ТЯЖКОЕ БРЕМЯ НЕЗАВИСИМОСТИ.
На носу – 16 лет независимости. Один из главных государственных праздников нашей маленькой, но гордой страны. А раз так, то оставить без внимания данное событие мы не можем никак. Посему поразмышляем: что есть сей день? И так ли уж он велик, как нам пытаются внушить наши «национальные идеологи»?
ОТБРОСИВ ЭМОЦИИ…
Во время памятного конфликта вашего покорного слуги с Бакытом Бешимовым, последний, недолго думая, обосновал свои претензии. Дескать, вам, «красным», независимость не нужна. Вы против нее! А для меня, милейшие, это величайший дар. Что же, мнение занятное. Ничего не попишешь…
Скажу сразу: я не против независимости как таковой. Ну, в целом, как явления. Особенно отчетливо это осознается сейчас, когда глобализация (читай: экспансия Запада) пытается разрушить границы, переварить культуры, и всюду насадить свои весьма и весьма примитивные стандарты. В этих условиях суверенитет выступает как защитная стена, барьер на пути вредоносного влияния.
Но независимость независимости рознь. Мало кто, наверное, будет спорить, что Кыргызстан обрел суверенитет не в результате долгих и объективных процессов, а неожиданно и достаточно случайно. Свалилась она на нас как снежный ком. Так что многие даже опомниться не успели.
Есть в истории явления прогрессивные и регрессивные. Так вот (да простят меня наши «патриоты»!), то, что случилось 16 лет назад, то бишь 31 августа 1991 года, я считаю событием регрессивным. Почему? Мы просто сделали гигантский шаг назад. От интеграции – к изоляции, от экономического процветания – к нищете и унижениям, от гордости и независимости (да, да!) к пресмыкательству перед западными финансовыми структурами. Даже в культуре, которую поборники суверенитета провозглашают «освободившейся» от «влияния Москвы», наблюдается регресс и деградация. Поэтому называть случившееся «обретением независимости» можно с большой долей условности. По форме – да. По существу – нет. Кыргызстан стал пешкой, разменной картой в игре сильных держав, соломенным домиком на ветру. Который дунет посильнее – и все! Амба! И при этом рухнут не только стены. Плохо будет и тем, кто находится внутри. То есть нам с вами. А вот от этого стены нашей независимости, к сожалению, защищают слабо.
Я люблю Кыргызстан, с уважением отношусь к его истории и традициям. Люблю наш народ. И даже отчасти могу понять тех, кто называет обретение независимости главным событием в истории кыргызского народа. Но в то же время вижу, что поклоняются они идолу. Тому, что в реальности не существует. Как бы ни хотелось в это верить. Ведь не в абстрактном же мире мы живем. А во вполне реальном. Оттого и к любому явлению или событию должны подходить рационально и с точки зрения здравого смысла. В том числе к факту «независимости» Кыргызстана.
Каковы вообще реальные цели существования любого общества? Самобытное развитие страны, ее культуры. Экономика, служащая своим гражданам, а не чужим хозяевам. Благополучие людей, наконец! Разве не так? Это и есть универсальные признаки, к которым должен двигаться любой народ. Своего рода эталон нормального существования. А есть независимость, или нет – вопрос вторичный. Она может способствовать достижению этого эталона. Но не всегда. Теперь подумаем: отвечает ли этим требованиям обретенная (вернее, полученная) 16 лет назад независимость? Нет. Наука дышит на ладан, учреждения культуры частью позакрывались, частью дышат на ладан. Моральный уровень населения, особенно молодежи, упал ниже некуда. Экономика развалена. А то, что осталось, приносит доход не жителям государства, а кучке нуворишей. Как результат – резкое падение уровня жизни после 1991 года. Такова реальность, и ее не затушуешь никакими патриотическими призывами. Как бы то ни было, но независимость не только не помогла продвижению вперед, а отбросила страну назад – к патриархальщине и разорению.
Стоит помнить еще об одном моменте. То, что происходило на просторах бывшего Советского Союза в конце 1980-х – начале 90-х годов, было четко продуманной операцией холодной войны. Частью борьбы Запада против своего заклятого врага – советской державы. И провоцирование искусственного сепаратизма, и взращивание местной элиты, возжелавшей отделения «от Москвы»… Операция завершилась успехом. Возникли полтора десятка квази-государств (то есть почти-государств) – своего рода результат победы и трофей победителя. А если принять во внимание, что западная экспансия была и остается главной угрозой миру, то событие 31 августа 1991 года объективно пошло на пользу этой самой экспансии. Потому как позволило Западу распространить свое влияние на огромные территории.
Мне могут возразить: ничего поделать было нельзя. Процесс распада охватил весь Союз, и даже если бы Кыргызстан возжелал сохранения его единства, ничего бы не вышло. Да, вина здесь коллективная, всех национальных элит. Но груз этот лежит и на нашей власти. От этого никуда не денешься.
ПО СЕНЬКЕ ЛИ ШАПКА?
Однако, так или иначе, но независимость, пусть и формальная, получена. Это факт. Надо же как-то дальше жить, не идти же на поклон к соседям: возьмите нас с нашим суверенитетом! Все так, но и здесь руководство страны продолжало шагать по пути ошибок – сознательных и не очень. Оно возвело независимость в ранг священной коровы. А на все остальное ей было наплевать – и на благосостояние людей, и на развитие экономики. Независимость превратилась в некую крепостную стену. Но не для народа (для него, как мы видели, она, наоборот, разрушила все спасительные стены), а для власти. Придавая обретению суверенитета статус величайшего события (и, естественно, приписывая заслуги в этом себе), власть тем самым охраняла саму себя – от возможного гнева разоренного народа. Короче говоря, независимость превратилась в инструмент манипуляции нашим сознанием.
