ОБСЕ критикует выборы, отмечая откат в процессе проведения выборов
17-12-2007
16:42
БИШКЕК (АКИpress) - Миссия ОБСЕ по наблюдению за выборами в ЖК обнародовала сегодня, 17 декабря 2007 года, свой отчет по итогам наблюдения. В частности, как говорится в отчете, упуская возможность, кыргызские выборы не
соответствуют многим обязательствам ОБСЕ
Прошедшие 16 декабря парламентские выборы в Кыргызстане не соответствуют многим обязательствам ОБСЕ, несмотря на соответствие некоторым из них, подчеркивающим существующий плюрализм. Для консолидации прогресса, очевидного на президентских выборах 2005 года, необходимы дополнительные усилия и политическая воля, заключила в своем сегодняшнем заявлении Миссия ОБСЕ по наблюдению за выборами.
В целом, выборы символизировали собой упущенную возможность для дальнейшей консолидации избирательного процесса. Примером этому стала отмена регистрации ведущих кандидатов.
Голосование проходило, как правило, в спокойной обстановке, но подсчет голосов и подведение итогов поставили под сомнение прозрачность и подотчетность процесса из-за задержек, наличия посторонних лиц, проблем в заполнении протоколов и намеренных нарушений процедур.
«Являясь главой двух последних Миссий ОБСЕ по наблюдению за выборами здесь, в Кыргызстане, я лично был разочарован увидеть регресс, происходящий в избирательном процессе. Политический плюрализм, за развитием которого я наблюдал, оказался подорванным этой упущенной возможностью», заявил Киммо Кильюнен, Специальный координатор краткосрочных наблюдателей ОБСЕ и Глава делегации Парламентской ассамблеи ОБСЕ.
Николай Вулчанов, возглавляющий долгосрочную миссию по наблюдению за выборами Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ), заявил: «Полное уважение фундаментальных и гражданских прав, прозрачности и достоверности находятся в тесной связи друг с другом, одного плюрализма недостаточно для проведения хороших выборов. Вызывают озабоченность проблемы с прозрачностью во время избирательного процесса, в том числе и в Центральной избирательной комиссии».
Избирателям было предложено многообразие выбора, но процесс регистрации списков кандидатов применялся неравномерно и не был всесторонним. Средства массовой информации, в частности государственная телерадиовещательная компания, не предоставили избирателям адекватной и сбалансированной информации для осуществления осознанного выбора. Освещение кампании было ограниченным, и партии сталкивались с трудностями в приобретении эфирного времени.
Выборы проводились по новой избирательной системе, включающей необычное положение о переводе голосов в количество мест в парламенте. Оно требовало от избирателей преодоления двух отдельных барьеров, определяемых в процентах от числа всех зарегистрированных избирателей в стране. Эта система может препятствовать достижению цели пропорционального представительства и способна привести к бесконечному циклу выборов, несмотря на утверждения о том, что она направлена на стабилизацию в стране.
Работа Центральной избирательной комиссии в целом была открытой, хотя некоторые ключевые дискуссии проходили за закрытыми дверями. Постоянная неопределенность по отношению к ключевым избирательным правилам повлияла на возможность политических партий проводить эффективную кампанию в предсказуемой обстановке. Были широко распространены утверждения об использовании административного ресурса в пользу образованной недавно партии Ак-Жол.
Глава делегации Парламентской Ассамблеи ОБСЕ: Вопрос о 0,5%, находящийся в суде, может привести к странной ситуации
17-12-2007
17:54
БИШКЕК (АКИpress) - Сегодня, 17 декабря, на пресс-конференции в Бишкеке специальный координатор краткосрочных наблюдателей ОБСЕ и глава делегации Парламентской ассамблеи ОБСЕ Киммо Кильюнен заявил, что законодательная основа проведения досрочных выборов депутатов представляет определенную проблему.
