Чолпон Джакупова: У власти нет даже минимального доверия к себе
За комментариями о происходящих в стране событиях мы обратились к руководителю правовой клиники «Адилет» Чолпон Джакуповой.
Зарина САЙФУДИНОВА — 25.01.2008
- Чолпон Идиновна, для начала хотели бы спросить о массовых кадровых перестановках в эшелонах власти.
- За эти последние три года я настолько привыкла удивляться нелогичности и непоследовательности принимаемых властями решений, что последние перестановки не кажутся мне такими уж шокирующими. Назначение генерала Омурбека Суваналиева на должность губернатора Нарынской области не поддается комментарию. Казалось бы, его место - в силовых ведомствах страны. Тем более, мы знаем его как бескомпромиссного борца с преступностью. А как он проявит себя в качестве губернатора, никто не знает.
Что касается отставки председателя Верховного суда Курманбека Осмонова, так это просто отвратительно. По той простой причине, что президент сам, в недавнем своем послании к парламенту и народу Кыргызстана, говорил о реформе судебной системы в сторону создания ее независимости. Я не хочу давать характеристику лично господину Осмонову, но одним из ключевых вопросов создания действительно независимой судебной системы является процедура и сроки назначения и отставки судей. И то, как его спешно сместили с поста, просто немыслимо в правовом государстве. Но, как я уже сказала, я перестала удивляться.
- Но не сидеть же, вместе с тем, одному человеку в своем кресле годами?
- Плохо, что у нас все зависит от желания и настроения трех-четырех человек. Хорошо еще, если желания и настроения у них совпадают. Но, зачастую, все наоборот - они входят в противоречие. Тогда вообще начинается кадровая чехарда. Можно вспомнить процедуру назначения ныне действующего генерального прокурора. С утра - один указ, к обеду он отменяется, к вечеру он опять назначается и так далее. Поэтому я думаю, что все это является свидетельством того, что власть абсолютно бесконтрольна, она перестала соблюдать хотя бы видимые рамки приличий.
Но с другой стороны, я думаю, что это закономерное продолжение того явления, которое у нас небольшая группа людей называет «революцией марта 2005 года», когда случился государственный переворот. А сейчас просто идет зачистка политического поля. Сегодня можно ясно наблюдать гонения на оппозицию. Массовые налоговые проверки в отношении именно тех партий, которые активно спорили с властью. Урезание в обход Конституции политических прав и свобод - одно постановление горкенеша об ограничении свободы проведения мирных митингов чего стоит!
Сейчас, как с конвейера, выходят новые законопроекты и указы президента Курманбека Бакиева, который взглядом дает понять парламенту, какой указ ему мил, и – вуаля - депутаты его одобрили. Не будем говорить о повышении пенсионного порога, о произвольных назначениях и «усилении вертикали власти», как сейчас любят выражаться некоторые чиновники. Более всего волнует судьба энергосектора Кыргызстана.
Смещения с должностей на политическом Олимпе - звенья одной цепи, которая ведет к конечной цели - приватизации. Для кыргызстанцев это обернется, да уже, в принципе, обернулось тем, что народ перестанет быть собственником. По старой Конституции земля и недра страны не подлежали передаче в частные руки. А сейчас народ просто-напросто лишается ее. Волеизъявлением граждан уже давно никто не интересуется, последние выборы и референдум наглядно продемонстрировали это. И президент абсолютно прав, 2008 год - это решающий год для Кыргызстана. Кому будет принадлежать энергосектор - это дело десятое. Самое главное то, что он не будет принадлежать нам.
- Но кому все-таки он будет принадлежать?
- Вода для Центральной Азии - это все! Это стратегическое сырье. Во всем мире уже наблюдается нехватка пресной воды. И представьте, что мы, кыргызы, перестанем быть собственниками всего этого. Только две страны, Кыргызстан и Таджикистан, являются основными держателями этого во всех смыслах важного источника. Человек может обойтись без благ цивилизации, даже без еды какое-то время, но без воды - никогда. И кто приобретет контроль над водой, тот никогда уже не выпустит эту нить из рук. Так как это фактически установление контроля над всем регионом Центральной Азии. И раз власть хочет приватизировать энергосектор, то, наверное, ей это выгодно.
Могли ли мы предполагать в марте 2005 года, что скоро нам не будет принадлежать вода, недра и земля Кыргызстана? Вы представляли себе эту ситуацию? И если в стране начнут управлять иностранцы, граждане страны станут их обслуживающим персоналом. Мы будем работать на них как люди второго сорта. Сейчас мы на пороге того, когда страна останется самостоятельным государством формально. А власть, может быть, будет принадлежать игрокам извне. То есть практически может быть внедрено внешнее управление, потому что если в Кыргызстане будет запущен капитал внешних игроков, то мы не в состоянии будем конкурировать.
- И как этого избежать?
