На Ала-Тоо продолжаются дебаты вокруг конституционной реформы. Игрища и интриги, затеянные истеблишментом на этом фоне, вновь грозят превратить Основной закон в игрушку политиканов. Подобное в независимом Кыргызстане уже неоднократно случалось. Но на сей раз события принимают тревожащий многих поворот. Обществу пытаются навязать националистические правила. Знамя свободы. Какой? Инициатором принятия новых правил официально выступают два человека – Топчубек Туруганалиев и Азимбек Бекназаров. Оба – личности незаурядные, а потому – со своим видением на жизнь. Но, к сожалению, не только на собственную. Сейчас многие наблюдатели говорят, что Курманбек Бакиев явно переборщил с желанием перекроить конституцию на революционный манер. Сразу нескольким тюльпановым товарищам, как выяснилось, поручать это было несколько опрометчиво. Тем более таким одиозным, как лидеры партии «Экриндик» («Свобода») и «Асаба» (Флаг, знамя). Топчубек Тургуналиев – лидер первой – давно пытается примерить на себя костюм Че Гевара. Правда, не на социалистический, а на американский манер. Он грезит региональной революцией, которая непременно обратит страны Центральной Азии к демократии. В опять же его, Тургуналиева, понимании. Азимбек Бекназаров – лидер второй – революционер по происхождению. Точнее – месту рождения. Земля, на которой позже появился Аксыйский район, давно считалась у многих кыргызов родиной бунтарей. Еще со времен Кокандского ханства. Сами аксыйцы гордо признают, что всегда отличались особым нравом. По некой иронии судьбы, столкнувшей партийных вождей вместе, оба оказались яростными противниками русского языка. Кыргызстанцы, на их взгляд, должны изъясняться исключительно на кыргызском. Другого, дескать, народу с Ала-Тоо не дано. Кстати, о том, что они будут продвигать в качестве конституционной реформы подобную идею, известно было давно. Та же партия «Асаба» не скрывает, что она объединяет националистов. По этой, кстати, причине в нее не попал вместе с Розой Отунбаевой ее «тюльпановый» соратник Анвар Артыков. Узбекам и славянам в ряды «знаменосцев» вход запрещен. Что, к слову, взяли на вооружение даже официальные власти. У государственного флага на стелле, установленной на центральной площади, несут почетный караул парни коренной национальности. Не замечали? Лидер партии «Эркиндик» также не скрывал своих взглядов на судьбу русского языка. По его мнению, лидеры государства даже во время официальных визитов в Москву должны обязательно говорить по кыргызски. Чтобы, значит, тем самым подчеркнуть, что являются представителями независимого самостийного государства. Об уроках истории Национализм появился не вчера и не с Бекназаровым и его товарищем по реформе. Если верить религиозным трактатам, то можно предположить что нетерпимость, скрытая или явная, к людям «другой крови» - ровесница развалин Вавилонской башни. В истории человечества примеров ее проявления пруд пруди. Причем, вытеснить ее из человеческих душ не сумела даже научно-техническая революция. Одну из стран Европы – Германию – национализм, переросший в нацизм, привел на грань катастрофы. Вера в превосходстве немецкой крови вылилась в истребление миллионов представителей других этносов. После второй мировой войны немцам пришлось несколько десятилетий тащить моральное бремя изгоев. На Тянь-Шане только за последние сто лет страшные межэтнические конфликты вспыхивали несколько раз. Один из них датируется 1916-ым годом, когда кыргызы возмутились политикой царских властей. Коренное население Ала-Тоо вытеснялось с плодородных земель в пользу русских крестьян. А формальным поводом для восстания послужила мобилизация горцев на тыловые работы. Инородные крестьяне вырезались семьями, но наиболее количество жертв принесли жесткие карательные операции царских властей. Страх перед смертью вызвал исход коренного населения в Китай. Точное количество погибших во время тех событий неизвестно, но оно, по некоторым оценкам, исчисляется сотнями тысяч душ. Советские власти долго пытались приучить население братских республик дружбе народов. Но, увы, бывало, что и Кремль выделялся двойными стандартами. Во время войны Поволжских немцев едва ли не поголовно вывезли в Среднюю Азию. Туда же отправили чеченцев и представителей некоторых других этносов. Перестройка, затеянная Михаилом Горбачевым, запомнилась целой серией вспышек локальных этнических конфликтов. Полыхнуло в Карабахе и в Оше. Затлело в Осетии и Абхазии, в Прибалтике и на Украине. Поэтому останки Советского Союза послужили хорошей пищей для национально-освободительных движений.Так появилась проблема Чечни и Балтики, откуда сообщения о притеснении людей по этническим признакам потекли рекой. Не обошло это явление и независимый Кыргызстан. Практически с первых дней кыргызской независимости в республике началась национализация кадров. Этнические русские часто заменялись коренными жителями. Политика новых властей спровоцировала всплеск бытового национализма. Часть славян, внезапно ощутив себя гражданами второго сорта, выплеснулась на просторы России. Другая осталась, но продолжала стремительно сокращаться, пока не спохватился официальный Бишкек. Аскар Акаев провозгласил «Кыргызстан – наш общий дом!». Но в доме тот многие не коренные граждане чувствовать себя также уютно уже не могли.