По его словам, для того, чтобы победить и выиграть места в парламенте, партии не только должны перейти 5-процентный национальный порог, но также получить 0,5 процентов в каждом регионе. «Это уникальная ситуация, которая нигде в мире не существует», - заявил он.
«Вопрос регионального порога очень сложный, и может привести к очень странной ситуации», - говорит он. «К примеру, в моей родной стране Финляндии также существует пропорциональная система выборов, однако если применить существующий в Кыргызстане региональный порог, ни одна партия бы не прошла у нас в парламент. Как решиться вопрос в суде еще предстоит увидеть», - сказал он.
Миссия наблюдателей ОБСЕ в свою очередь сообщила, что в ходе выборов к ним поступали заявления об использовании административного ресурса. «Доказать использование административного ресурса очень сложно. Наши наблюдатели фиксировали факт, когда у преподавателя школы в одном из регионов страны на рабочем столе стоял флаг с символикой партии «Ак Жол», - сообщили члены миссии ОБСЕ.
Вместе с тем, по их информации на одном из участков представители государственных органов, которые не должны были в это время находиться на избирательном участке, пытались удалить наблюдателей ОБСЕ с избирательного участка. «Странная ситуация, когда люди, не уполномоченные находиться на избирательном участке, распоряжались и указывали - что кому делать», - сказал Киммо Кильюнен.
РАСКОЛ ОБЩЕСТВА, РАСКОЛ СТРАНЫ
Выборная кампания в стране очень хорошо высветила умственный и этический уровни развития наших политиков. А именно – привычку «гнать» ерунду в то время как проблем в Кыргызстане выше крыши. Например, опасность раскола общества. Этот процесс в самом разгаре, а его словно не замечают. Более того, делают все, чтобы его углубить.
ОПАСНОЕ НЕПОНИМАНИЕ
Когда еще представится возможность вот так, одновременно и чуть ли не круглосуточно, слышать голос элиты – ее мнения о сложившейся в Кыргызстане ситуации и о том, что нужно делать, дабы народу жилось лучше? Верно, такая возможность представляется нечасто – только во время предвыборных баталий. Само собой разумеется, воспринимать предвыборные заявления и нужно как предвыборные заявления. То есть с большой долей скептицизма. Не станет же, в самом деле кандидат говорить все, что думает! Может, он терпеть не может свой народ. Но разве скажешь такое, когда этот самый народ должен отдать тебе свой голос! Однако даже оскопленные предвыборные речи внушают тревогу. Подавляющее большинство политиков точно живут в какой-то непроницаемой для внешнего мира колбе. Вроде бы они здесь, среди нас, а на самом деле не имеют ни малейшего представления о настоящей, живой жизни, о насущных проблемах общества. Они предлагают умные схемы, решения. Превозносят их на том основании, что «там, за границей», они принесли свои плоды. Это показатель жуткого невежества, тотального незнания собственного общества. Мы не Америка и никогда ею не станем. У нас своя жизнь, свой исторический путь, свой менталитет. И любое, даже самое мелкое изменение не должно, да и не может копировать заграничный опыт.
