Страна одного дня (за 17 лет Кыргызстан провозгласил 270 различных госпрограмм и стратегий развития)
В любой нормальной стране рано или поздно встают вопросы: а куда же мы движемся? Чего хотим достичь? Ведь если нет цели, нет и возможности мобилизовать резервы и объединить народ ради ее достижения. Как бы не хотели власти, без поддержки населения им не обойтись. И в ситуации, когда у страны нет цели, а народ не знает, куда она движется, любые, даже самые гениальные идеи власть имущих будут наталкиваться на глухую стену непонимания. Похоже, именно в такой патовой ситуации оказался Кыргызстан…
Какая идеология, когда свет вырубают?
Метания республики, начавшиеся 17 лет назад, продолжаются. Никто – ни команда первого, ни второго президентов, многочисленные правительства и советники – до сих пор четко не объяснили народу, каким должен стать Кыргызстан, к чему прийти. Отсутствие подобной цели, наподобие американской мечты, породило в обществе полное безразличие к любой инициативе, спускаемой сверху.
Конечно, у нас было много всяческих стратегий и программ развития, но в большинстве из них за обилием цифр зачастую рассмотреть конечную цель простому человеку практически невозможно. Да, мы принимали и продолжаем принимать концепции, но что от их выполнения получит гражданин Кыргызстана – тайна, покрытая мраком. Максимум, что можно узнать, так это то, к какому-то году в стране теоретически станет меньше бедных. А чаще чиновники отделываются универсально-утопической формулой – население станет жить лучше.
В итоге за все 17 лет независимости в Кыргызстане, по данным министра экономического развития и торговли Акылбека Жапарова, утверждено 270 различных программ и стратегий. «Конечно, были попытки провести инвентаризацию. В итоге отменено около 120 программ», - подчеркнул он. Жапаров даже предложил ввести мораторий на принятие всевозможных стратегий по развитию республики.
Конечно, можно все списать на мировые процессы, отсутствие средств на реализацию глобальных проектов. Но тот же Акылбек Жапаров заявил, что МЭРТ настаивает, чтобы Министерство сельского, водного хозяйства и перерабатывающей промышленности приняло программу по развитию алкогольной отрасли. «Мы единственная страна в мире, где эта сфера убыточна. А Минсельхоз вместо этого утверждает документ по развитию рыбного хозяйства», - говорит министр.
Все это происходит в верхних эшелонах власти, которые как раз и должны, в первую очередь, действовать сообща, заглядывать хотя бы в ближайшее будущее, в завтрашний день. С другой стороны, доверять нынешним чиновникам заботу о будущем республики не менее страшно. Например, в долго пиарившейся Среднесрочной стратегии развития страны указано, что по ее завершении в 2010 году средний ежемесячный доход одного человека составит $100. А в программе развития национальной энергетики и вовсе сообщается, что к 2012 году население будет покупать электроэнергию по самым высоким тарифам. Неправда ли, веселенькие перспективы нас ожидают?
А 23 мая президент Кыргызстана Курманбек Бакиев на встрече со статс-секретарями министерств и ведомств заявил, что «нам всем придется потуже затянуть пояса». В очередной раз. А многим, видимо, и на шее.
Вот с такими целями, перспективой повышения цен на продукты, отопление, газ, электричество, введением налога на недвижимость нам еще пытаются навязать какую-то идеологию. Или призвать людей к помощи государству в решении каких-то проблем. Стоит вспомнить полностью провалившуюся идею с фондом погашения внешней задолженности страны. Всех собранных по призыву чиновников денег в нем хватит разве только на новую иномарку для какого-то министра.
Или вот совсем свеженькая инициатива от Жогорку Кенеша, объявившего строительство Камбаратинской ГЭС-2 всенародной стройкой. Интересно, на что рассчитывают депутаты? Видимо, на то, что с бедных бюджетников в приказном порядке вновь сдерут однодневный заработок. На большее навряд ли в стране кто-нибудь разорится…
Даже здравые идеи, вокруг которых можно было бы объединить людей в Кыргызстане, не находят поддержки населения. У нас нет единства. В стране существуют два государства – простых людей и чиновников – с совершенно разными целями. У нас нет одной цели, нет идеологии. И здесь нельзя не согласиться с депутатом парламента от фракции социал-демократов Исой Омуркуловым, напомнившим коллегам, что объявить какую-то стройку всенародной возможно было лишь во времена Советского Союза. «Но тогда были идеология, атмосфера. А сегодня - какая идеология, если свет каждый день вырубают?» - заключил он…
Как заКАПать миллионы
И вот в то время власти, поставив народ в не очень удобную позу, пытаются раскрутить его на деньги, при этом еще и любви требуя, сами ограничивать себя ни в чем, похоже, не собираются. Ведь чтобы ознакомиться с последними достижениями западного автопрома, не обязательно ехать на выставки в далекие страны, достаточно заглянуть на стоянку перед «Белым домом» или любым министерством.
