Добиться соблюдения своих прав в Кыргызстане все-таки можно. Для этого надо "всего лишь" хорошо знать законодательство, быть напористым и иметь свободное время на хождение по инстанциям. Действенность этих трех составляющих доказали вчерашние служащие силовых структур, отсудив у государства пенсионные долги.
Долг платежом красен
Эта борьба на правовом поле началась в 2004 году, когда была сформирована инициативная группа пенсионеров МВД, которые увидели значительную разницу в своих расчетах и расчетах пенсионного отдела ведомства.
- Я работал в Академии МВД заместителем начальника учебной части, - вспоминает главный "зачинщик" Каравай Асаналиев. - В апреле 2004-го вышел на заслуженный отдых, и, надо сказать, проводили меня с почестями. Но без дела я сидеть не могу, вот и работаю в академии до сих пор - начальником отдела внешних связей и международного сотрудничества, уже как гражданское лицо. Конечно, выйдя на пенсию, сразу подсчитал, сколько буду получать. Когда же принесли деньги, обнаружил, что "не хватает" почти 720 сомов. Ошибиться в расчетах я не мог - сам преподавал курсантам академии трудовое и пенсионное законодательство.
Каравай Асаналиевич обратился за объяснениями в пенсионный отдел МВД и узнал, что пенсию ему начислили согласно Положению правительства "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, финполиции, уголовно-исполнительной системы и их семьям" от 1995 года, а не Закона "О пенсионном обеспечении военнослужащих" от 1993 года. Благодаря "хитрой" системе начисления пенсии "усохли" почти на 30%.
- Закон гласит, что размер пенсии должен составлять не более 80% от размера денежного довольствия (складывающегося из нескольких составляющих: должностной оклад, оклад по званию, процентная надбавка за выслугу, продуктовый паек). Согласно же постановлению, от суммы получаемого довольствия отнимается 1500 сомов, эта цифра делится пополам, приплюсовывается к первой - и уже с получившейся суммы высчитывается 80%. Я резонно возразил коллегам из пенсионного отдела, что постановление противоречит закону. С этим же выводом отправился и к депутатам.
Народные избранники согласились с полковником, пообещали рекомендовать правительству пересмотреть спорное постановление, но ничем конкретным помочь не смогли. Возмущенный Каравай Асаналиевич обратился к друзьям - тоже бывшим полковникам, юристам; тогда они и создали инициативную группу и начали путешествие по инстанциям.
Мы сначала и не думали судиться с государством. Еще раз внимательно ознакомившись со всеми документами, обратились к президенту как к гаранту Конституции. Из администрации пришла отписка - дескать, надо обращаться в Соцфонд. В последнем нам ответили, что "не занимаются военными пенсионерами", поскольку мы получаем пенсию из республиканского бюджета. В конце концов вся эта чехарда нам надоела и мы подали заявление в суд. Спасибо СМИ - они отнеслись к нам с пониманием, распространили информацию о нашем деле. Реакция Белого дома последовала довольно быстро: зимой 2004 года мне домой позвонили и попросили передать, чтобы "я не будоражил народ". Но я понимал, что в тот момент на меня и моих единомышленников с надеждой смотрят другие пенсионеры. Обидно - мы ведь офицеры, всю жизнь посвятили службе Родине, а в итоге оказались ограблены ее же властями.
Служители Фемиды поддержали полковников, вынеся летом 2005 года решение в их пользу. Интересно, что представители ответчика, то есть правительства, на судебные слушания не являлись. Забегали, лишь получив исполнительные листы. Суд постановил выплатить "мятежным полковникам" (на тот момент в инициативную группу входили уже девять "бывших") более 200 тысяч сомов. Минфин тут же подал встречный иск, но судьи вновь вынесли решение в пользу пенсионеров. Точку в деле поставил Верховный суд.
- В итоге мы все-таки получили недоплаченные, но причитающиеся нам деньги. Узнав о нашем успехе, исковые заявления в суд понесли и другие пенсионеры-силовики - около тысячи человек. В целом они отсудили у государства порядка 9 миллионов сомов.