Понимания этой аксиомы, к сожалению, среди большинства партий не наблюдалось. Имевшаяся возможность устроить в рамках выборной кампании своего рода общенародную дискуссию о путях выхода из кризиса была упущена. Политики разговаривали с «электоратом» на разных языках. Особенно характерно это для социальной тематики. Что предлагали партии для решения проблемы той же бедности? Да ничего внятного. Так, мелочи какие-то вроде борьбы с коррупцией. Это значит – за деревьями не видеть леса. Почти все политические силы и думать не думают покушаться на социальный строй, который и породил в Кыргызстане уже искорененную в советские годы нищету. Как вывод: мы продолжим скатываться в пропасть бедности и социального расслоения. Свой шанс республика опять упустила…
Начнем с одного из самых тревожных моментов. Так или иначе, но большинство участвующих в выборах партий затрагивало проблему Север-Юг и возможного раскола страны. Оппозиция обвиняла в провоцировании данного процесса власть, власть, соответственно, - оппозицию. Да, опасность раскола действительно существует. Но подталкивают к нему одновременно и власть, и оппозиция. Даже, может, не сознавая того. Связано это с тем, что и первая, и вторая не собираются бороться с совокупностью факторов, которые ведут страну к расколу. Причем не только по линии Север-Юг. Для начала всем нам следует уяснить: раскол социальный, раскол имущественный неминуемо ведет к расколам этническим. Это факт, доказанный сотнями лет истории. А что мы видим вокруг? Мы видим, как по обществу пошли трещины. Люди перестали быть единым народом. Они сплотились маленькими группами, семьями, и продолжают отдаляться друг от друга. Народ, который совсем недавно был единым целым, становится похож на кучу песка. Самым глубоким расколом стало разделение между богатыми и бедными. Конечно, политики указывают на эту проблему, но, видимо, не полностью осознают ее опасность. Одним народом ощущают себя люди, ведущие совместимый и схожий образ жизни. Другими словами, социальное расслоение не должно быть слишком глубоким. Сходство материального уровня жизни ведет к сходству культуры и мировоззрения. И напротив, возникновение резкого отличия какой-то группы по материальному положению, по образу жизни, раскалывает единое тело народа.
РАСПАД В РАЗГАРЕ
Почти два десятилетия назад этот опасный процесс начался и в Кыргызстане. Резкая поляризация общества привела к его фактическому распаду. Возникло два разных мира – мир богатых и мир бедных. Трещина между ними громадная. Они по-разному одеваются и говорят, их дети учатся в разных школах, у них совершенно разные взгляды на жизнь. Более того, между этими мирами нарастает отчуждение и ненависть. Среди более старших по возрасту людей это еще не так заметно – сказывается общее советское прошлое. Но взгляните на их детей! Как относятся дети из богатых семей к менее обеспеченным сверстникам? Они считают их быдлом, низшей расой. В свою очередь, в душах последних растет чувство несправедливости, озлобление. Дружба между подростками из разных социальных слоев уже редка. Каждый «кучкуется» с близкими ему. А это страшно. И смертельно опасно для общества. Вереща о коварных планах «врагов» разъединить кыргызское общество, политики игнорируют уже свершившийся факт раскола. И не собираются с ним бороться. А как, если большинство из них вполне устраивает содранный с Запада экономический и социальный строй, при котором иначе и быть не может! Это капитализм, а при капитализме всегда будут ОЧЕНЬ богатые и ОЧЕНЬ бедные. И не нужно ссылаться на Европу и Америку с их средним классом. Тамошний средний класс смог появиться за счет того, что Запад получает своего рода контрибуцию со всего остального мира. Дань, если проще. Нам эксплуатировать кого-то не получится («все места заняты»), поэтому участь Кыргызстана при капитализме – оставаться обществом с маленькой кучкой сверхбогатых и огромной массой бедных граждан.
Социальное расслоение является катализатором, который ускоряет дальнейший распад. Бедность изолирует людей от общества как единого целого, и они объединяются этой бедой. Народ разлагается на группы, люди в которых чем-то близки друг к другу. Например, по национальности, роду. А политики только провоцируют этот процесс, замалчивая истинные корни проблемы. Осознанно и неосознанно ища выход, люди находят их в межнациональных и межродовых отличиях. Ничего хорошего в этом нет. Только распад и дальнейшая деградация общества.
Свою роль играет и культурный фактор. Не секрет, что в последние годы на каждого из нас обрушился вал безнравственности и пошлости. А как реагируют на него те, кто воспитан в духе традиционных представлений о морали? Они отгораживаются от общества, ищут выход в обращении к религии, замыкаются в своих локальных группах. Вот вам еще одна причина раскола. И вот почему более традиционный Юг все больше отгораживается от «зажравшегося и испорченного» Севера.
