Марат Кайыпов: Многоженство в Кыргызстане – это искусственно навязанное тоталитарным прошлым, придуманное преступление
28/02-2007 11:05, Бишкек – ИА «24.kg», Игорь ГОРБАЧЕВ
«Многоженство в Кыргызстане – это искусственно навязанное тоталитарным прошлым, придуманное преступление», - об этом заявил сегодня на конференции о возможной отмене уголовной ответственности за полигамию в КР министр юстиции республики Марат Кайыпов.
По его словам, человека, который кормит две семьи и содержит двух жен, нельзя назвать преступником. «Преступление – это общественно опасное действие или бездействие. Можно ли многоженство считать преступлением по сравнению, например, с кражей или убийством? Это общественно полезное действие», - считает Марат Кайыпов.
Кроме того, министр юстиции отметил, что государство, наказав мужчину за многоженство, «лишает все его семьи кормильца и само начинает содержать его». «В данном случае преступление, как положено по законодательству, не прекращается. Отбыв свой срок, мужчина вернется к своим женам. Государство же не может сажать его бесконечно?», - задается вопросом министр.
«Этот вопрос также затрагивает и права ребенка. Хорошо, если отец признает своих внебрачных детей. А если нет? Им дадут другие фамилии, они не будут знать своих братьев и сестер, и, если кормилец умрет, дети останутся без средств к существованию. Чтобы дать добро на многоженство, мы должны все законодательно урегулировать. За 70 лет мы потеряли многие обычаи и традиции», - отметил Марат Кайыпов.
Как отметила на конференции эксперт Национального совета по вопросам женщин, семьи и гендерного развития при президенте Кыргызстана Замира Турганова, с 2002 по 2005 годы в республике ежегодно заводилось по одному уголовному делу по статье 153 (многоженство) Уголовного кодекса КР. «Женщины подвергаются эксплуатации как бесплатная рабочая сила. Многие мужчины имеют весьма расплывчатое представление о многоженстве. Ислам допускает полигамию, но не более того», - считает Замира Турганова.
В то же время сторонники многоженства полагают, что эта статья до сих пор остается в Уголовном кодексе КР только из-за давления Европы и США. Они считают, что упразднение ответственности за полигамию поможет решить проблему неустроенных женщин, снизит уровень проституции.
Сам министр юстиции Марат Кайыпов выступает за отмену данной статьи УК КР.
URL: http://www.24.kg/politic/2007/02/28/45997.html
Парламент Киргизии проголосовал против отмены уголовного преследования за многоженство
Источник: REGIONS.RU
26.03.2007
Ранее министр юстиции страны Марат Кайыпов заявил, что двоеженство не относится к категории уголовно наказуемых деяний и не должно подпадать под понятие преступления. По его мнению, многоженство не может быть отнесено к общественно опасным деяниям. «Это придуманное преступление и навязанное наказание, на первый план в данном случае выходят больше вопросы морали и этики», — отметил М. Кайыпов.
Он добавил, что, «за исключением Киргизии, все постсоветские республики, посчитав наказание за многоженство остатками тоталитарного советского режима, уже отменили эту статью в Уголовных кодексах».
Парламентарии посчитали, что «убирать статью о наказании за многоженство из Уголовного кодекса Киргизии нельзя, так как Киргизия не может равняться на мусульманские страны», цитирует «Интерфакс».
Между тем представивший закон М. Кайыпов заявил, что «многоженство не является правонарушением, несущим особую опасность для общества». «А раз это не преступление, то и уголовное наказание за него должно быть отменено», — сказал он.
Марат Кайыпов: Особых различий между шариатом и светским законодательством нет
07/06-2007 15:35, Бишкек – ИА «24.kg», Данияр КАРИМОВ
«Особых различий между шариатом и светским законодательством нет», - заявил сегодня в Доме правительства министр юстиции Кыргызстана Марат Кайыпов на совместной пресс-конференции с коллегой из Саудовской Аравии шейхом Абдаллой. Таким образом он прокомментировал вопрос о том, не противоречат ли принципы исламского права светским устоям КР.
По словам Марата Кайыпова, оснований полагать, что в Кыргызстане будет установлен шариат, нет. «Наша страна живет по светским законам», - говорит министр юстиции КР.
Министр юстиции утверждает, что Кыргызстан сто с лишним лет назад утерял принципы исламского права
07/06-2007 14:48, Бишкек – ИА «24.kg», Данияр КАРИМОВ
Министр юстиции КР Марат Кайыпов утверждает, что Кыргызстан сто с лишним лет назад утерял принципы исламского права. «Кыргызский народ имеет более 2000-летнюю историю государственности, - заявил он в Бишкеке на совместной пресс-конференции с коллегой из Саудовской Аравии шейхом Абдаллой. – Но около 100 лет назад мы ее потеряли. Семьдесят лет из этого периода Кыргызстан был подчиненной республикой. Вместе с государственностью мы утеряли принципы исламского права».
«С принятием независимости Кыргызская Республика начала восстанавливать отношения с арабским миром, - говорит Марат Кайыпов. – Возобновились дипломатические и иные отношения. Мы осознали, что нам важно знать принципы законодательства исламских стран».
По словам Марата Кайыпова, это связано и с исламскими принципами финансирования, которые внедряет Кыргызстан. «Следовательно, - говорит министр юстиции, - республике понадобятся специалисты – банкиры, юристы, экономисты, которые бы ориентировались в исламском праве».
Кыргызстан, как отмечает Марат Кайыпов, связывает с Саудовской Аравией надежды на инвестиции, развитие экономических и политических связей, а также финансирование реформы пенитенциарной системы. Предложения по конкретным направлениям сотрудничества были переданы арабской стороне.
И ещё:
…Tazar: 12 июля 2006 г. президентом К. Бакиевым был подписан Указ «О пилотном проекте внедрения принципов исламского финансирования в Кыргызстане». Почему и с какой целью было принято это решение? Как и кем он будет реализовываться?
А. Жапаров: Во всех странах, в том числе в Японии, США, Великобритании, традиционно используются, так скажем, общепринятые европейские стандарты международной финансовой отчетности. Но и там существуют специализированные «окна». Через них, основываясь на принципах исламского финансирования, выдаются кредитные ресурсы. Поэтому я считаю, что если подобное появится и у нас в Кыргызстане, то у граждан появится возможность, так скажем, разнообразия при получении доступа к финансовым ресурсам. А это очень важно.
Пилотный проект сейчас реализуется «ЭкоБанком», мы там обкатаем все эти возможности. Кроме всего прочего, что у этого банка должен быть самый высокий уровень «оценщиков риска». То есть одно дело, когда тебе дают бизнес-проект, и он будет осуществим или нет, но здесь уже наполовину - банк тоже должен все прочитывать.
М. Мырзабаева: Данное решение было принято во исполнение условий Меморандума от 16 мая 2006 года «О взаимопонимании между Кыргызской Республикой, Исламским банком развития и ОАО «ЭкоБанк» относительно внедрения исламского банковского дела и финансирования в Кыргызской Республике». Данный Меморандум был подписан с учетом того, что Кыргызская Республика предпримет шаги в области совершенствования экономического и социального развития страны с акцентом на сокращение бедности и привлечение иностранных инвестиций, в частности инвестиций из стран-членов Исламского банка развития, членом которого Кыргызстан является с 1993 года.
Данный проект будет реализовываться как пилотный проект через Исполнительное агентство в лице ОАО «ЭкоБанк», который выразил желание принять участие во внедрении Исламского банковского дела и финансирования в банковскую систему Кыргызской Республики.
Основным ожиданием Кыргызской Республики от данного проекта является приток инвестиций в экономику страны.
Н. Сагындыков: ОАО "ЭкоБанк" был выбран исполнительным агентством Пилотного проекта по внедрению принципов Исламского банковского дела и финансирования в Кыргызской Республике в соответствии с Меморандумом о Взаимопонимании между Кыргызской Республикой, Исламским банком развития и ОАО "ЭкоБанк", подписанного 16 мая 2006 года.