В свое время Марк Твен, говоря об обретении независимости Италией, писал: «Италия добилась исполнения своего заветного желания - она стала независимой. Но, добившись независимости, она выиграла в политической лотерее слона. Ей нечем его кормить». Как похоже это на нас! Руководство республики дальше пальцем не пошевелило, чтобы «прокормить слона». Как распорядилось оно полученной независимостью? Стало «развивать человеческий генофонд», как любит говорить наш аксакал Дооронбек Садырбаев? Нет, оно направило независимость против народа, воспользовалось ею, чтобы ограбить его и набить себе карманы. И не стоит удивляться, что все больше и больше людей в сердцах восклицают: «Зачем нужна нам такая независимость, когда есть нечего!». И не надо обвинять их в отсутствии патриотизма. Они любят Кыргызстан и хотят себе и окружающим людям добра. Но в то же самое время они видят, что независимость не принесла им ничего, кроме страданий. И в этом вина именно власти, которая и пальцем не пошевелила, чтобы мудро распорядиться внезапно рухнувшим даром – суверенитетом.
Цифры говорят сами за себя. Возьмем несколько важнейших показателей промышленного развития – признака современного, развитого государства (ведь не по количеству же кафешек на душу населения определяется уровень развития страны!). И два года – 1990 и 2000. Итак, за десятилетие добыча угля сократилась в 9,25 раза, производство цемента – в 3 раза, сборных железобетонных конструкций и изделий – в 25 раз, крупных электромашин – в 48,5 раза, тканей всех видов – в 15,4 раза, обуви – в 116 раз, и так далее. При этом выпуск целого ряда видов продукции был и вовсе прекращен. Например, пресс-подборщиков, металлорежущих станков, грузовых автомобилей, стиральных машин, автоматических линий для машиностроения.
И не нужно твердить о «разорванных связях», невозможности реализовывать свою продукцию и т.п. Было бы желание, можно было бы решить и этот вопрос, наладить новые связи взамен старых. Но в том-то и беда, что желания не было. А приватизация и экономические реформы превратились в обыкновенное разграбление страны.
И сегодня, несмотря на оптимистические реляции, поворота к лучшему нет. Все заверения в том, что идет подъем экономики, что выправляется тяжелая ситуация 1990-х годов, не более чем вранье. Причем самое примитивное. Нам, к примеру, говорят: в 1992 году спад производства такой-то продукции был на уровне 10 процентов. А в прошлом году – наоборот, рост на те же 10 процентов. Ура, идет «компенсация спада»! Но в 1992 году мы имели потерю в абсолютных, а не относительных цифрах, в 20 тысяч штук, а сейчас рост – на 1 тысячу. Да, по сравнению с прошлым годом рост есть, но в отношении того, что было 15 лет назад – это капля в море. И так во всем. Мы не приближаемся к пропасти. Мы уже в нее упали. И мелкие шажочки (выдаваемые за рост экономики) не смогут вывести нас обратно наверх.
Рост сферы услуг? Да, он есть. Подавляющее большинство населения страны только благодаря ей и выживает. Но ведь это – самый выразительный признак периферийной, отсталой экономики. В Африке две трети трудоспособного населения заняты в сфере услуг. Вот к чему нас привела «независимая» власть – к статусу дополняющей экономики (есть такой термин), придатка западной. А собственного производства – необходимого элемента мало-мальски развитой и независимой страны – мы лишились.
С СОВЕРШЕННОЛЕТИЕМ! С СОВЕРШЕННОЛЕТИЕМ ЛИ?
Ладно, пусть будет суверенитет, ничего уже с этим не поделаешь. Суть моих претензий в том, что режим, пышно празднующий каждую его годовщину, пальцем не шевелит для того, чтобы Кыргызстан стал действительно независимой и богатой страной. Пока же, к сожалению, наша республика остается неполноценным государственным образованием, которое не в состоянии решить основные задачи государства как такового – защитить и накормить своих граждан.
16 лет… Срок немалый. Если провести параллель государства с человеком, то 16 лет – возраст совершеннолетия. Человек (нормальный, не отстающий в развитии) в этом возрасте должен научиться самостоятельно мыслить, отвечать за свои поступки, защищать слабых. Недаром же ему паспорт выдают! Но в нашем случае все не так. Как-то аномально развивается наш «подросток». До сих пор находится на попечении взрослых дяденек и тетенек, не может отличить, кто из них плох, а кто хорош. Над ним зло пошутят: «Дадим конфетку, а ты себе палец оттяпай». И оттяпает! Собственного ума нет почти.
Такие вот невеселые мысли возникают в канун Дня независимости. Но не наша в том вина. Он мог бы принести нам много добра – этот суверенитет. Но не принес. Да, как такового, и нет его до сих пор. Есть флаг, есть герб, а независимости – нет. Печальный парадокс… Оттого и радоваться 31 августа пока что нечему. Надеюсь, что все же пока. А там посмотрим.
Сергей КОЖЕМЯКИН
http://www.parohod.k
Добавить отзыв