А чего стоят разгоревшиеся на прошлой неделе в Жогорку Кенеше страсти по поводу, как бы потратить 40 миллионов сомов на ремонт здания парламента! Застрельщиком здесь выступил торага Адахан Мадумаров: «Когда Турдакун Усубалиев реконструировал центральную площадь столицы, когда строил здание Агропрома, Библиотеки имени Ленина, Музея Фрунзе, сколько было критиков! А сейчас, когда приезжают зарубежные гости, первым делом мы их ведем на площадь Ала-Тоо».
Конечно, попасть в историю хочется любому политику, вот только тот же Турдакун Усубалиев вошел в нее явно не за реконструкцию центра столицы. Но спикер дожимал своих коллег, даже пытался надавить на патриотизм: «Еще, помните, когда шла война, несмотря ни на что шли концерты и театральные постановки, мы также должны идти по этому пути». А потом и на слабые места депутатов: «Вы ездите по зарубежным странам, видите, какие у них здания. В Жогорку Кенеше должен быть зал, которым мог бы гордиться Кыргызстан, посмотрите, какой зал заседаний у правительства».
Напомним: вся эта шумиха разгорелась после того, как Адахан Мадумаров принял делегацию парламентариев из Китая. Уже тогда он стал намекать своим коллегам по Жогорку Кенешу, что ему, как главе законодательной ветви власти, стыдно принимать гостей в таком здании. Логичнее было бы стыдиться, что в Кыргызстане, по официальным данным, 42 процента населения живут за чертой бедности…
В этот раз инициатива о ремонте не прошла. Но можно быть уверенным в том, что здесь сыграла свою роль совсем не проснувшаяся в депутатах «скупость» и бережное отношение к государственным деньгам. Так, по данным итогов аудиторской проверки парламентской бухгалтерии, проведенной Счетной палатой КР, выявлены многочисленные факты фиктивных командировок. Выяснено, что за два последних года 134 лицами были сданы 311 фиктивных квитанций за проживание в гостиницах. Эти липовые документы на общую сумму $16 тысяч приложены к авансовым отчетам «командированных», но упоминание о них отсутствует в книгах регистрации жильцов в тех самых гостиницах. И это только один маленький абзац из отчета аудиторов о совсем маленьких проказах парламентариев и их аппарата.
Так что дело здесь в самом Адахане Мадумарове, вернее, в каком-то подковерном конфликте, разгоревшемся между ним и седьмым этажом «Белого дома», активно выступившем против ремонта Жогорку Кенеша. Поэтому есть подозрение, что вопрос о реконструкции здания парламента еще всплывет. И тут есть свое железное правило, своя идеология: кто-то в этой стране деньги с трудом зарабатывает, а кто-то их с такой же легкостью тратит…
В нашу гавань не заходят корабли
К сожалению, в Кыргызстане не проводятся широкомасштабные независимые социальные опросы, которые бы показали истинные настроения людей. В последнее время простых людей в стране не только не слышат, их просто не хотят слышать. По результатам же исследования крупной международной компании GfK, разные фобии испытывают 88 процентов жителей России. Среди основных страхов – боязнь голодной старости, потери работы, болезней и связанных с этим материальных затрат.
По словам психолога Юрия Левченко, «высокий уровень опасений связан с тем, что россияне боятся неизвестности». «Вспомните времена Брежнева. Люди тогда ничего не боялись, потому что были уверены в завтрашнем дне», - говорит он. «На самом деле мы боимся нищеты. Заболев, человек лишается возможности зарабатывать, - поясняет социолог Анна Иванова. - К тому же доходы у нас низкие, а лечение дорогое».
С большой долей уверенности можно сказать, что все это можно отнести и к Кыргызстану. Причем в самом худшем варианте. Ведь не зря же люди уезжают из страны именно в Россию. И не только на заработки. По данным главы Государственного комитета КР по миграции и занятости Айгуль Рыскуловой, только за последнее время российское гражданство приняли 100 тысяч наших соотечественников.
Из Кыргызстана уезжали и раньше, но сейчас миграция за рубеж все чаще напоминает какое-то хаотическое бегство. Причем большинство заранее знает, что добиться каких-то выдающихся результатов на новой родине навряд ли получится. Но получить какую-то уверенность в завтрашнем дне – этого зачастую уже достаточно для того, чтобы покинуть Кыргызстан.
Есть забавное определение того, чем отличаются друг от друга реалист, оптимист и пессимист. Если ее немного адаптировать к нашей действительности, то получится следующее: пессимист видит только темный тоннель, по которому предстоит пройти, оптимист – темный тоннель и свет в конце тоннеля, а реалист – даже отсутствие этого самого тоннеля.
Раньше в Кыргызстане пытались построить то вторую Швейцарию, то вторую Малайзию. Сейчас мы вообще ничего не строим, продолжая проедать оставшееся от Советского Союза наследство. Потребительское государство, которое живет только одним днем, без целей, без идей… Страна одного дня…
26/05-2008 11:52, Бишкек – ИА «24.kg», Антон ЛЫМАРЬ
URL: http://www.24.kg/glance/2008/05/26/85547.html
Отзывы
Гость (не проверено)
Интересный - ФАКТ, как
пн, 2008-05-26 20:23Добавить отзыв