Данный Меморандум был ратифицирован Указом Президента Кыргызской Республики от 12 июля 2006 года УП N 373 «О Пилотном проекте внедрения исламских принципов финансирования в Кыргызской Республике».
Пилотным банком был уполномочен ОАО "ЭкоБанк" по причине того, что именно со стороны этого кредитного учреждения исходила инициатива расширения своего продуктового ряда за счет внедрения в практику банковской деятельности новых услуг и привлечения инвестиционных ресурсов. Инициатива была выражена в переписке ОАО "ЭкоБанк" с Администрацией Президента Кыргызской Республики, Штаб-квартирой Исламского Банка развития (ИБР) и офисом Управляющего от Кыргызской Республики в Исламском Банке Развития и нашла положительный отклик для ОАО "ЭкоБанк".
И. Мирсайитов: 16 мая 2006 года была встреча между президентом КР К. Бакиевым и советников президента Исламского Банка Развития Д.М. Куреши для усиления развития финансового сектора Кыргызстана, и привлечения прямых инвестиций из стран Организации Исламская Конференция. Советник президента ИБР Дост Мохаммад Куреши отметил, что Кыргызстан, несмотря на ограниченные природные ресурсы, богата образованными и талантливыми людьми, что позволяет говорить возможности Киргизии стать крупным финансовым центром в Центральной Азии.
На этой встрече президент КР сказал: «Мы желаем, чтобы Кыргызстан стал и финансовым центром в нашем регионе. Это помогло бы интенсивному развитию нашей экономики. Сегодня же слабое развитие финансового сектора и банковской системы в Киргизии не создает необходимых условий для быстрого ее развития, поэтому мы только приветствуем желание ИБР активнее работать в Кыргызстане».
Таким образом, первостепенная задача данного проекта – это улучшение банковского и финансового сектора Кыргызстана. Насколько нам известно, для реализации данного проекта было поручено Президентом КР создание «Айыл Банк», для инвестирования аграрного сектора. А для инвестирования крупных проектов будет работать «ЭкоБанк»…
Бишкек, 9 октября. (КАБАР). Президент Кыргызстана Курманбек Бакиев провел рабочее совещание с членами рабочей группы по исполнению Указа главы государства “О Пилотном проекте внедрения исламских принципов финансирования в Кыргызской Республике” от 12 июля 2006 года.
К.Бакиев подверг критике деятельность соответствующих государственных органов, которые не смогли организовать согласованную работу по решению вопросов привлечения инвестиций и кредитных ресурсов в Кыргызстан в рамках реализации вышеназванного Указа. “Подъем экономики для нас является главной задачей, для чего необходимо увеличивать инвестиционные и кредитные ресурсы”, - подчеркнул К.Бакиев.
Глава государства поставил задачу в недельный срок внести для утверждения нормативно-правовые документы в соответствии с Указом Президента Кыргызской Республики, в том числе соответствующие Положения, регламентирующие применение исламского принципа финансирования в Кыргызстане.
Пилотный проект по внедрению исламских принципов финансирования в Кыргызской Республике будет осуществляться в рамках Меморандума о взаимопонимании между Кыргызской Республикой и Исламским банком развития.
В работе совещания приняли участие председатель Национального банка Кыргызской Республики Марат Алапаев, министр экономики и финансов Акылбек Жапаров, министр юстиции Марат Кайыпов и заместитель руководителя Администрации Президента Кыргызской Республики Токон Мамытов.
…27 января, выступая перед делегатами III съезда предпринимателей республики, президент К. Бакиев поставил задачу внедрения исламских принципов финансирования в Киргизии. Следует сказать, что еще 16 мая 2006 г. состоялась его встреча с советником президента Исламского банка развития Д. Куреши, на которой обсуждались вопросы привлечения в Киргизию прямых инвестиций из стран Организации Исламской конференции. Тогда же был подписан меморандум "О взаимопонимании между Киргизской Республикой, Исламским банком развития и ОАО "ЭкоБанк" относительно внедрения исламского банковского дела и финансирования в Киргизской Республике".
12 июля 2006 г. К. Бакиев издал указ "О Пилотном проекте внедрения исламских принципов финансирования в Киргизской Республике", но жесткие требования его реализации, вплоть до угрозы отставки министра экономики и финансов и председателя Национального банка прозвучали только сейчас, после того, как из теста конституции КР исчезло понятие "светское государство".
Теперь за исполнение указа отвечают правительство, руководство Национального банка, МИД и парламент страны. Координатором назначен заместитель руководителя администрации президента. В рамках реализации предусмотренных указом мероприятий Национальный банк утвердил ряд нормативных актов, одним из которых является положение о создании шариатского совета для "определения соответствия продуктов и договоров банка принципам шариата".
Напомним, что исламская экономическая система выстраивает свои задачи и стратегии, основываясь на исламском мировоззрении и моральных ценностях. В частности, мусульманское право содержит следующие запреты: "риба" (ростовщичество) – участие в операциях, связанных с взиманием и выплатой процента; "гарара" (опасность) – чрезмерная неопределенность в сделке; "майсира" ("азартная игра") – получение дохода, возникшего из случайного стечения обстоятельств, а также бизнеса, связанного с торговлей вещами, которые ислам определяет как нечистые (алкоголь, наркотики, и др.).
В исламском финансировании понятие "кредит" отличается от традиционного. Вместо ссуды партнерам Исламского банка выдаются беспроцентные займы на развитие бизнеса, но банки входят в долю на прибыль кредитуемых ими или вновь создаваемых предприятий, т. е. предоставляется финансирование, основанное на принципах участия банка в прибылях и убытках делового проекта, а также долгового финансирования. При этом исламский банк работает в партнерстве со всеми государственными органами, определяя сферы сотрудничества.
Сторонники внедрения исламских принципов финансирования рассчитывают, что с их помощью станет возможным инвестирование крупных инфраструктурных проектов (в частности, строительства дорог и электростанций) и более интенсивное развитие частного предпринимательства. Особо актуальными такие надежды стали после принятия 20 февраля 2007 г. киргизским правительством решения об отказе от вступления в инициативу HIPC по сокращению внешнего долга, предложенную Всемирным банком (ВБ) и Международным валютным фондом. Сумма долга составляет около $2,5 млрд.
Сам глава государства осознает, что "чиновники очень сильно сопротивляются внедрению исламских принципов финансирования в Киргизстане", и на III съезде предпринимателей республики назвал причину этого сопротивления: "В госорганах сидят люди, которые несколько лет работают со Всемирным банком и Международным валютным фондом. Они, конечно, не хотят, чтобы в Киргизстане были внедрены исламские принципы финансирования".
В то же время эксперты отмечают, что повсеместное внедрение принципов исламского финансирования повлечет за собой изменение всей банковской и финансовой системы республики, что окончательно приведет к изменению отношений Киргизии с МВФ и МБРР, в настоящее время выступающими ее основными кредиторами, и подчеркивают, что Всемирный банк вряд ли допустит вхождение Киргизии в орбиту исламского финансирования.
В более широком социальном контексте переход Киргизии на принципы исламского финансирования означает создание экономической инфраструктуры, ориентированной на исламизацию общественной жизни, поскольку партнерами исламского банка в соответствии с требованиями шариатского совета могут выступать только правоверные мусульмане.
Другая инициатива власти, также связанная с распространением норм шариата, – это внесение министерством юстиции КР в парламент республики законопроекта, предусматривающего отмену уголовной ответственности за многоженство. Но если общественность воспринимает этот законопроект как фактическую легитимацию многоженства, осуществляемую по инициативе органов исполнительной власти страны, то министр юстиции КР М. Кайыпов трактует его как шаг к гуманизации уголовного наказания и показатель демократизации общества. На специальном заседании Женского дискуссионного политического клуба, посвященном этой проблеме, М. Кайыпов даже предложил главе центра ОБСЕ в Бишкеке М. Мюллеру обеспечить поддержку указанного законопроекта в европейских структурах, что якобы подтвердит "отход Киргизии от тоталитаризма".