- Первое, что необходимо стране, - так это то, чтобы закон начал работать. И он должен работать независимо от настроений некоторых, которые захотят - выключат его, захотят - включат. Это же не лампочка!
Уровень зависимости Кыргызстана от внешнего влияния, как мне кажется, достиг того уровня, когда принятие решений, диктуемое извне, уже не подлежит обсуждению. Делается ли это вынужденно, под давлением, или это осознанный шаг властей, уже не важно. В любом случае проиграет народ Кыргызстана.
-Вы говорите, что законы у нас не работают. При каких условиях они будут работать?
-Два основных условия - это когда власть начнет демонстрировать к закону уважение, и не только на словах, а на деле. Потому что если рядовой гражданин каждый день будет сталкиваться с ситуацией, когда власть, призывая граждан быть законопослушными, сама же каждый день его нарушает, ни один гражданин не будет этот закон соблюдать и уважать. По той простой причине, что обычный обыватель берет пример с наиболее успешных. А наиболее успешные – они все во власти. И второе, когда народ наконец-то поймет, что собственником на этой земле является он, что это не только норма Конституции, что власть принадлежит народу. Когда хотя бы 50-60 процентов граждан проснутся и поймут, что их обворовывают, пытаются сделать нищими и рабами!
Если же постоянно находиться в аморфном состоянии, то это приведет к абсолютной бесконтрольности власти. И она будет каждый день отнимать у нас собственность, наши права, что у нас в последнее время и происходит. Нас лишили независимых средств массовой информации. Отобрали конституционное право на свободу собраний и митингов. Теперь еще и доступ к высшему образованию будет сужен.
Согласно последнему выступлению в парламенте, президент сказал, что планка за плату за высшее образование не должна устанавливаться. Сейчас мы уже можем наблюдать неимоверный разрыв между наиболее бедными и наиболее богатыми, теперь это будет система, направленная на физическое уничтожение нации. Потому что на самом-то деле и сейчас для детей из бедных семей высшее образование недоступно, а если эту плату еще повысят, то оно станет недоступным и для средних слоев населения. И мы опять это проглотили, промолчали. Эта система сейчас устанавливается, и граждане должны знать, куда мы катимся.
- Неужели все так плохо?
- После последних выборов у меня появилось чувство безысходности, когда я увидела масштаб нарушений и массовость задействованных в этом людей. Мы все время говорим, что это власть провела так выборы. Это так, но ведь огромное количество людей участвовало в нарушениях. Кто были председателями участковых комиссий, кто были их членами, кто были агитаторами, кто они? Это учителя, врачи, домкомы, госслужащие - это обычные люди.
Чиновники «Белого дома» только схему начертили, а реализовывали это мы - обычные граждане. Так что теперь возмущаться? И хватит кивать на власть. Очищение начнется тогда, когда мы научимся брать хоть чуть-чуть ответственности на себя. Если мы сформировали такую власть и ничего с этим поделать не можем, значит, мы позволили ей настолько укрепиться, что она беззастенчиво отбирает все, что принадлежит по праву нам! Ведь ни один деспотический режим не устанавливается в один день.
-Ваше мнение о нынешнем парламенте?
-Беззаконие не может творить закон! Существующий парламент - нелегитимен. Над этим парламентом все время, как дамоклов меч, будет висеть глубокое недоверие народа. Они не политики. Поэтому парламентарии говорят: «Мы не будем политикой заниматься, мы будем экономикой заниматься». Но ведь что такое парламентарий? Парламентарий - политик по определению. Это политическая профессия. И мне просто стыдно за наших депутатов, которые дружно, хором вторят президенту, говоря «хватит заниматься политикой». Мы вас содержим именно за то, что вы занимались политикой в интересах народа. Ведь закон - это и есть один из инструментов политики.
Мне кажется, новоиспеченные депутаты плохо понимают, что такое парламент. Не понимают, что его предназначение в том, что этот институт должен публично отстаивать в дискуссиях, не только посредством написания законов, интересы граждан и принимать решения для народа. И что? Согласно новому регламенту Жогорку Кенеша депутат лишается парламентской трибуны. Ниже падать уже некуда. Это говорит не только о непрофессионализме, но и об абсолютной правовой безграмотности нынешнего состава парламента, и вообще об отсутствии зачатков представлений о политической культуре. И мы еще хотим сделать рывок в области реформ с нынешним составом. Это нонсенс! Даже сами вновь избранные некоторые депутаты говорят о том, что качественный состав ныне избранного парламента в разы ниже предшествующего.
Самое основное для Кыргызстана сейчас - это восстановление законности. Все остальное может подождать. Потому что государство не может функционировать без закона. Ни о какой стабильности не может быть и речи в условиях анархического полураспада государственных институтов. Для этого необходим хотя бы минимальный уровень доверия к власти. Сейчас этого доверия нет!
http://bishkek.kp.ru/daily/24037/96947/print/
Добавить отзыв