Сразу после того, как пресс-служба президента Кыргызстана объявила о назначении брата главы государства Жаныбека Бакиева на пост руководителя Службы Государственной охраны (СГО), редакция ИА «Фергана.Ру» обратилась за комментариями к известным экспертам, политикам и политологам в Кыргызстане и в России. Представляем данный экспресс-опрос мнений вниманию наших читателей.
Динара Оширахунова, глава коалиции НПО «За демократию и гражданское общество» (Кыргызстан): «Есть закон о государственной службе, есть нормы о родственных связях высших должностных лиц. Когда оппоненты президента говорят о наличии семейно-кланового правления, то глава государства обижается, а вот тут факт - налицо. Президент как гарант конституции, первое лицо в государстве, должен служить эталоном порядочности, но, к сожалению, мы этого не видим. Мы искренне хотели бы гордиться главой государства, но этого не получается. Назначение на государственные должности предполагает какие-то нормы, конкурс, альтернативу, оценку профессиональных качеств. Но данное решение доказывает, что главный критерий должностных назначений - это личная преданность главе государства. Брат президента, конечно же, имеет право занимать государственные должности, но это должен быть конкурсный отбор».
Орозбек Молдалиев, политолог (Кыргызстан): «За Жаныбеком Бакиевым висит «матрешкагейт» (скандал с задержанием оппозиционного лидера Омурбека Текебаева в Польше с героином в багаже и выводом парламентской комиссии о возможной причастности Жаныбека Бакиева к данной провокации. - Прим. ред.), дело замяли, осталось неясным: то ли брат президента причастен к этой провокации, то ли Омурбек Текебаев действительно сам вез наркотики. Нужно или опубликовать официальные документы о непричастности брата президента к этому делу, или Текебаев должен «сознаться» в том, что вез наркотики».
Токтогул Какчакеев, политолог (Кыргызстан): «Единственное, что я могу сказать, - это мои искренние поздравления всем братьям Бакиевым».
Бакытбек Бешимов, руководитель фракции социал-демократической партии в Жогорку Кенеше (парламенте Кыргызстана): «Я не удивляюсь этому решению президента. Данное назначение - это упоение властью, пренебрежение всеми правилами, дополнительные и весомые доказательства семейно-авторитарного режима правления. Мы живем под властью отсталых людей, людей, смотрящих назад и тянущих туда же нашу страну. Налицо нарушение закона о государственной службе, где есть запретительная норма, согласно которой близкие родственники не могут работать на должностях прямого подчинения».
Санобар Шерматова, член экспертного совета РИА «Новости», эксперт ИА «Фергана.Ру»: «Примеров, когда первое лицо охраняет его родственник, на постсоветском пространстве можно посчитать по пальцам. Самый известный случай относится к Чечне: нынешний президент Рамзан Кадыров возглавлял службу охраны своего отца, который на протяжении нескольких лет руководил республикой. Но это не типичный пример. В Чечне шла война, на Ахмад-хаджи Кадырова было организовано несколько покушений со стороны боевиков, во время которых погибли служившие охранниками его племянники и другие родственники. Понятно, что в экстремальных ситуациях самое дорогое – жизнь - можно доверить только близким людям.
Пример с Казахстаном относится к другому разряду. Зять Нурсултана Назарбаева Рахат Алиев был назначен руководить президентской охраной не из-за опасности для первого лица. Так сложилась ситуация: поссорившийся с влиятельными деловыми людьми Алиев должен был «пересидеть», пока утихнет скандал. В охране президента он был, что называется, на глазах своего тестя.
В современной Киргизии, слава Богу, нет войны, а брата президента не нужно, как когда-то Рахата Алиева, изолировать от его оппонентов.
С приходом Жаныша Бакиева охрана президента, несомненно, укрепит свое влияние на все сферы жизни республики, не говоря о силовых ведомствах. Теперь эту структуру по ее значимости можно будет сравнивать с президентской охраной Бориса Ельцина, а Жаныш Бакиев, видимо, будет играть приблизительно ту же роль, что и Александр Коржаков, пользовавшийся на этом посту огромной властью. Конечно, здесь политический расчет: назначение Жаныша Бакиева идет в русле процесса укрепления Семьи и начавшейся подготовки к следующим президентским выборам».
Аркадий Дубнов, эксперт по Центральной Азии, международный обозреватель газеты «Время новостей»: «Оценивать сегодняшнее назначение брата президента Бакиева на должность начальника службы государственной охраны можно исходя из различных соображений. Во-первых, я бы с некоторым скепсисом отнесся к фразе государственного советника Киргизии Токона Мамытова, который, представляя личному составу службы нового руководителя Жаныбека Бакиева, сказал, что в «некоторых странах мира ответственность за охрану и безопасность глав государств и правительств возложена на их родственников или приближенных лиц, и эта процедура воспринимается как обычное явление». Хотелось бы услышать, в каких конкретно странах мира такого рода назначения воспринимаются как обычное явление.
Я думаю, что если такое и происходит, то только в режимах государств Персидского залива, таких как Саудовская Аравия, Бахрейн, Кувейт и т.д. - где все главные должности занимают представители правящей семьи, состоящей из нескольких десятков принцев. Там, действительно, охранником главы государства-принца может служить другой принц. В отличие от них, как мне всегда казалось, Киргизия – это государство, которое претендует на статус транзитной страны, идущей по пути демократии, где подобного рода назначения вызывают некие сомнения, независимо от того, насколько профессиональной выглядит выбранная кандидатура.
Во-вторых, назначая родного младшего брата на должность своего личного главного охранника, президент Бакиев уже второй раз за последние несколько дней демонстрирует свою силу в качестве главного распорядителя властных ресурсов в Киргизии и верховного арбитра в схватках между провластными кланами страны, главные из которых наблюдатели относят к семье президента. Первый раз это было выражено в абсолютно неожиданном назначении президентом на пост спикера парламента никому не известного депутата, и главное – не относящегося ни к какому из провластных кланов.
Назначение Жаныбека Бакиева на новую должность означает, что между этими кланами, один из которых возглавляет сам Жаныбек, а главенство во втором молва приписывает сыну президента Максиму, наступило, возможно, некое примирение. В противном случае, президент вряд ли допустил бы усиление одного из родственных кланов. Не исключено, впрочем, что назначение Жаныбека Бакиева шефом одной из спецслужб, как это не парадоксально, призвано умерить его амбиции в качестве политика. В определенном смысле это можно считать достижением нынешней киргизской власти, поскольку так или иначе влияние этих кланов в данный переходный период неустранимо, а вражда между ними отражается на всей ситуации в стране.
В-третьих, анализ расстановки сил в ближайшем окружении президента Киргизии позволяет предположить, что сам Курманбек Бакиев таким образом несколько ослабил, может быть, мифическое, но тем не менее приписываемое абсолютное влияние на политическую ситуацию в стране руководителю своей администрации Медету Садыркулову. Известно, что отношения между Садыркуловым и Жаныбеком Бакиевым до сих пор нельзя было назвать безоблачными. Поэтому президент, возможно, старался достичь некоего баланса.
Но все это не имеет никакого отношения к тому, каким образом данное назначение отразится на имидже власти в нынешней Киргизии, ведь мало кто во внешнем мире станет вникать в расстановку сил внутри этой власти.
Поэтому надо быть готовым к тому, что это в высшей степени неординарное решение Курманбека Бакиева будет подвержено достаточно обидным для официального Бишкека комментариям».
03.06.2008 15:10 msk
http://www.ferghana.ru/article.php?id=5729
Добавить отзыв