М. Кайыпова поддержал заместитель омбудсмена республики Т. Кошоков, который сослался на новую редакцию конституции КР, не запрещающую многоженство, и потребовал привести уголовный кодекс в соответствие с конституцией, высказав мнение, что государство не должно регулировать частную жизнь, и полигамия допускается в повседневной жизни в соответствии с законами шариата. Журналист республиканской государственной телерадиокомпании КТР М. Арстанбек заявил, что полигамия является общественно-религиозной нормой Киргизии, и лица, не исповедующие ислам, не имеют права даже обсуждать эту проблему, поскольку "сегодня ислам распространяется у нас хорошо, и нам не нужен шум". При этом он отметил, что "норма о светском характере государства была изъята из новой редакции конституции сознательно, т. к. страны исламского мира предложили серьезные инвестиции, но с условием, "что Киргизия не будет светским государством", и если бы Киргизия осталась светской страной, она лишилась бы помощи исламского мира".
Принимавшие участие в заседании политклуба представители религиозного сообщества заявили, что негативные оценки полигамии и уголовное преследование вызвано давлением Запада, "навязавшего киргизам исторический материализм, атеизм, ХИПИК (HIPC)". Выразив озабоченность по поводу недостаточного влияния в регионе Юго-Восточной Азии, мусульманских стран, они заявили принципиальную позицию, согласно которой "альтернативы полигамии нет, она дана самим богом, и это не подлежит обсуждению", и прокомментировали ее следующими высказываниями: "То, что аморально для Запада, для нас нормально; то, что нелегально для Запада, для нас законно; запрет полигамии – это нарушение прав верующих".
Поразительно, что тревогу по поводу продвижения идеи полигамии через распространение ислама с участием государственных служащих высокого ранга высказали только женские движения, а не демократическая оппозиция…
http://www.eawarn.ru/pub/Bull/WebHome/71_35.htm
ОКМОТПРЕСС
Дата: Saturday, 02 June @ 10:59:31
Тема
На 2 июня 2007 года
Информационное сообщение
Премьер-министр Кыргызской Республики Алмазбек Атамбаев подписал постановление Правительства Кыргызской Республики об утверждении Положения о налогообложении и учете операций, осуществляемых по исламским принципам финансирования в Кыргызской Республике в рамках пилотного проекта в открытом акционерном обществе «Экобанк», и порядке оплаты неналоговых платежей.
Данным решением Правительство Кыргызской Республики в соответствии с Указом Президента Кыргызской Республики «О пилотном проекте внедрения исламских принципов финансирования в Кыргызской Республике» от 12 июля 2006 года № 373 и Меморандумом о взаимопонимании между Кыргызской Республикой и Исламским банком развития и открытым акционерным обществом «ЭкоБанк» относительно внедрения исламского банковского дела и финансирования в Кыргызской Республике от 16 мая 2006 года утвердило Положение о налогообложении и учете операций, осуществляемых по исламским принципам финансирования в Кыргызской Республике в рамках пилотного проекта в открытом акционерном обществе «Экобанк», и порядке оплаты неналоговых платежей.
Положение о налогообложении и учете операций, осуществляемых по исламским принципам финансирования в Кыргызской Республике в рамках пилотного проекта в открытом акционерном обществе «ЭкоБанк», и порядке оплаты неналоговых платежей
I. Общие положения
II. Понятия, используемые в настоящем Положении
III. Особенности налогообложения и ведения бухгалтерского учета операций, осуществляемых в соответствии с исламскими принципами финансирования:
- «Мудараба»;
- «Шарика» и «Мушарака»;
- «Мурабаха»;
- «Иджара» и «Иджара Мунтахийя Биттамлик»;
- «Истиснаа» и «Параллельная Истиснаа»;
- «Салам» и «Параллельный Салам».
IV. Порядок оплаты неналоговых платежей
I. Общие положения
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Указом Президента Кыргызской Республики «О пилотном проекте внедрения исламских принципов финансирования в Кыргызской Республике» от 12 июля 2006 года № 373 и Меморандумом о взаимопонимании между Кыргызской Республикой и Исламским банком развития и открытым акционерным обществом «ЭкоБанк» относительно внедрения исламского банковского дела и финансирования в Кыргызской Республике от 16 мая 2006 года (далее – Меморандум) и другими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.
1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок налогообложения и ведения бухгалтерского учета при осуществлении отдельных видов деятельности филиалом/отделом открытого акционерного общества «ЭкоБанк» (далее – Банк) и контрагентами Банка в соответствии с исламскими принципами финансирования в рамках пилотного проекта согласно условиям Меморандума.
II. Понятия, используемые в настоящем Положении
2. «Мудараба» - договор о партнерстве между двумя сторонами, в соответствии с которым одна сторона - инвестор предоставляет активы, а другая сторона - предприниматель принимает их и использует с применением собственных трудовых ресурсов, в целях получения дохода и распределения его между сторонами в соответствии с договором.
2.1. «Шарика» - договор о партнерстве между двумя или более сторонами, посредством которого каждый партнер вносит определенные активы, что дает каждому партнеру право вести дело, используя данные активы на условиях распределения прибыли согласно договору, а убытки каждый партнер несет в соответствии со своим вкладом в общий капитал компании.
2.2. «Мушарака» - форма партнерства на основе договора «Шарика», в котором один из партнеров обещает постепенно выкупать долю другого партнера до тех пор, пока право собственности на долю не перейдет к нему полностью.
2.3. «Мурабаха» - договор о партнерстве между двумя сторонами, в соответствии с которым клиенту производится поставка актива, приобретенного Банком по заявке этого же клиента. При этом цена поставки актива Банком определяется сторонами как сумма цены закупки и наценки, согласованной сторонами договора.
2.4. «Иджара» - договор о партнерстве между двумя сторонами, в соответствии с которым приобретенное арендодателем (Банком) оборудование или другое имущество в собственность предоставляется арендатору в имущественный наем (аренду) во временное владение и пользование на согласованный срок, на платной основе.
2.5. «Иджара Мунтахийя Биттамлик» - договор о партнерстве между двумя сторонами, включающий договор «Иджара», в соответствии с которым клиент получает право выкупить ранее взятый в аренду (временное владение и пользование) актив либо по окончании срока действия договора «Иджара», либо поэтапно, в течение срока действия договора.
2.6. «Истиснаа» - договор о партнерстве между двумя сторонами, в соответствии с которым по заявке клиента Банк производит изготовление или строительство актива, с заключением договора от своего имени с производителем или строительным подрядчиком. По завершении работы, Банк производит поставку актива клиенту-заказчику.
2.7 «Салам» - договор о партнерстве между двумя сторонами, в соответствии с которым по заявке клиента Банк производит приобретение актива на основе отсроченной поставки, при условии оплаты стоимости актива в момент заключения договора.
2.8. «Параллельный Салам» - договор о партнерстве, в соответствии с которым Банк заключает договор с третьим лицом о поставке активов, спецификация которых соответствует спецификации, определенной первым договором «Салам» с поставщиком, при условии, что выполнение второго договора «Салам» не зависит от исполнения первого договора «Салам».
2.9. «Активы» - денежные средства (капитал), имущество (здания, сооружения, оборудование и т.д.), товары и другое.
2.10. «Финансовые услуги»
- операции по выдаче и передаче ссуд, предоставление займов, кредитов, кредитных гарантий, а также предоставление денежных гарантий, включая управление займами, кредитами или кредитными гарантиями со стороны кредиторов;
- операции с депозитными и текущими счетами, а также иными счетами, платежами, переводами, долговыми обязательствами, чеками и коммерческими обращающимися платежными средствами, операции по инкассо и факторингу;
- операции с валютой, банкнотами и денежными средствами, являющимися законным платежным средством, за исключением золотых монет и коллекционных экземпляров;
- операции с акциями, облигациями и другими ценными бумагами, а также акцизными марками, за исключением услуг по обеспечению сохранности ценных бумаг;
- управление инвестиционными фондами;
- операции, осуществляемые по исламским принципам финансирования.
Под финансовыми услугами, осуществляемыми по исламским принципам финансирования, подразумеваются операции, производимые по договорам, указанным в главах II, III настоящего Положения.