Сегодня подобные инициативные группы созданы во всех одиннадцать силовых структурах КР. В июле 2006 года правительство приняло постановление о выплате всем 15 тысячам пенсионеров задолженности за год, то есть с того момента, как вступило в силу решение межрайонного суда (в среднем они получили по 8-10 тысяч сомов). На 750-800 сомов увеличилась и ежемесячная пенсия. В итоге государство выплатило 446 миллионов сомов "долгов". Пенсионные отделы ведомств сами пересчитывают "недосдачу" и постепенно выплачивают ее пенсионерам.
- Конечно, пенсионеры могут подать исковые заявления на возмещение задолженности с 1995 года с учетом пени, инфляции, упущенной выгоды… Думаю, они выиграют.
Сегодня группа Асаналиева вновь штурмует суды. Полковники требуют компенсировать "неиндексацию" пайковых. Они уже выиграли дело в двух инстанциях, сейчас оно находится на рассмотрении в Верховном суде.
- Согласно Закону "О пенсионном обеспечении военнослужащих", пенсия выплачивается с учетом пайковых, - разъясняет Каравай Асаналиевич. - Несмотря на то что еще в 1994 году правительство республики приняло решение выплачивать их в одинаковом объеме как действующим сотрудникам силовых структур, так и ушедшим в отставку, первые сегодня получают более 1000 сомов, а мы - менее 200! Цена вопроса, по примерным подсчетам, составляет 20-25 тысяч сомов на одного человека - в целом это более 300 миллионов сомов.
Каравай Асаналиев сотоварищи побывали на приеме у президента страны Курманбека Бакиева, встречались с экс-премьерами Феликсом Куловым и Алмазбеком Атамбаевым. Государственные мужи разделили чаяния полковников, но посетовали, что денег в казне на просимые выплаты не заложено. Министерствам дали команду подготовить проекты изменений касательно "пайкового вопроса". Но Минфин снова выразил недовольство: мол, ничего не получится - бюджетный дефицит.
- Меня как пенсионера это мало волнует - выплатите то, что я заработал, что мне положено. Но мы ожидали подобной реакции и снова подготовили исковое заявление. 22 апреля должно состояться заседание Верховного суда, уверен, что и он вынесет решение в нашу пользу. А как же иначе? Ведь власти постоянно говорят, что Кыргызстан - правовое государство! Если судьи все-таки не поддержат нас, мы намерены обратиться в Страсбург. Бороться будем только в правовом русле. Как бывшие сотрудники силовых структур мы не приемлем публичную - "площадную" - борьбу.
Хороший пример заразителен
Каравай Асаналиев шутит, что борьба с правительством сделала его очень популярным человеком. К нему и его товарищам за советом и помощью обращаются не только коллеги-силовики, но и работники других бюджетных организаций. Первыми примеру группы Асаналиева последовали учителя: очередное нарушение законодательства обнаружила педагог из села Боконбаево Тонского района Иссык-Кульской области Лиля Сопиева. Дело в том, что, согласно ст. 32 Закона "Об образовании" от 2003 года, учителям положена доплата за стаж педагогической работы: за 5 лет - в размере не менее 10%, за 10 - не менее 20%, за 15 и выше - не менее 30 % от суммы заработной платы. Однако эти надбавки педагогам никогда не выплачивались.
- Молодец Лиля Сопиева! - хвалит Асаналиев. - Она не только заметила неувязку, но и стала бороться за права учителей. Кстати, за советом обращалась в том числе и к нам. Мы помогли педагогам оформить исковые заявления и были уверены, что они обязательно выиграют.
саналиев оказался прав: суд поддержал требования иссыккульских учителей и обязал Минфин выплатить им свыше 700 тысяч сомов. Прознав об успехе коллег, в Первомайский суд столицы понесли заявления и преподаватели других школ… А в марте текущего года премьер-министр подписал постановление о выплате задолженности учителям и поручил Минфину выпустить с этой целью государственные ценные бумаги. Всего же с 2003 по 2007 год государство задолжало педагогам 4,2 миллиарда сомов. Компенсация будет выплачиваться поэтапно, все долги планируется погасить до конца 2010 года.
На очереди, по признанию Асаналиева, медики. Они уже обращались к нему за консультацией по вопросу истребования у государства положенных денег.
- Для начала надо закончить наше собственное дело с пайковыми, а после можно будет и врачам помочь, - обещает полковник. - Главное, что есть люди, готовые отстаивать свои права в соответствии с законом.
Мария ОРЛОВА
Добавить отзыв