Новая волна С новым всплеском националистической волны Кыргызстан столкнулся уже после событий в марте прошлого года. Когда сторонники националистических взглядов оказались на коне. Они гордо именовали себя отцами революции. А к их заявлениям что настораживало больше всего, начали прислушиваться как к авторитетному мнению. Вместе с ними на той же волне всплыли представители казалось бы экзотичных движений и революционных комитетов. Несколько из них решили поставить ультиматум Российской Федерации. Они потребовали официальных извинений за трагедию 1916 года. Доводы в пользу того, что современная Россия не может отвечать за преступления царизма, видевшего в кыргызах диких туземцев, ими услышаны не были. По Бишкеку, тем временем, поползли дикие слухи о грядущих славянских погромах. По домам бродили неизвестные, угрожая представителя не титульных наций предстоящим выселением на историческую родину. Во дворах появились листовки провокационного содержания. Новым властям, к счастью, удалось навести порядок. Но только в столице, а за ее пределами случился конфликт в токмакском селе Искра, который грозил перекинутся на другие населенные пункты, где компактно проживали представители диаспор. Панические настроения подстегнули самозахватчики. Часть их даже решила распределить между собой пространство дворов многоэтажных домов. Другая – присоединиться к кольцу новостроек. Последние, к слову, давно стали прибежищем городской бедноты. А в трущобах радикалы и реакционеры, как известно, находят наибольшую поддержку. Однако так ли много среди кыргызов тех, кто требует упразднить русскую речь? Сомнительно. Даже среди представителей истеблишмента таковых можно пересчитать по пальцам. Но, возможно, только пока. Потому что на смену им растет новая поросль. Молодежь, воспитанная не на советских традициях дружбы народов, а за счет грантов американских организаций. Зачастую, тех же самых, что поддерживают Азимбека Бекназарова и Топчубека Тургуналиева. Оба успели побывать в США, поддерживают контакты с американским посольством и пользуются вниманием организаций, официально занимающихся развитием политической составляющей Кыргызстана. Нашлись те, кто усмотрел связь националистических взглядов революционеров-товарищей с американскими донорами. Одна из глав влиятельных неправительственных организаций открыто предположила, что официальный статус русского языка исчез из проектов Основного закона Кыргызстана с благословения заокеанских спонсоров конституционной реформы. Но в виду щепетильности темы ее предпочли замять. Но настораживает другое. Азимбек Бекназаров и Топчубек Тургуналиев утверждают, что исполняли заказ Дома правительства. Значит ли это, что карту русского языка пытаются разыграть новые власти. Ведь, несомненно, если тот же Курманбек Бакиев воспрепятствует пересмотру статуса официальной речи, он завоюет очки не только среди избирателей славянских этносов, но и в рядах русскоязычных кыргызов, некогда больше симпатизировавших первому президенту. Возможно, но не факт. Поскольку национализм может подпитываться снаружи, но зреть только внутри. Метастазы этого явления обнаруживаются в различных политических организациях. В том числе, в таких авторитетных, как «Кайран Эл». Элита все чаще высказывается за защиту интересов титульной нации, ставя их во главу угла и представляя в качестве единственного источника духовного развития страны. Такую точку зрения одно время высказывал даже госсекретарь Дастан Сарыгулов. Впрочем, это уже совсем другая история. Да и наша далека от завершения... Автор Улан КАНКОР
|
Добавить отзыв