2.11. «Основные средства» - актив, который используется или предназначен для использования в экономической деятельности, постепенно переносит свою стоимость на создаваемые им товары, работы и услуги, срок использования или эксплуатации которого составляет более года, стоимость которого превышает 10000 сомов, а при импорте, таможенная стоимость которого составляет не менее 100000 сомов…
А. Мадумаров встретился с Директором регионального представительства ИБР
Дата и время: 15/05/07 - 10:03
Раздел: КЫРГЫЗСТАН
Государственный секретарь КР Адахан Мадумаров сегодня, 14 мая в Доме
Правительства встретился с директором Регионального представительства Исламского банка развития Ник Зайнал Абидином. Об этом информирует пресс-служба Главы государства.
На встрече были обсуждены перспективы и приоритеты экономического сотрудничества Правительства Кыргызстана и ИБР, вопросы развития исламского банковского дела в Кыргызстане, в частности реализации пилотного проекта по внедрению исламских принципов финансирования в Кыргызской Республике.
Государственный секретарь проинформировал главу Регионального представительства ИБР о проводимой работе в Кыргызстане по созданию условий для внедрения исламских принципов финансирования.
Директор Регионального представительства Исламского банка развития Ник Зайнал Абидин подчеркнул, что Кыргызская Республика предоставляет большие возможности для деятельности Исламского банка развития в стране, и поддержал предложение Государственного секретаря организовать встречу делегации Кыргызстана с Президентом Исламского банка развития для детального обсуждения сотрудничества по вопросу внедрения исламских принципов. Стороны сошлись во мнении о том, что данная встреча на высшем уровне ускорит процесс реализации пилотного проекта по внедрению исламских принципов финансирования в Кыргызстане.
На встрече также был затронут вопрос проведения совместного Инвестиционного форума в Бишкеке для привлечения инвесторов в экономику страны.
Во встрече приняли участие Секретарь Совета безопасности КР – координатор реализации Меморандума по внедрению исламских принципов финансирования в Кыргызской Республике Токон Мамытов.
OP | www.pr.kg
15:09
Указанная информация и предпринятые шаги КР по реализации Меморандума была представлена делегацией КР во время участия Кыргызстана с 28 мая по 2 июня в 32-ом ежегодном собрании управляющих и альтернатов управляющих в Исламском банке развития (ИБР) в Дакаре (Сенегал).
Нормативно-правовые документы, направленных на проведение банковских операций по исламским принципам, позволят достижению конечной цели Меморандума о превращении города Бишкек в Центр исламских финансовых услуг для Центральноазиатского региона. Данная информация воспринято с должным вниманием.
В ходе собрания управляющих кыргызская делегация заявила с поддержки Президента КР о намерении Кыргызстана развивать халал-индустрию и халал-стандарты, что приведет к увеличению экспорта продукции КР.
На данном мероприятии в Дакаре от КР приняли участие советник Президента КР, управляющий от Кыргызстана в ИБР Ш.Муртазалиев, заведующий сектором экономической политики отдела экономической и социальной политики, альтернат управляющего от КР в ИБР Ж.Касымов, и советника управляющего от КР в ИБР У.Сарбанова.
Конфликт религиозного и светского образования на юге Киргизии - проблема, созданная искусственно
21.05.2007 15:33 msk
Абдумомун Мамараимов (Джалалабад)
Подходит к концу очередной учебный год, и совсем скоро родители, уставшие от школьных проблем своих чад, облегченно вздохнут: в школах начнутся каникулы. Правда, перед мамами и папами выпускников встает новая задача - поступление в вуз, но их уже не будет касаться «религиозный» вопрос, из-за которого в общеобразовательных учебных заведениях юга Киргизии сегодня разгораются нешуточные страсти. Чиновники министерства образования обвиняют родителей и директоров некоторых школ в «исламизации» процесса образования, а родители заявляют, что чиновники покушаются на свободу вероисповедания их детей.
Внешне проблема заключается лишь в запрете на ношение платков школьницам, желающим, по словам их родителей, следовать требованиям шариата, согласно которым девочки, начиная с девяти лет, должны прятать от чужих глаз волосы и шею. Руководство Управления образования города Джалалабада считает ношение платков нарушением требований о единой школьной форме. Родители, в свою очередь, заявляют, что ношение платков не запрещено никакими законами. Но, как оказалось, платки – не единственная проблема, которая волнует родителей и чиновников. Последние обеспокоены и тем, что многие дети сегодня больше увлекаются уроками религии в мечетях и худжрах (помещения для учебы в мечетях. – Ред.), предпочитая их школьным занятиям. Кроме того, они уходят на пятничные молитвы, сбегая при этом с уроков.
Платки с национальным оттенком
Когда в Джалалабаде обсуждаются вопросы ношения платков и религиозного образования в целом, неизменно упоминается имя Шарипы Джоробаевой, инспектора по защите прав несовершеннолетних городского управления образования. По мнению родителей и директоров школ с узбекским языком обучения, именно она поднимает эту проблему, регулярно нанося визиты в эти школы и лично заставляя девочек снимать платки. В результате некоторые родители отказываются отпускать в школу своих дочерей.
По мнению Ш.Джоробаевой, религия отрицательно влияет на учебный процесс, и эта проблема актуальна только для школ с узбекским языком обучения. «Из двадцати двух школ города только в трех школах с узбекским языком обучения существует эта проблема, - утверждает инспектор в беседе с корреспондентом ИА «Фергана.Ру». – Родители примкнули к [религиозным] экстремистским организациям и не пускают своих детей в школы. Они ставят ультиматум, что без платков не отведут своих дочерей в школу. Но у нас для всех единые требования. Мы не разрешаем [школьницам] ходить в платках». По ее словам, раньше в городе была одна мечеть, сегодня их уже семьдесят шесть, а общеобразовательных школ - всего двадцать две, и в них из-за нехватки помещений учатся по сорок-пятьдесят детей в одном классе. «Откуда мы знаем, что дети в мечетях учат "хороший" ислам? - задается вопросом инспектор. - Мечети растут как грибы после дождя, может быть, там готовят экстремистов против общества, кто знает...»
По мнению Ш.Джоробаевой, в школах с русским и киргизским языками обучения родители иначе относятся к учебному процессу, и проблем, связанных с ношением платков или пятничными посещениями мечетей вместо школ, нет. Как считает наша собеседница, это отличие проявляется и в том, что, когда родители, уезжая на заработки в Россию, увозят с собой детей, они предоставляют школе справку об ответственности и получают личные дела своих чад. «В узбекских школах этого нет, – утверждает инспектор. – Детей как будто забирают прямо с улицы, они уезжают, и мы не знаем, где их потом искать».
Говоря о мальчиках, которые школам предпочитают мечеть, Ш.Джоробаева, ссылаясь на результаты проверок, говорит, что «именно узбекские дети не ходят в школу». Между тем, по словам родителей и учителей, большинство детей, забросивших школьные занятия, больше времени проводят в залах компьютерных игр, а не в мечетях. Однако Ш.Джоробаева уверяет, что «за компьютерными столами нет детей узбекской национальности», хотя при этом она и не может сказать, каково примерное соотношение детей, убегающих из школы в компьютерные игровые залы и в мечети.
Позицию Ш.Джоробаевой поддерживает и руководство городского управления образования. Начальник управления Д.Алимжанова приказом № 91 от 17 января 2007 года обязала директоров школ в месячный срок внести в школьные уставы изменения, запрещающие носить головные уборы, в первую очередь – платки, даже учителям. Выступая в прошлом году на «круглом столе», посвященном этой проблеме, Ш.Джоробаева заявила, что «все прогрессивное человечество поддерживает наш приказ № 91, даже считает его немного запоздалым». Однако введение приказа вызвало бурю протеста не только у родителей, но и у взрослых женщин-учителей, так как отсутствие платков на головах для них означает позор, даже по традиционным обычаям, не говоря уже о религиозных убеждениях. Не поддерживает эту инициативу и руководство областного управления образования.