Но главное, на наш взгляд, здесь все же социальное расслоение. По отношению ко всем другим расколам именно оно выступает причиной. И, знаете, как-то плохо верится в елейные рассказы правителей о двукратном сокращении бедности в Кыргызстане за последние пять лет. Может, процесс обеднения и стабилизировался по сравнению с 90-ми, но не остановился. Потому что не ликвидированы причины, его породившие. Следовательно, при любом негативном толчке (вроде экономического кризиса в соседних странах) процесс этот снова придет в движение. Как это случилось совсем недавно, когда вверх взметнулись цены буквально на все. Да, раскол еще не произошел окончательно, но мы уже на краю пропасти. От тела народа «внизу» отщепляется общность людей, живущих в состоянии крайней бедности. В результате реформ у нас (да и в большинстве стран СНГ) образовалось «социальное дно», составляющее порядка 10-15 процентов населения. Это нищие, бездомные, беспризорные дети. Большинство нищих имеют среднее и среднее специальное образование, а некоторые и высшее. Такого «дна» не было нигде за всю историю человечества. Отверженные выброшены из общества с демонстративной жестокостью. Их проблемами занимается лишь МВД да отдельные благотворительные организации. Им отказано в праве на медицинскую помощь, хотя практически все бездомные больны. А государственная помощь поистине ничтожна! При этом ряды «дна» постоянно пополняются за счет роста цен, нехватки средств для оплаты коммунальных услуг. Назад, «в общество», эти люди уже не возвращаются, а формируют своеобразный класс, не имеющий никаких жизненных перспектив. И самое жуткое заключается в том, что сотни тысяч других людей, еще как-то сводящих концы с концами, не застрахованы от скатывания в эту пропасть.
Это преступление общества, преступление государства, потому что бедность в нашей стране создана искусственно – через разрушение промышленности и сельского хозяйства, через изнасилование культуры. Народным достоянием завладела часть общества, начисто лишенная созидательного инстинкта. А человек труда, который строил и содержал страну, втоптан в нищету и бесправие. Такое состояние разрушает народ… И бедными являются не «ленивые иждивенцы» (как цинично пытаются утверждать некоторые сытые ублюдки), а нормальные, работящие и честные люди. Часто по пути на работу, на пересечении Московской и Советской встречаю играющего на баяне и просящего милостыню дедушку. Как-то раз мы разговорились. Оказалось, что он ветеран, прошел всю войну, имеет множество наград. Пенсии им с женой не хватает на питание и оплату коммунальных платежей. Вот и вынужден ветеран великой войны, которому мы должны кланяться до земли, идти просить подаяние. Как можно назвать власть, допустившую такое? И нас, в большинстве своем равнодушно проходящих мимо? Нищие люди – кто стремительно, кто постепенно – скатывающиеся на дно жизни, перестают быть частью народа, образуют собственный класс, со своими законами и принципами. Но и более благополучная часть общества перестает быть народом, потому что признать бедственное положение своих сограждан как приемлемую норму жизни – значит порвать с основами нашей культуры, вековыми обычаями добра и справедливости.
ПУТЬ К ПРОПАСТИ
Уже говорилось, что глупо надеяться на то, что критическая точка пройдена, и уровень бедности отныне будет только снижаться. Как бы не так! Все самое страшное еще впереди. Главная беда – быстрая деградация всей техносферы, в которой мы живем. Мы не замечаем этого, пока не происходит катастрофа – не рушится ветхий дом, не разрывается изношенная труда теплоснабжения. Сейчас мы живем благодаря еще советским коммуникациям и домам. Однако после 1991 года техносфера осталась без капиталовложений и капитального ремонта и, как следствие, деградирует неумолимо. В какой-то момент отказы и аварии приобретут лавинообразный характер (не вечно же получится спасаться косметическим латанием), и вот тогда мы поймем, что значит настоящая бедность. При этом ни руководство страны, ни оппозиционные силы не предлагают выхода – как избежать столь неприятного исхода.
