… Виктор Вексельберг как обычно был сдержан и немногословен. А вот Владимир Путин отреагировал на его сообщение эмоционально: «Что они там, в Киргизии, охр…ли, что ли?» - повернулся он к Иванову – он присутствовал при разговоре. Сергей Борисович молча пожал плечами. «Да кто он такой, этот Жаныш?» - не унимался Путин. Иванов ответил…Вексельберг кивнул и красноречиво развел руками…
Через два дня чемодан с наличными долларами улетел в Бишкек. Вез его полковник ФСБ, но о том, кто этот человек на самом деле, знали только трое. Момент передачи денег был зафиксирован на видеопленку. Но эта была только третья часть той суммы, которую должен был заплатить российский олигарх Виктор Вексельберг, чтобы стать владельцем Карабалтинского горнорудного комбината в Киргизии...
Хочу такого, как Путин. Не для себя – я лично не умею все делать по команде. А для страны своей, для родины своей непутевой, я хочу такого как Путин. В политике я не разбираюсь – не пошла бы она, а вот в экономике хочешь, не хочешь, приходится: когда она по карману бьет больно… Путин у себя экономикой управляет жестко: капиталистическая система – и плановая социалистическая отчетность. Он своих олигархов – десятка два, входящих в рейтинг Forbs – построил навытяжку, «на первый-второй, расчитайсь!» Каждому указал его «поляну»: ты будешь давать стране алюминий, ты – добывать нефть, а ты, дорогой, займешься новой урановой программой. Он не спрашивает у них – хотят, не хотят. Он их просто расставил. Кто не хочет стоять, будет сидеть. С Ходорковским перестукиваться.. Желающих пока нет. Возражений – кому чем заниматься – тоже нет….Тяжела жизнь российских олигархов. Виктору Феликсовичу едва полтинничек стукнул, а он давно седой весь как лунь. Роман Абрамович даже побриться не успевает, как бомж вечно шатается - в куртке грязной и каске строительной. Он Чукотку поднимает…. Вексельбергу хотели дать сначала Камчатку, но потом он получил другое ответственное задание: его послали в Африку. Африку Виктор Феликсович ничего, осилил. Но вот когда его отправили в Кыргызстан, - тут-то он и заспотыкался…
«Нигде нет столько демократии, как у нас!» - эту крылатую фразу президента нашего Бакиева надо вписать золотыми буквами в мировую историю. Это правда истинная. В Кыргызстане президент никого не строит. Здесь каждый сам себе олигарх – как умеет. Но есть одно правило – четкое. Нужно сначала купить билет… Вот, скажем, стоял общественный туалет. Пришел нарынский аксакал и решил, что туалет отныне будет его собственный. И ввел правило: плати два сома за вход – и потом делай в туалете, что хочешь… Пришел джалалабадский аксакал и решил, что страна отныне будет его. И правило такое же: плати за вход – и делай потом в стране, что хочешь…
Виктор Вексельберг не очень хотел брать Карабалтинский горнорудный комбинат. Вернее даже, очень не хотел. Но приказ – есть приказ. Ему поручено заниматься ураном – он выполняет. Родина велела – олигарх ответил «Есть!» Завод в Кыргызстане оказался подходящим. И Виктор Феликсович его купил. И быстро засучил рукава, привез новые технологии, начал разгребать хвостохранилища - на переработку… И тут ему говорят: «А ты за вход платил, дядя? А надо! А то быстро устроим выход…» Нервные они какие-то – российские олигархи, нежные. Вот и этот Вексельберг: полмира закрутил на собственную «экономику» - от Британии до ЮАР – ничего. А у нас спекся. Побежал к Путину, наябедничал: «В Киргизии «откат» требуют!» … Ну что орать-то? Ну требуют. А у нас такие правила…
И то еще надо сказать, вот этому, конкретному, господину повезло. Подумаешь, полтора зеленых лимона у него стребовали. Но завод-то отдали, по-честному.. Ему одному и никому больше. Могло быть по-другому. Вон, другой олигарх, не путинский, опальный, как у нас на Джеруе погорел. Мы вход на то золотишко продали дважды – сначала другим, потом ему. Они туда вместе ломанулись – и поделить не сумели. Сейчас бодаются, в международном арбитраже отношения выясняют. А нам-то что? Надо уметь договариваться. Или выживает сильнейший – мы так думаем… Сейчас еще думаем: «А давайте, Абрамовичу тоже Джеруй продадим. Ему нынче золотом заниматься велели. Золота в мире мало, все разобрано, а у нас есть!»
Мы не умеем создавать. Только продавать. По сути мы можем продать все. Земельные участки, заводы, телефонные компании, телеканалы, гостиницы, линии электропередач. И – повторяю! – даже по два-три раза. И не обязательно олигархам. Мелочовщикам тоже можем. Это уже другой уровень, но там тоже действует такое же правило. Они платят за вход. Город наш, родной Бишкек, мы уже почти весь продали. Туркам в основном. Они, видимо, платят больше. А нам не важно, что, заплатив за вход, они потом ведут себя в нашем городе, как в общественном туалете. Какая ерунда! – На Советская-Кулатова завалили десять крепких деревьев: хозяин нового торгового дома решил парковку сделать. Тем, кто продает билеты, все равно.
Если народ возмущается, ему затыкают рот: «Молчите! Это инвестиции! Нам нужны инвестиции..» Это ИМ нужны - тем, кто продает. А НАМ? Какие это, к черту, инвестиции, если пришлые ставят у нас СВОИ торговые точки, чтобы там толкать нам втридорога СВОИ же товары! Хуже того. Заплатив чиновникам, они, те, кто приходит, покупают право плевать на нас. Гадить в нашем доме… И не только по-маленькому – как вот эти самые «торговые» владельцы. Иногда
по- большому…. Возьмем «Кумтор»….
(продолжение следует)
Елена АВДЕЕВА
Отзывы
Гость (не проверено)
ИЗ БП
пт, 2007-07-20 13:56Как только Бакиев приехал в Бишкек, к нам наведалась то ли Кондолиза Райс, то ли Дональд Расмвилд. Не знаю, о чем они говорили, но Бакиев тогда заявил, что Антиреррористические силы останутся в стране до тех пор, пока ситуация в Афганистане не стабилизируется (т.е. на многие годы).
Нужно знать характер Владимира Владимировича. Он очень не любит, когда его так откровенно на…бывают. В порыве эмоций ВВП сделал следующее, попросил президента Казахстана Н.Назарбаева закрыть на некоторое время экспорт ГСМ в Кыргызстан. Казахи целое постановление выпустили тогда, объяснив свое решение защитой внутреннего рынка в преддверии уборочной страды.
Ситуацию тогда, насколько мне не изменяет память, разрулил толда еще и.о. Премьер-министра КР Феликс Кулов. Он съездил в Тараз, переговорил с кем надо, после чего казахи отменили свое решение.
Мораль сей истории такова: Политика – искусство невозможного. Но в ней нельзя обманывать людей, от которых зависит судьба целой страны. Тем более Путина, у которого классические представления о мужском слове. К сожалению, Курманбек Салиевич так и не извлек из всего этого полезный урок.
Добавить отзыв