«Приказ начальника горУО неправомерен, - говорит Чырмаш Дооронов, начальник Джалалабадского областного управления образования. - Все должно решаться на основании закона, то есть - согласно уставу школ. Если в школьном уставе это правило предусмотрено, тогда можно требовать это [снять платки], в противном случае мы накажем директоров». Отмечая, что школьные уставы принимаются на общем собрании педагогического коллектива, родительского комитета и с участием самих учащихся, Ч.Дооронов уточняет, что он лишь распорядился обсудить этот вопрос в школах, но не настаивал на запрете ношения платков. «Мы можем только рекомендовать, а решать будут сами родители и педагоги. Даже министр не имеет права приказывать им», - подчеркнул начальник облУО.
Однако вопрос так и остается открытым – почему-то ни одна администрация из указанных Ш.Джоробаевой школ не внесла соответствующие изменения в свои уставы, а инспектор горУО продолжает требовать от школьниц снимать платки на территории учебных заведений. Высказывания Ш.Джоробаевой об «исключительности школ с узбекским языком обучения» начальник облУО Ч.Дооронов прокомментировал жестко: «У детей нет национальности. Для нас и лично для меня все дети, так же как и школы с разными языками обучения одинаковы. Шарипа Джоробаева поступает неправильно».
Между тем, наша поездка в Иссык-Кульскую область на север Киргизии наглядно показала, что любовь к Всевышнему, как и к простому смертному, не выбирает национальности. Школа имени Героя Советского Союза А.Туменбаева, расположенная прямо на трассе, соединяющей столицу страны с центром Иссык-Кульской области, единственная и находится в небольшом селе Чоктал. Напротив школы – мечеть. Хотя директор и завуч школы уверяли нас, что у них нет «религиозных проблем, характерных для юга страны», но недолгое общение с их учениками вне школьных стен показало обратное. Правда, платков в этой школе почти не носят. Однако еженедельно призыву на пятничную молитву следуют более десяти детей, оставляя уроки и спеша в мечеть.
Акмат уулу Аманат учится в четвертом классе. Говорит, что уже год совершает пятикратный намаз, исправно ходит в мечеть на пятничную молитву, из-за чего опаздывает на уроки. Кроме него в мечети молятся еще десять-пятнадцать ребят. Остальные намазы не мешают школьным занятиям. «На уроки опаздываю, - признается Аманат. – Учителя ругают, но ничего – стараюсь не отстать от одноклассников». Когда вырастет, Аманат будет продолжать совершать намаз, но в муллы не пойдет – мечтает стать милиционером и ловить преступников. «Если бы все совершали намаз, то преступников не было бы», - по-взрослому рассуждает он.
Симпатичную девочку с умными глазами и в спортивной кепке зовут Малика, она учится в третьем классе. Малика также совершает намаз и читает религиозную литературу, которую в сельской мечети свободно раздают всем желающим. Малика – отличница. «Мне самой интересно [совершать намаз], и дедушка говорит, что это хорошо», - говорит она со сверкающими глазами. При возможности получить высшее религиозное образование Малика не прочь связать свое будущее с религией, но больше мечтает стать школьной учительницей.
По словам Абдулхамида Усубакунова, имама сельской мечети, ее служители объясняют детям, что им в первую очередь следует получить школьное образование, и время совершения намазов не должно мешать учебе в школе. На эту тему они проводят и совместную с учителями школ работу. «Но тем не менее, по пятницам в мечеть приходят около десяти-пятнадцати юношей и подростков, - говорит имам. – Многие приходят после уроков, но есть и такие, которые пропускают школьные занятия. Мы не можем выгонять их из мечети».
По мнению А.Усубакунова, в последние годы на севере страны ислам развивается все шире и динамичнее. Причиной тому – местное миссионерское движение, которое началось в этих краях лет 10-15 назад. «У вас, конечно, ислам распространен намного шире, - говорит он, имея в виду, что мы, корреспонденты, прибыли из южного региона страны. – Но на севере темпы развития намного выше, чем на юге».
Каждый судит исходя из уровня своей религиозности?
Изучая этот вопрос, можно сделать вывод, что к проблеме ношения платков и вопросам образования в целом каждый член общества независимо от социального статуса подходит исходя из своего отношения к религии. Мнение Ш.Джоробаевой об «излишней религиозности» этнических узбеков подтверждают, причем с определенной гордостью, и сами родители – представители узбекской национальности. Для многих из них законы Божьи, то есть - Коран и шариат выше несовершенных законов, созданных людьми. Так, по мнению одного из молодых родителей Исмоилжона Атабаева, «страна до сих пор не может прийти к согласию, следуя конституционным законам страны, потому что ее [конституцию] создают и меняют люди». С ним согласны многие из родителей, с которыми мы общались. «Человек не может создать правильную конституцию, ведь Аллах дал нам ее уже совершенную – Коран, - говорит Атабаев. – Но даже если у нас демократия, и мы живем по светской конституции, то почему нарушаются законные права наших детей? В конституции написано, что граждане имеют право на образование и свободу вероисповедания, а ношение платков считается одним из символов нашей религии». Атабаев уверен, что светское и религиозное образование детей должны идти параллельно. «Пусть ребенок одновременно познает Бога и сколько будет дважды два. Кто выбирает только религиозное образование, тот ошибается», - говорит молодой папа.
Молодой специалист областного управления образования по делам молодежи Мураталы Учкемпиров – верующий человек. Он считает, что «если игнорировать религию сегодня, то завтра это «ударит» по нашим детям, которые могут податься в различные секты и религиозные экстремистские организации». По мнению Учкемпирова, школьнику надо дать возможность совершать пятничные намазы, но так, чтобы он потом отработал пропущенные уроки. Что касается религиозности этнических узбеков, М.Учкемпиров считает, что они «более близки к религии, [так как у них] дома больше говорят о ней». Однако, со временем «вопрос будет назревать и в школах с киргизским языком обучения, в столице страны уже есть примеры». И хотя, по его мнению, «если намерения человека чисты, то внешность второстепенна», тем не менее, «можно было бы включить в школьный устав ношение платков как дополнительный элемент школьной формы».
Директор специальной школы № 8 Джалалабада Азиз Мусахунов – один из редких атеистов, оставшихся в регионе, на фоне массового обращения населения к религии. Он выступает против введения в школьный процесс религиозных элементов и символов, в том числе - платков, но не отрицает положительного влияния религиозного воспитания. А.Мусахунов также против методов, которые используют чиновники. Например, поведение Ш.Джоробаевой он расценивает как проявление национализма в отношении этнических узбеков. Религиозность узбекской части населения директор объясняет по-марксистки: «Когда человеку плохо, он подается в религию». «Работы нет, суды продажные, государство не защищает его, остается только Бог», - говорит он. «Чтобы вернуть детей в школу, нужно повысить ответственность родителей, приняв соответствующий закон, - продолжает А.Мусахунов. – За то, почему ребенок на базаре гуляет, сегодня требуют ответа с учителей, а не их [детей] родителей».
Причину отсутствия интереса детей и родителей к школе директор другой городской школы Иномжон Ибрагимов видит в том, что в годы независимости государство «забросило образование», и сегодня в городе больше мечетей, чем школ. «Ныне родители считают, что их детям достаточно хорошего воспитания, которое им дает религия, - говорит директор школы. - Они больше верят имамам, считают, что дети, посещая мечеть, становятся очень воспитанными, они не воруют, не курят. Как будто в школе учат этому». И.Ибрагимов не согласен с тем, что религия «уводит детей из школ». «Основная масса детей – на улице, - говорит он. – Дети богатых играют в компьютерные игры, а бедные зарабатывают себе на хлеб». Большинство родителей уезжает в Россию и Казахстан с детьми. И если несколько лет назад в этой школе учились 1300 учащихся, теперь их осталось 900. «Сегодня даже дождь может стать причиной отсутствия ребенка на уроках».
Садырбека Качкынбаева, советника по делам религии губернатора Джалалабадской области, мы застали в одной из школ города, где он читал лекцию старшеклассникам. По его мнению, конфликт между родителями и чиновниками возникает из-за отсутствия разъяснительной работы по вопросам религии как среди родителей, так и учителей. Кроме этого, многие чиновники мало сведущи в вопросах религии, поэтому и «раздувают проблему, навязывая свои амбиции обществу». «Только слово "религия" вызывает у многих чиновников определенные опасения, - говорит советник по делам религии. – Некоторые чиновники говорят мне: «Вот, мол, твои молдо (Мулла, религиозные служители (кирг.). – Авт.) и создают проблему». Это и есть их отношение к вопросу. Эти чиновники не знают, что такое ислам, христианство, буддизм. Поэтому не могут адекватно реагировать на события».