Еще одна линия разлома пролегла между столицей и всем остальным Кыргызстаном. Здесь, в Бишкеке, еще есть какая-никакая возможность устроиться, заработать на хлеб. Правда, в основном, в сфере услуг, на побегушках у буржуев-самодуров, но хоть так. А в провинции? Чего добьется фермер на своем клочке земли? Многие даже семью прокормить не могут. Разоряются, отчаиваются, спиваются. Кто помоложе, перебирается в столицу – тачки толкать. Вот вам и реформы… В еще более катастрофической ситуации оказались малые города и поселки. Они возникли в советское время, и вся их жизнь, как правило, была связана с крупным предприятием. Взять хотя бы Кара-Балту, Мин-Куш или Орловку… Что с ними стало? Малые города оказались самыми незащищенными против удара рыночных реформ. Останавливался завод – и все, безысходность. Отсутствие заработка и перспектив здесь оказывается тотальным, а ощущение безнадежности давит на людей невыносимо. Давит и «демонстрационный эффект» столицы. Он растлевает и одновременно обозлевает заехавших поглядеть на «настоящую жизнь» молодых людей. Потребности у них появляются такие же, как в Бишкеке, а возможностей, извините, шиш! Так и пополняются криминальные группировки, растет число наркоманов и алкоголиков, сломанных жизнью.
В свое время мы захотели жить «как на Западе». При этом не в реальном Западе (с многочисленными проблемами и язвами), а в том, какой нам живописали лукавые «прорабы» перестройки. Однако мы не просто не стали богаче, а потеряли и то, что имели. Срубили плодоносящее дерево и взамен посадили чужеродное, которое просто не в состоянии приносить урожая. Почва другая, климат не тот… А нас продолжают уверять, что дело в нашей глупости. Мол, не так посадили, удобрение неправильное внесли. Не понимают, что никогда авокадо в Чуйской долине или в Нарыне не вырастит. Так и с реформами. Наше общество захотели сломать и перестроить по чужим, западным лекалам. Сломали. А лекала оказались негодными. Так и прозябает страна калекой, а доморощенные «доктора» своими советами и действиями только загоняют ее в могилу. А нарыв между тем растет. Его не лечат, и рано или поздно он прорвется. Пока еще многие люди подсознательно надеются, что напасть это временная, и жизнь наладится. Но очередное экономическое или социальное потрясение – и в Кыргызстане, вполне возможно, начнется гражданская война. Сначала между социальными слоями. Озлобленные и обделенные жители провинциальных «гетто» и столичного «дна» выпустят наружу свою пока что глухую ненависть к хозяевам жизни. А потом конфликт углубится и раздастся вширь, захватывая этническую и религиозную сферы. Ни понимания этой опасности, ни стремления ее предотвратить в стране сегодня, к сожалению, нет. Политики чешут языками, гонят всякую чушь. А раскол в обществе становится все глубже и глубже. Грозя превратиться в пропасть…
Сергей КОЖЕМЯКИН
http://www.parohod.kg/index.php?option=com_content&task=view&id=8946&Itemid=1
Глава правового отдела Администрации Президента Б.Зулпиев: Рано говорить, что ЖК будет однопартийным
17-12-2007
19:34
БИШКЕК (АКИpress) - Рано говорить, что Жогорку Кенеш КР будет однопартийным, считает руководитель правового отдела Администрации Президента Бектур Зулпиев.
Касаясь выборов он выразил мнение, что «возможно, во время выборов были нарушения. Но здесь стоит вопрос - в каких масштабах они были». По его словам, выборы – это борьба, в связи с чем, нарушение закона были и будут.
Также Б.Зулпиев сказал, что рано говорить о том, что парламент Кыргызстана будет однопартийным пока не обнародованы официальные результаты выборов. «Если завтра Верховный суд Кыргызстана утвердит 0,5% региональную квоту, то возможно тогда парламент страны станет однопартийным. Но если он отменит, то тогда пройдет партия «Ата Мекен», - приводит слова Зулпиева радио «Азаттык».
Добавить отзыв