрудников милиции, задействованных в охране общественного порядка во время митинга, и содержание транспорта. А также объяснить происхождение наличных денег, якобы потраченных на это. И подобных вопросов к истцам у нас будет еще много, - заключает адвокат Чильникина.
P.S. Вчера суд удовлетворил ходатайство представителя генерала О.Суваналиева: рассмотрение гражданских исков к нему приостановлено до полного разрешения уголовного дела по "массовым беспорядкам" 19 апреля .
Алексей КОСТРОВ
"Дело №…" http://delo.ktnet.kg/2007/19/01.shtml
ГКНБ
запугивает
молодежь
Лидеров и активных членов молодежных организаций сутками допрашивают в Государственном комитете национальной безопасности.
Дело о "беспорядках 19 апреля", а вернее, жестком разгоне митинга Объединенного фронта "За достойное будущее Кыргызстана" продолжает набирать обороты. В поле зрения следователей ГКНБ все больше попадает молодежь. И допрашивают так упорно, что некоторые члены молодежных организаций вынуждены скрываться. Те же, кто побывал в комитете нацбезопасности, запуганы настолько, что боятся лишний раз общаться с прессой. Договорилась я на прошлой неделе встретиться с некоторыми членами молодежного движения "Жебе". Ребята неоднократно откладывали встречу из-за допросов в ГКНБ… В конце концов и вовсе отказались от интервью, "потому что их запугивают".
"Не буду называть имени следователя, сказавшего мне: "Говори всю правду, а то мы тебе свернем шею и выбросим в окно, людям же скажем, что ты совершил самоубийство", - рассказывал сразу после своего освобождения политический заключенный Адилет Айтикеев. Его, напомню, задержали у дома лидера молодежной партии "Канжар" Жалына Маматказиева, который сейчас скрывается за пределами республики. Вместе с генералом Суваналиевым и предпринимателем Абдрахмановым он провел в СИЗО ГКНБ несколько дней.
Прессинг со стороны сотрудников комитета нацбезопасности, по его словам, продолжался и после освобождения.
- Власть новая, а методы использует старые, - говорит директор молодежного движения "Кел-Кел - Возрождение" Гульшаир Абдирасулова. - Молодые люди на сегодняшний день идут на все осознанно, кто бы что ни говорил. Но нам не дают шанса продвигаться, отстаивать свои права. Молодых лидеров так прессуют!..
- Не могу сказать, что все сильно испугались, - продолжает Гульшаир. - Они боятся нашего слова, а мы - их силы. Мы боимся применения оружия против народа… Вспомните аксыйские события. И тогда был не только, или даже не столько виноват Акаев, сколько Бакиев. Так как он был премьером и силовые структуры подчинялись ему. Ну а сегодня открыто нарушаются права. И это самая большая проблема для демократического общества. Надо определиться, в каком государстве мы хотим жить. Нельзя обманывать народ, говорить, что у нас демократия, а строить авторитаризм или диктатуру. И что самое главное - нынешняя власть осознанно делает это: говорит одно, а делает совсем другое.
На допросах в ГКНБ побывали уже десятки членов различных молодежных партий и движений. Особое внимание следователи комитета нацбезопасности уделяют движению "Жебе". Это молодежная политическая организация, которая была создана из 9 молодежных НПО, в том числе "Кел-Кел". Само название движения имеет два смысла, слово "жебе" с кыргызского языка переводится одновременно как "стрела" и "не хапай".
- Эти гонения показали отношение власти к своему народу, - говорит один из активных членов этого движения Мирзат Аджиев, несмотря на угрозы и гонения, он все же встретился с журналистом. - Власть сейчас пытается давить на молодежные организации, и это еще раз доказывает, что она боится молодежи. Меня тоже вызывали на допросы. Но мы не боимся и не отступим. Если мы будем сидеть и бояться, изменений не будет.
"Очень разочарован методами, которые используют в ГКНБ, - говорит еще один активный член молодежной организации, только что побывавший в здании комитета нацбезопасности и пожелавший остаться неизвестным. - Мы хотели, чтобы власть приветствовала активность молодежи в политике. Думали, с нами будут считаться, ведь мы искренне хотим перемен к лучшему. Так что отступать мы не намерены. Настроены активизировать действия молодежных организаций".
"Суваналиев представляет опасность для нынешней власти", - считают в ГКНБ.
- Мне открытым текстом сказали, что генерала "закатают", потому что он, в отличие от Кулова, все еще представляет опасность для власти, - сказала в интервью нашей газете директор правовой клиники "Адилет" Чолпон Жакупова. Сейчас, по ее словам, в комитете нацбезопасности делают все, чтобы собрать как можно больше "доказательств" против Суваналиева.
За последние 4 месяца Ч. Жакупова побывала на допросах в ГКНБ восемь (!) раз. До апрельских событий ее активно вызывали в комитет нацбезопасности по делу "дискет-гейт". А после 19 апреля она еще несколько раз приглашалась к следователю. "Ну настоящий 37-й год!" - заключает правозащитница.
Причем никаких повесток, по словам Чолпон Идиновны, она не получала. "На мои требования вручить мне повестку чекисты отвечают, что "вынудят меня прийти насильно", - рассказывает правозащитница. - Если власть позволяет себе публично нарушать закон, то требовать выполнения законов от граждан она вообще не имеет права", - делает резонный вывод она.
На требования Жакуповой предоставить протокол допроса следователь ответил, что отдаст его адвокату. Однако и этого не сделал. Тогда Жакупова была вынуждена обратиться с жалобой в генпрокуратуру и лично к председателю ГКНБ Мурату Суталинову.
- Все знают, что статьей 233 - массовые беспорядки - здесь и не пахнет, хоть как натягивай, - говорит правозащитница. - В ГКНБ следователи, молодые парни, говорят, что все понимают, но заказ поступил свыше. И объясняют, что дело по этой статье возбудила генпрокуратура. Если бы она была независима, ничего бы не было. Раньше была только СНБ, теперь власть сделала генпрокуратуру вторым органом борьбы с инакомыслящими.
Такие методы борьбы с оппозиционно настроенными гражданами не делают чести руководителям страны. И они, по мнению правозащитников, приведут к еще большему сопротивлению. "Боюсь, такой прессинг приведет к более откровенному столкновению, и об апрельских митингах власть еще будет вспоминать как о лучших временах", - заключает правозащитница Чолпон Жакупова.
Махинур НИЯЗОВА
"Дело №…" http://delo.ktnet.kg/2007/19/04.shtml
Добавить отзыв