Проблема раздутая и искусственная
Проблема, связанная с ношением девочками платков в школах и «хождением» мальчиков в мечети вместо уроков, абсурдна, вернее - высосанная из пальца. Этот другой вывод, который упрямо напрашивается после общения с десятками компетентных людей по этому вопросу.
Декана факультета шариата Университета дружбы народов Джалалабада Кудратиллу Мехмонкулова родители учили математике с четырех лет, а шариату - с пяти. Но даже в то «безбожное» советское время у школы не было претензий к нему, «ибо учился хорошо и был активистом». Высшее религиозное образование получил в арабских странах. Он удивляется, что в стране, где «проживает восемьдесят пять процентов мусульман, возникают такие проблемы». По его мнению, в такой стране «власти исходными действиями должны учитывать нужды и потребности населения». «В наших школах очень слабо учат, - сетует К.Мехмонкулов. - Некоторые выпускники школ не знают, где расположена Киргизия, могут сказать, что в Африке. Вот на этот бы факт обратили внимание». К.Мехмонкулов считает, что в первую очередь молодые граждане страны должны закончить как минимум девять классов и получить хорошее образование. «Человек возмущается не потому, что он – враг ислама, - говорит теолог о чиновниках, которые стараются вернуть детей из мечетей в школу. - Это мы воспринимаем их действия как атаку на религию. А какой толк от верующего, который не знает элементарных знаний о земном шаре?!»
С тем, что проблема создается искусственно, согласен и ректор Джалалабадского государственного университета Абдумаматкадыр Аширалиев, совершивший в этом году паломничество в Мекку. «В чем виновата одежда? – рассуждает он в беседе с нами. - Не надо обращать внимание на это и не будет проблемы. Другое дело, если школьным уставом это запрещено».
Начальник областного управления образования Ч.Дооронов считает, что постоянно муссировать эту проблему нельзя, иначе она незаслуженно окажется в центре внимания общества: «Обычно мы раздуваем проблему, в том числе с привлечением СМИ. Надо просто работать совместно, и все решится. А то мы привыкли обсуждать местные проблемы на мировом уровне».
Между тем, этот вопрос волнует и правозащитников, к которым родители обратились за помощью. По мнению Абдумалика Шарипова, пресс-секретаря правозащитной организации «Справедливость», вот уже несколько лет «при проведении различных акций против терроризма и перед началом учебного года наблюдается всплеск эмоций по этому вопросу». «Власти грубо вмешиваются в проблему, - сказал правозащитник. – Но это деликатный вопрос, и при решении нельзя рубить с плеча. Из-за обоюдного непонимания искусственно создается конфликт». Причем обе стороны имеют свои аргументы, отмечает А.Шарипов: одна выкладывает Коран, другая – закон. «Но для верующего человека законы Божьи стоят выше. В Узбекистане известный богослов Абдулазиз Мансур дал фетву, чтобы школьники могли не ходить на пятничную молитву, сказав, что за этот грех он ответит лично. Пусть у нас дадут такую же фетву или пусть официально разрешат ходить на пятничную молитву», - предлагает А.Шарипов. (Фетва - юридическое заключение (обычно в форме вопроса и ответа) высшего религиозного авторитета (муфтия, шейх-уль-ислама) о соответствии того или иного действия или явления Корану и шариату. – Ред.)
По мнению председателя «Справедливости» Валентины Гриценко, проблему можно решить, «не притягивая ее за уши. Просто надо, чтобы ребенок понял, что намаз не освобождает его от уроков. Проблема раздувается искусственно, особенно в свете пресловутой борьбы с терроризмом, - считает В.Гриценко. - Чуть ли не ставят знак равенства между террористом и верующим человеком».
Сторонники осторожного подхода к этой неоднозначной теме едины во мнении, что если не принять своевременные и обдуманные решения сейчас, то последствия проблемы, созданной искусственно, могут вполне и естественным образом оказаться непредсказуемыми.
Лучше объединить, чем противопоставлять?
Нельзя противопоставлять два направления образования, - считает А. Аширалиев. По его мнению, во всех образовательных учреждениях страны воспитательный процесс должен идти как отдельное направление, для чего следует создавать штаты воспитателей. При этом в светском образовании можно использовать и западную методологию, а в воспитании - нет. «Мы – восточные люди и молодежь надо воспитывать по-восточному. Не надо бояться использовать ценности ислама, - говорит ректор университета. – Для создания новых стандартов, необходимо объединить религиозных ученых и светских специалистов, которые должны разработать единую систему воспитания».
Точке зрения А.Аширалиева созвучна и позиция декана факультета шариата Кудратилло Мехмонкулова, который считает, что «надо соединить религию и государство». «При разделении религии и государства имамы работают, как хотят – некому их контролировать, - приводит свои аргументы К.Мехмонкулов. - Пусть государство не будет религиозным, но ввести государственный учет и контроль над религиозной сферой – мечетями, степенью образования имамов и других служащих – нужно обязательно». По данным декана, в стране достаточно кадров, закончивших самые престижные вузы в арабских странах, «но они не востребованы, из-за чего в управление религиозной сферой приходят случайные люди». Он также посетовал, что религиозные лидеры страны не заинтересованы в компетентных кадрах, многие выпускники его факультета безработные или заняты в других сферах, хотя могли бы организовать учебу в различных учебных заведениях или стать хорошими имамами.
Совсем иного мнения по этому вопросу придерживается начальник Джалалабадского областного управления образования Ч.Дооронов. Он считает, что вводить религиозный компонент в школьный образовательный процесс не следует, хотя бы до девятого класса. «После девятого класса можно дать общее понятие о религиях вообще, - говорит он. – И мы не должны говорить, какая религия лучше, какая хуже. Какую религию выберет человек, это уже его право». Ч.Дооронов также сообщил, что для решения проблемы вовлечения детей в учебный процесс в Джалалабаде и пригороде открыто две заочные школы, где учатся в общей сложности более трехсот юных граждан, по различным причинам выпавших из школьного процесса. Открытие таких же школ планируется в других городах и районных центрах. «Для этого новые здания не нужны, искать учителей тоже не надо, - продолжает Ч.Дооронов. – Наши учителя могут дополнительно зарабатывать после уроков в обычной школе. Самое главное, что это удобно детям, которые по различным причинам не могут посещать обычные школы».
К вопросу объединения светского и религиозного образования в обществе относятся по-разному. И чем ближе человек к школе, тем отрицательнее звучит ответ. Например, директор первой школы-гимназии Джалалабада Лилия Лебедева считает религию сугубо интимной вещью и «никто не должен вторгаться в эту жизнь человека, а ребенку нельзя навязывать религиозное воззрение». «Школа должна готовить образованных и интеллектуальных людей, готовых к жизни, - говорит она. – С другой стороны, зачем лишать детей их детства?» Большинство директоров и учителей также едины во мнении, что с внедрением религиозного компонента в школьный процесс «торопиться нельзя».
Проблемой образования детей обеспокоены и представители гражданского общества. Несколько месяцев назад Общество узбеков Джалалабада официально обратилось к имамам мечетей и руководителям мусульманского духовенства с просьбой оказать содействие в ее решении. К этому обращению служители религии отнеслись с пониманием – теперь во время лекций и наставлений в мечетях области имамы напоминают прихожанам о необходимости дать детям школьное образование и нести ответственность за их обучение в школах. Сотрудники областного казыята (духовного управления мусульман. – Авт.) читают в школах лекции, на которых рассказывают школьникам об исламе, о различных течениях, искажающих религию и приводящих к конфронтации в обществе. Как утверждают сотрудники казыята, необходимость получения достойного светского образования – в числе основных тем этих лекций.
Проблема ношения хиджаба в школах на юге Кыргызстана до сих пор не решена
20.02.2007 12:30 msk
Абдумалик Шарипов (Фергана.Ру)
Администрации двух школ поселка Кызылджар Джалалабадской области Кыргызстана не пускают на занятия группу учениц, требуя, чтобы они сняли хиджабы – женские платки. Девушки отказываются исполнять эти требования, а местные власти и районное управление образования не хотят вмешиваться в конфликт и делают вид, что ничего серьезного не происходит.
Родители девушек обратились за помощью в правозащитную организацию «Фингбекс» с просьбой помочь в восстановлении конституционных прав своих детей на образование.
По словам руководителя правозащитной организации «Фингбекс» Батирбека Сраждинова, проблемы у девушек появились с началом учебного года. Прежде чем обратиться за помощью к правозащитникам, мусульманки направили свои жалобы главе сельской управы Учкоргона, акиму Аксыйского района и начальнику районного управления культуры и образования. Однако ответов из этих инстанций они так и не получили.
Как следует из заявления родителей, учителя средней школы имени Сатылганова Назар Сулайманов и Абдурахман Нышанов, а также их коллеги из школы имени Мешкова Сагын Камчыбеков и Кымбат Нышанова совместно с администрацией школ запретили девушкам посещать уроки в платках.
В начале 2007 года, после очередного выдворения из школы девушек в платках, родители вынуждены были требовать письменного разъяснения у руководства школы. Организатор средней школы имени Сатылганова, удовлетворив запрос родителей, дала объяснительную записку следующего содержания: «Я, Жылдыз Абылкасымова, даю настоящую объяснительную записку, в том, что одиннадцатого января 2007 года ученицы 7 «В» класса Канышай и Самара Кочумкуловы пришли в школу в хиджабе. Дежурные учителя Назар Сулайманов и Абдурахман Нышанов не пустили их, требуя, чтобы они посещали занятия в школьной форме. Двенадцатого января родители потребовали от нас письменного разъяснения. Я и завуч Жаныбек Нышанов сказали, что если их дети придут в школу в хиджабе, а не в форме, то не будут учиться. И в качестве основания показали постановление 13 сессии айыл Кенеша под номером 13\6».
Однако, заявители не совсем согласны с утверждением администрации школы о том, что их дети не носят школьную форму.
«Наши дети ходят в школу в форме, как того требуют учителя, единственное отличие от других в том, они носят платки», - пишут Абдыкал Кочумкулов и другие родители (одиннадцать подписей).
Проблемы, связанные с ношением платков в школах Джалалабадской области широко обсуждаются уже в течение нескольких лет, но ни одна сторона не хочет идти на компромисс. Родители ссылаются на требования Священного Корана, а учителя - на уставы школ и постановления местных кенешей (советов).
Как быть? Если, учителя апеллируют не к Конституции страны и к Закону о свободе вероисповедания, которые считаются приоритетными над школьными уставами и постановлениями местных властей, может быть, ученицы-мусульманки и их родители согласятся идти на уступки? С этим вопросом мы обратились к ряду улемов (ученых-богословов) и экспертов как в религиозной, так и в правозащитной сфере.
Руководитель общественного объединения «Центр исламского обучения», бывший казий (мусульманский судья, духовный руководитель) Джалалабадской области Дильмурад Орозов считает, что причиной конфликта является юридическая неграмотность местных властей и администраций школ. «Во-первых, я прямо обвиняю местные власти и учителей в незнании и непонимании Конституции, Закона о религии. Во-вторых, обвиняю их в попрании положений международных соглашений, гарантирующих свободу вероисповедания. Законы нашего государства также предоставляет свободу выбора в сфере вероисповедания. Каждый гражданин Кыргызстана вправе исповедовать любую религию и соблюдать требования своей веры, если они не противоречат конституционному строю», - говорит Дильмурад Орозов.
По его мнению, инцидент в Кызылджарских школах должен быть предметом судебного разбирательства. «То, что происходит сейчас в школах, можно расценивать, как ущемление прав мусульманок. Ведь мы ничего не говорим, когда другие носят мини-юбки, ходят с открытыми пупками? Почему же мусульманки не могут ходить в платках, как того требует наша религия? Не то что у нас, даже в таких странах, как Великобритания, Франция и США, которые традиционно считаются оплотами демократии, мусульманки добились права посещать и школы и вузы в платках», - говорит Д.Орозов.
На вопрос, как быть, если девушкам-мусульманкам предлагают выбрать между платком и школой, как случилась в Кызылджаре, богослов отвечает так: «Есть хадис пророка Мухаммеда (мир Ему), где он сказал – если в одно время придет земное и небесное, то вы сначала должны выполнить небесное. Мусульманка никогда не согласится снять своего платка ради школы».
По словам нынешнего казия Джалалабадской области Абибуллы Бапанова, мусульманское духовенство уже несколько раз обращалось с запросами в соответствующие структуры, но ответа получено не было. «В прошлом году в Джалалабаде прошла специальная конференция с участием учителей, родителей, общественных организаций и Омбудсмена республики. Мы и тогда утверждали, что [по всем законам] девушки-мусульманки имеют право посещать школы в платках», - сказал он.
На вопрос, что же надо делать, если учителя и в дальнейшем будут запрещать девушкам посещать занятия в платках, Абибулла Бапанов отвечал весьма туманны и не конкретно: «Девушки должны и носить и платки и посещать школы, никто не может запретить им получение образования. Для мусульманки и ношение платка и получение образования одинаково обязательны».
По словам обоих улемов, ни один казий, муфтий или другой мусульманский авторитет не имеет права разрешать девушкам снимать платки, даже временно - по требованию учителей, так как это - большой грех перед Аллахом.
Начальник Джалалабадского областного управления образования Чирмаш Дооронов считает, что главным документом для школ являются их уставы. «Я и ещё на прошлогодней конференции говорил об этом. Устав - это внутренний документ жизни школы, если в уставе напишут, что можно посещать уроки на платках, то пусть посещают, если нет такого пункта, то все должны соблюдать те правила, которые заложены основах этого документа», - говорит Ч.Дооронов.
Получается замкнутый круг. На одну чашу весов поставлена вера человека, а на другую - образование, дальнейшая жизнь и достойное место в современном обществе. Как же быть?
По словам председателя Джалалабадской областной правозащитной организации «Справедливость» Валентины Гриценко, если на вещи посмотреть с точки зрения правовых норм, то никакого предмета для спора здесь нет. «И международные документы, и Конституция страны гарантируют каждому гражданину свободу вероисповедания. А в законах о религии, образовании и многих документах можно найти пункты, регулирующие вопросы, которые касаются учениц кызылджарских и других школ области. Здесь не надо создавать проблем на ровном месте. Постановления сельской управы и уставы школ не могут идти в разрез с Конституцией и другими законами. При принятии нормативных документов на уровне сельских управ и школ, местные власти должны были основываться именно на нормах Конституции. Если этого не было сделано в свое время, то надо эти правила изменить, или придерживаться пунктов приоритетных документов, каковыми являются опять же Конституция, международные пакты и законы Кыргызской Республики», - говорит правозащитница.
* * *
Женская мусульманская организация «Мутакаллим» уже несколько лет требует на законодательном уровне разрешить фотографироваться в паспорт в платках (хиджабах), как того требует шариат. Несколько студенток Исламского Университета в Бишкеке отказываются получать гражданский паспорт именно из-за того, что им пришлось бы фотографироваться без головного убора. Активистки «Мутакаллим» уже начали сбор подписей под воззванием об изменении стандартов для внутренних документов, требующих фотографироваться без головного убора.
Государственное агентство по информационным ресурсам и технологиям (ГАИРТ), занимающееся паспортизацией граждан, отвечает на это требование, что фотография в головном уборе затрудняет идентификацию личности изображенного на снимке с предъявителем паспорта, подчеркивая, что такого мнения придерживается не только Кыргызстан, но и большинство других стран, в связи с чем у проигнорировавших данное правило могут возникнуть различные трудности, в частности, во время международных перелетов. Как стало известно ИА «Фергана.Ру» от источников в государственном Агентстве по делам религии, руководство этого ведомства выступает с резкой критикой инициативы мусульманок.
ИА «Фергана.Ру» представляет вниманию читателей интервью корреспондента Халида Валидова с лидером организации «Мутакаллим» Жамал Фронтбек кызы.
«Фергана.Ру»: - Жамал, каковы основные требования организации «Мутакаллим»? Только ли в том, чтобы добиться разрешения фотографироваться на паспорт в платках?
Ж.Фронтбек кызы: - Да, сейчас просим разрешения фотографироваться на паспорт в национальных головных уборах, в платке. В Коране есть две суры (туныр и абзхам), которые запрещают показывать свое тело, кроме лица и кистей рук, другим мужчинам. Поэтому из богобоязненности мусульманские женщины не хотят фотографироваться на паспорт без платка, так как, вы знаете, во многих структурах работают мужчины. Они будут смотреть на этих женщин, которые чувствуют себя перед ними раздетыми.
«Фергана.Ру»: - Как к вашему желанию относятся в паспортных столах?
Ж.Фронтбек кызы: - Мы уже более трех лет занимаемся обыкновенной перепиской. В одном письме нам ответили, что «в целях обеспечения национальной безопасности мы не можем вам разрешить фотографироваться в платках». И 19 июля 2006 года наши женщины взбунтовались. Как же так, мы ведь не просим автомат или пулемет, чтобы речь шла о национальной безопасности. Мы просим защитить наши права. Ни в одном международном договоре или конвенции, - а мы просмотрели все документы, - не указано, что человек, который фотографируется на паспорт, должен быть с длинными или короткими волосами, лысым, в головном уборе или без. Самое главное, чтобы лицо человека было четко видным. Мы просто хотим фотографироваться в платке, и лицо будет четко видно. Мы же не просим фотографироваться в парандже.
Даже в Америке, где всего два процента мусульман, женщинам разрешили фотографироваться в хиджабе. Летом приезжала гостья из США, она показывала свой паспорт. Наши женщины были и удивлены, и обижены тем, что нам этого не разрешают. В России 22 октября 2004 года мусульманки выиграли суд, и в Ингушетии, Башкирии, Татарстане разрешили фотографироваться на документы в платке. То же самое произошло в Казахстане в 2006 году, Нурсултан Назарбаев сделал подарок своему народу, и сейчас те мусульманки, которые хотят поменять паспорт, меняют его за счет правительства. Нашу экономику не сравнить с Казахстаном и Россией, и мы готовы поменять паспорта за свой счет. Но нам бесконечно отказывают. Из-за этого тысячи девушек-мусульманок отказываются получать паспорта.
«Фергана.Ру»: - Недавно на пресс-конференции вы заявили, что около тридцати тысяч ваших сторонников выступают за то, чтобы разрешили фотографироваться в платках. Это реальная цифра?
Ж.Фронтбек кызы: - Да, и мне очень хочется поблагодарить наших соотечественников, которые звонят со всех уголков Кыргызстана, чтобы нас поддержать. В день проведения пресс-конференции мы нашли еще десять тысяч сторонников. Так что нас сейчас уже сорок тысяч. Все ждут дальнейших указаний. Я очень признательна СМИ, которые поддерживают нас. Нужно всего лишь изменить инструкции по получению паспорта и все будет нормально. Так нет,
«Фергана.Ру»: - А что предпримете, если правительство не пойдет вам на уступки?
Ж.Фронтбек кызы: - Мы, женские организации, уже полтора года думаем, когда будем выходить на площадь. Женщины говорят, что стоит кому-нибудь выйти на площадь и их требования удовлетворяются. А у нас тридцать тысяч голосов и мы сможем решить этот вопрос. Но я думаю, что правительство решит этот вопрос, не вынуждая нас выходить на площадь. Мы против пикетов, но другого выхода для привлечения внимания к нашей проблеме у нас нет.
«Фергана.Ру»: - Может, правительство в ваших попытках видит стремление исламизировать страну?
Ж.Фронтбек кызы: - Для исламизации Кыргызстан еще не готов. Люди не готовы жить по шариату и никто не будет их к этому принуждать. В исламе нет насилия, мы далеки от этого. Но когда мы поднимаем наш наболевший вопрос, нас начинают сравнивать с «Хизб ут-Тахриром», ваххабистами… Некоторые говорят: вот получите разрешение фотографироваться на паспорт в платке, затем начнете требовать халифат. Спрашивают, сколько денег нам дали иранцы, кувейтцы и так далее. Я хочу вас уверить: мы не нуждаемся в чьих-то деньгах и программы насчет создания халифата и тому подобного у нас нет. Мы просто хотим, чтобы наших тел не видели другие мужчины, потому что это большой грех. Мы боимся Всевышнего. Надеюсь, правительство разрешит нам фотографироваться в платке. Это не потребует реформирования законодательной базы, нужен просто соответствующий указ.
Запрет на ношение платков в школах на юге Киргизии возмутил родителей и местное мусульманское сообщество
21.05.2006 17:13 msk
А.Мамараимов (Джалалабад)
О проблемах, связанных с ношением религиозной одежды в южном киргизском городе Джалалабаде мы уже сообщали в статье: «В школах киргизского Джалалабада решают проблемы, связанные с ношением мусульманской одежды (Фергана.Ру, 16.03.2006». Как сообщает корреспондент ИА «Фергана.Ру» в регионе, конфликт между верующими мусульманами и чиновниками выходит на новый уровень.
В конце учебного года сотрудники Джалалабадского городского отдела образования категорически запретили девочкам-мусульманкам ношение платков (хиджабов) на территории школы. Аргумент чиновников таков – это нарушает школьный порядок. Родители-мусульмане и коллектив учителей трех школ были возмущены статьей «Мы строим светское общество! И этим все сказано…», опубликованной в информационном бюллетене «Право для всех» за подписью инспектора городского отдела образования по охране прав несовершеннолетних Шарипы Джоробаевой. Автор статьи косвенно обвинила коллективы трех школ, «которые сегодня по всем показателям учебно-воспитательной работы плетутся в хвосте среди школ города», в намерениях построить в стране «исламский халифат».
Речь идет о трех школах города, в которых обучение ведется на узбекском языке. Следует отметить, что на юге Киргизии живет очень значительное количество узбеков, а всего в Джалалабадской области функционирует тридцать две узбекских школы, в которых обучаются более двадцати шести тысяч детей. Как известно, узбекские семьи более религиозны, чем киргизские.
В своей статьей инспектор гороно Джалалабада Ш.Джоробаева заявила, что учащиеся трех узбекских школ города никогда не побеждают на олимпиадах и конкурсах, а низкая успеваемость детей связана с тем, что в учебное время они убегают в мечеть на молитву. Резюме Ш.Джоробаевой очень категорично: «…Если эти три узбекские школы хотят построить в Кыргызстане халифат, то пусть знают, что у них ничего не выйдет».
Родители и мусульманская община города решили организовать публичное обсуждение этого вопроса. 20 мая редакция газеты «Мусулмон» («Мусульманин») управления мусульманского духовенства области организовала круглый стол, в котором участвовали представители заинтересованных сторон.
Начальник областного управления образования Чырмаш Дооронов еще в начале мероприятия сообщил родителям, что, согласно законам Кыргызстана, форма одежды учеников определяется уставом школы, который, в свою очередь, принимается родителями, педагогическим коллективом и самими учащимися. Несмотря на кажущуюся простоту решения проблемы, непримиримый спор длился несколько часов.
Свое мнение о конфликте озвучил и Уполномоченный по правам человека Киргизии (Омбудсмен) Турсунбай Бакир уулу, подоспевший к концу мероприятия. Он заявил, что решение руководителей городского отдела образования незаконно, и подлежит отмене. «Ни в каком законе не указано, что в школе нельзя носить платок. А что не запрещено законом, то разрешено», - сказал он.
Омбудсмен также ответил на многие другие вопросы, волнующие южан. Тем не менее, для окончательного решения конфликта группа родителей-мусульман решила обратиться с письмом к главе государства – президенту Киргизии Курманбеку Бакиеву.
«Фергана.Ру» будет следить за развитием событий.
Абдумомун Мамараимов (Джалалабад)
Добавить отзыв